p align="left">10. Правовой статус человека и гражданина Традиционно правовой статус в самом общем виде закрепляет положение личности в обществе и государстве. В то же время правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса, ту часть, которая устанавливается и закрепляется в правовых актах государства. Эта категория носит собирательный характер. Принято выделять несколько видов правового положения (статуса). Например, общий конституционный статус человека и гражданина, специальный статус определенной категории граждан, статус иностранцев и апатридов (лиц без гражданства), статус физического лица и т. д. Общий конституционный статус является одинаковым и единым для всех граждан государства, а также он выступает базовым, исходным для всех иных возможных статусов человека.Основы правового положения (статуса) человека и гражданина в РФ представляют собой комплексный институт, в структуру которого входят следующие компоненты: 1) конституционная правосубъектность;2) гражданство;3) основные принципы правового положения;4) основные права, свободы и обязанности;5) гарантии правового статуса.Конституционно-правовой статус личности, как было отмечено выше, включает в себя не только права, свободы, но и обязанности. Круг обязанностей конкретного человека зависит от его статуса, от того, какое место занимает индивид в данном обществе. В то же время существуют обязанности, которые возлагаются на всех без исключения. Так, в соответствии с все граждане России обязаны соблюдать конституцию и законы нашего государства. Несомненно, что обязанность граждан ограничивается не только соблюдением Конституции РФ и законов, на них лежит также обязанность соблюдения всего действующего законодательства страны. Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы11.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ А п -- это отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). А п -- это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития.Административное право -- отрасль российского права имеющее свой предмет, метод, систему и источники административного права. А п оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. С учетом федеративного устройства России это могут быть -- отношения между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего: Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.2.Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом Федерации).3.Нормативные указы президента РФ и положения.4.Нормативные постановления Правительства РФ.5Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ -- в отраслевом и межотраслевом масштабе.6Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств -- на республиканском уровне.7Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований нормативные правовые акты -- на уровне субъектов РФ.9Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.10Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его. Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права -- в Земельном, Таможенном Кодексах РФ. 12. Административная ответственность граждан. Административная ответственность - это ответственность физических и юридических лиц за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выражающаяся в применении к нарушителям установленных административных санкций. Признаки: 1) наступает при совершении административного правонарушения; 2) устанавливается преимущественно нормами административного права; 3) субъектами ответственности являются физические и юридические лица; 4) может наступать во внесудебном порядке; 5) порядок наложения взысканий регламентируется административно-процессуальными нормами; 6) не влечет последствия в виде судимости. Различают два основания наступления административной ответственности (как и любой другой): фактическое и юридическое. Под фактическим основанием понимают акт человеческого поведения (или поступок), однако не любой поступок, а только нарушающий нормы права, т. е. являющийся правонарушением. Юридическое основание административной ответственности- это состав административного правонарушения, под которым понимают совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение и отграничивающих его от других правонарушений. В состав проступка входят признаки, характеризующий объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Административная ответственность физических лиц за проступки наступает с 16 лет. Законность и обоснованность применения мер административной ответственности невозможны без оптимального количества и состава органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это-органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами. Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида -- проступок и преступление Виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием административного правонарушения; лишение специального права, представленного данному гражданину (права на вождение транспорта, права охотника и т.д.); административный арест; выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; исправительные работы 13. Трудовое право как отрасль права Трудовое право можно определить как отрасль права, нормы которой регулируют комплекс общественных отношений, связанных c трудом. Трудовое право -- отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Трудовые отношения -- это общественные отношения, которые возникают по поводу применения труда, когда сам общественный процесс труда является предметом обязательств и правовой регламентации. Для этих отношений характерны следующие признаки: трудовые отношения -- это волевые общественные отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы к средствам производства, эти отношения возникают во всех случаях, когда трудящийся включается в коллектив предприятия, выполняет определенную трудовую функцию в коллективе, подчиняется трудовому распорядку и распоряжениям собственника (предпринимателя, администрации). Объектами правового регулирования служит живой труд, его организация и условия. Каждый вид собственности порождает соответствующие ему формы хозяйствования, а, следовательно, и соответствующие формы организации труда. Поэтому различают несколько групп трудовых отношений: трудовые отношения, складывающиеся на базе государственной форме собственности; трудовые отношения, складывающиеся на базе коллективной форме собственности; трудовые отношения, складывающиеся на базе частной собственности. Основными принципами регулирования трудовых отношений являются: договорной характер трудовых правоотношений; Источниками трудового права являются: Конституция РФ (в ней провозглашается право на труд, на отдых и другие нормы, устанавливающие основные положения трудового права), Законы РФ и субъектов РФ, основным источником среди законов является Кодекс законов о труде РФ; подзаконные акты органов государственной власти, Основные принципы ТП: свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы, многообразие форм собственности и соответственно правовая охрана всех форм организации труда и трудовых отношений, юридическое равенство субъектов трудовых правоотношений, принцип свободы договора в пределах, установленных законом, принцип всемерной охраны прав и законных интересов граждан, принцип недопустимости злоупотребления со стороны граждан, их коллективов и других участников трудовых отношений. 14.КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЕ Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником. Коллективный договор является способом правового регулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. К заключению коллективного договора предъявляется ряд обязательных требований: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуру разработки и заключения коллективного договора. Структура коллективного договора включает три вида условий: нормативные условия (положения) коллективного договора -- локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников этого предприятия; обязательственные условия (положения) -- они, в отличие от нормативных, не означают правил поведения общего характера, они конкретны и касаются взаимных обязанностей сторон (система и размеры оплаты, пособия, компенсации, условия высвобождения работников, условия труда и его охраны и т.д.) информационные положения -- они отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня. Срок действия коллективного договора -- от 1 до 3 лет. Эффективность его действия зависит от контроля за его соблюдением сторонами и органами Министерства труда РФ и субъектов. Юридическая ответственность в случае нарушения коллективного договора выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер. Коллективное соглашение -- правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Как и коллективный договор, он является правовой формой социального партнерства. В зависимости от сферы регулирования различают соглашения: генеральные, отраслевые, специальные. Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения социально-экономической политике. Отраслевые -- устанавливают направление социально-экономического развития отрасли, условия труда и социальные гарантии в отрасли. Специальные соглашения преследуют цель решения социально-экономические проблем конкретной территории. Трудовой договор -- это согласие между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определенную работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется предоставлять обусловленную работу, выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель, каждая из сторон должна обладать праводееспособностью (правосубъектностью), т.е. способность иметь и своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности. Трудовой договор включает в себя условия: обязательные (необходимые) и дополнительные (факультативные). К обязательным условиям относятся: взаимное волеизъявление сторон о приеме-поступлении на работу и ее место; установление трудовой функции рабочего или служащего; определение момента начала работы; условия оплаты труда. Дополнительные условия трудового договора зависят от усмотрения сторон, но не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством и нормативными соглашениями. Все условия как обязательные, так и дополнительные являются обязательными для выполнения и нарушение их со стороны администрации служит уважительной причиной для досрочного расторжения трудового договора. Законодательство устанавливает основания для прекращения трудового договора. Существует следующая классификация таких оснований:прекращение трудового договора по взаимному волеизъявлению сторон,прекращение по инициативе администрации предприятия в связи с ликвидацией предприятия; и т,д
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|