на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Право в истории Рима
table>

18. Правовое положение колонов.

В период империи возникает новая категория юридически зависимых людей - колоны. Не только Кодекс Юстиниана, но и Кодекс Феодосия отводит немало места колонату. Однако время возникновения колоната так же, как историческое его происхождение до настоящего времени не вполне выяснено. По-видимому, колонат представляет собою порождение условий, предопределивших окончательное разложение рабовладельческого строя Рима и переход Европы к феодальному строю. Однако неясны ни время зарождения колоната, ни степень влияния, оказанного на его развитие однородными формами зависимости в Египте, в Азии.

Можно утверждать, что термин «колонус» постепенно изменил свое значение. Не только в период республики, но и при принципате колон - это арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, с которым его связывают лишь договорно-обязательственные отношения.

В период империи юридически независимый колон становится фигурой экономически все более важной для хозяйственной жизни Рима.

Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, когда-то обильно пополнявший ряды рабов, сделали выгодой обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк, а иногда на условиях некоторых барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые, главным образом, из беднейших элементов населения колоны скоро попадают в экономическую зависимость от землевладельцев, как на почве денежных займов, которые те предоставляют колонам для нужд хозяйства, так и на почве задолженности по оборочным платежам.

Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую немало способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле; это находилось в соответствии с общей тенденцией императорского законодательства прикреплять людей к профессиям, которыми они занимались.

Первым известным актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322г., которая предписывает принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда др. законов, выражавших то же стремление прочно связать колона с землей, издается в 357 г. закон, воспрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появляется новая категория зависимых людей - людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка дает землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С др. стороны, и землевладелец не вправе изгнать колона, со своей земли, не вправе продать земли без колонов, либо колонов без земли.

Кодексу Юстиниана известны следующие основания возникновения юридического положения колона:

- рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном;

- соглашение, в силу которого свободный человек поселяется в качестве колона на чужой земле;

- проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны.

Кроме того, превращаются в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством.

Этому немалому числу оснований возникновения состояния колона противостоят всего 2 основания его прекращения:

- приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка и

- возведение колона в епископский сан.

Таким образом, на смену основной форме эксплуатации человека человеком в античном обществе - рабству, процесс разложения рабовладельческого хозяйства подготовил другую форму эксплуатации человека человеком, которой суждено было стать основной в феодальном обществе эксплуатации крепостных крестьян.

19. Правовое положение рабов.

В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния - пленение воинов вражеского гос-ва, обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима, и рождение от рабыни. Последний вариант является следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось. Вначале определяющим был статус матери в момент родов, затем, в послексассическую эпоху, - любой отрезок времени, в который мать была свободной в период беременности. Возможно было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином. К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство. Свободнорожденные римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего гос-ва, они продавались за граничу. Соотношение источников рабства к началу классического периода меняются. Запрещается порабощать сограждан, сокращается долговая кабала. Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом и продолжавшую ее, несмотря на предупреждение. Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались, в частности, в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

К середине 2в. до н.э. раб окончательно превращается в средство производства, с которым хозяин мог обращаться как с вещью.

Сокращение возможности обращать в рабство сограждан привело к тому, что купля-продажа рабов-чужеземцев, поставляемых на рынки в результате воин, стала новым и распространенным источником рабства. После провозглашения императором Августом «римского мира» войны как источник рабства, по сравнению с законными способами, утратили первенствующее значение. В результате в первые три века новой эры кол-во рабов, поставляемых на рынок, значительно сократилось.

Как следствие кризиса традиционной системы рабства, усиливается напряженность в отношениях рабов и рабовладельцев. Устанавливается применение пыток и казнь рабов убитого господина, находившихся под одной с ним кровлей и не пришедших ему на помощь. С конца 1в. намечается тенденция вмешательства гос-ва в отношения раб - господин с целью ограничения произвола рабовладельцев. Последним, а также муниципальным магистратам, запрещается казнить рабов, навечно заковывать, отдавать их в гладиаторы. Преступления, совершаемые рабом, отныне подлежат ведению суда. Они также сами несли ответственность за преступления, совершаемые с ведома или по приказу хозяева. Даже жалобы господ на интимные связи рабов с их женами рассматривались органами гос-ва. В соответствии с эдиктом императора Клавдия больной раб, лишенный помощи хозяина, обретал свободу. Конституция др. императора - Антонина Пия - устанавливала уголовную ответственность господина за убийство своего раба. К этому времени относится окончательное оформление принципа, согласно которому в случае сомнения в статусе человека, возникшего в судебном споре, оно толковалось в пользу признания его свободным. Так же решались аналогичные ситуации: если раб должен был получить свободу по выполнении какого-либо условия, соблюдению которого препятствовали, он тем не менее получал свободу; раб приобретал статус свободного человека и в случае признания недействительным завещания, по которому он получил свободу; при сокрытии наследником завещания, освобождавшего раба, последний мог обратиться в суд, хотя вообще такая возможность принципиально исключалась.

