p align="left">Разделение властей сохраняет, конечно, какое-то значение. Но не то, какое этому придается в речах и сочинениях теорети-ков и политиков. Оно сохраняет, в частности, значение внутрен-ней самозащиты одних частей системы власти от заселения других, то есть роль средства предохранения не столько от тирании системы власти по отношению к подвластному обществу, сколько от тирании в рамках самой системы власти независимую от ее отношения к обществу. Приведенные факты подтверждают мысль о том, что государст-во расширяет свои функции в жизни западного общества, а идея о разделении властей на практике оказалась нереализованной. Реалии оказались далеки от первоначальной идеи. Что скрывается за словосочетанием «гражданское общество»? Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Политические характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются ныне в понятии правового государства. Правовое государство, по сути дела, политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиаль-но складывается по правилам соотношения формы и содержания. Ильин А.Н., Коваль В.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце» (см. приложение 3). Снова приходится согласиться с автором книги «Запад», который пишет, что «гражданское общество», как и большинство понятий социальных наук, является смутным и много - мысленным. Еще с ХVIII века идет традиция включать в гражданское общество экономические, религиозные, моральные, национальные и другие негосударственные феномены. Это словоупотребление объяснимо условиями тех веков, когда западнизму приходилось еще утверж-даться в борьбе с феодализмом, который олицетворялся государст-вом. В XX веке западнизм победил бесповоротно. Зиновьев А. «Запад». М., 2001. Государственность стала адекватной социальной организации и экономике. И уже в рамках западнизма стали выделять некоторую совокупность социальных явлений, отличающихся как от явлений государственности, так и от экономики. Но и в этом случае, как правило, происходило и до сих пор происходит смешение двух словоупотреблений - нового и старого. Вышеупомянутый автор употребляет выражение «гражданское общество» как обозначение совокупности добровольных негосу-дарственных и неделовых (неэкономических) объединений граждан с целью защиты своих частных интересов, а также с целью защиты общих интересов, игнорируемых государством и деловыми кругами. Таким образом, единого понятия термина «гражданское общество» не существует. Но, тем не менее, совокупность всех социальных явлений, которые связы-вают с гражданским обществом, играют немаловажную роль в функционировании правового государства. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Уже десяток лет Россия усиленно строит правовое государст-во. Западные учителя нам усердно помогают в этом строительстве. Больших результатов позитивного характера Россия не достигла. Зато негативными «успехами» Россия поразила даже наших запад-ных партнеров. Возможно, в России построить правовое государство? Принципиально это осуществимо при наличии ряда условий, сход-ных с условиями, при которых сформировалось западное общество. Нужно длительное время, минимум лет сто. Нужен соответствующий человеческий материал с психологическими чертами современного западного человека. Нужна соответствующая организация общества с преобладанием делового аспекта в первичных клеточках общест-ва. Нужны зависимые народы для успешной экономической деятель-ности. Для формирования всех необходимых условий десятка лет явно недостаточно, А какого вида демократию можно построить довольно быстро? Предлагаю к рассмотрению ситуацию, которую опишу ниже. Намного ли такая картина далека от действительности? Стране навязываются внешние атрибуты западной политичес-кой системы - многопартийность, парламент, свободные выборы, президент и т.п. Но они тут являются лишь прикрытием режима совсем не демократического, а скорее диктаторского (авторитар-ного). Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незначительной части населения, наживающейся за счет этой нации. Эти люди имеют высокий жизненный стандарт, сопоставимый с таковым самых богатых слоев Запада. Колонизируемая страна доводится до такого состояния, что становится неспособной на самостоятельное существование. В военном отношении она деморализуется настолько, что ни о каком сопротивлении и речи быть не может. Вооруженные силы сохраняются лишь для того, чтобы сдерживать протесты населения и попытки оппозиции изменить ситуацию. До жалкого уровня низводится национальная культура. Место ее занимают самые примитивные образцы западной культуры, вернее - псевдокультуры Запада, массам населения предоставля-ется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны властей, доступные развлечения, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и от мораль-ных ограничений. Эту картинку изменить ее в лучшую сторону будет проблематично по той причи-