Таким образом, власть отдельных рабовладельцев над рабами была значительно поколеблена, последние, оставаясь в подчинении своих господ, в определенной степени приобрели подданство гос-ва.

Бесправие рабов в имущественной сфере издревле пришло в противоречие с потребностями хозяйственной жизни. Хотя раб приравнивался к орудиям производства, животным и т.п., он отличался от них своей сознательной волей и интеллектом, которые можно было использовать в интересах господ. В этом качестве раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юр. действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т.е. как если ьы такие действия совершал сам рабовладелец. Между тем по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес, что противоречило принципам гражданского оборота.

Начиная с 1в. юристы разрабатывали нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность рабов от лица господина, признав в некоторых случаях за ними возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособность, развив понятие натурального обязательства, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства. Другая, не менее важная новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев. В соответствующих ситуациях действовали преторские иски, дифференцируемые в зависимости от рода деятельности: из договора, заключенного рабом-капитаном принадлежащего господину корабля, из дог-ра заключенного рабом-управляющим предприятием господина, из дог-ра закл. рабом по приказу господина, выраженному в любой форме. В перечисленных случаях раб действовал от имени господина, а не по своей инициативе, поэтому по всем искам господин отвечал полностью. Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия - обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Предметом пекулия могло быть движимое, недвижимое имущество, а также рабы. Рабы имевшие пекулий нередко сами обладали рабами и были самостоятельными людьми. Богатство позволяло им обрести свободу. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам(префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство. Таким образом, институт пекулия способствовал имущественному и правовому возвышению наиболее способных рабов. В сущности же он свидетельствовал о кризисе социальной системы, в которую интегрировались привилегированные рабы.

21. Юридические лица в римском праве.

В современной правовой теории юр. лицами признаются организации и учреждения, являющиеся субъектами гражданских прав и обязанностей, обладающие обособленным имуществом и от своего имени участвующие в гражданском обороте, суде и арбитраже.

Наиболее распространенная форма юр. лица - акционерное общество - мощный катализатор цивилизованной экономики. Французский экономист Рипер считает акционерное общество «величайшим открытием нового времени, более драгоценным, чем открытие пара и электричества». Можно спорить относительно такой оценки значения юридического лица, но несомненно, что в европейские правовые системы оно пришло из римского права, и это - одна из его крупнейших заслуг.

Уже в законах 12 таблиц содержалось положение, разрешающее образование частных корпораций при условии, что они не нарушали норм публичного права. По свидетельству Гая, существовали со своими уставами различные союзы, товарищества - с религиозными целями, профессиональные (ремесленники, пекари, солевары). В период республики число их увеличивается, появляются корпорации низших чиновников магистратов, похоронные товарищества. В бытии этих корпораций и отдаленно не содержалось идеи юр. лица: имущество корпорации не было обособлено от составляющих их членов, единого целого они не составляли, деловые потребности осуществляли отдельные члены корпорации от своего имени. Вместе с тем, по-видимому можно предполагать, что уже в то время у древних римлян начинает формироваться абстрактное представление о лице, субъекте права.

Следующий шаг римлян в интересующим нас направлении определенно обозначил зародыш идеи юр. лица. Он заключался в восприятии представления о римском народе как едином собственнике казны. Магистрат, совершая юр. акты с частными лицами, выступал от имени народа, и эти акты обязывали не магистрат, а римский народ в целом. Однако отношения эти регулировались не частным правом, а публичным. Римское гос-во, как единое целое отстаивало свои интересы силой постановлений собственных органов и выступало в качестве носителя верховных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.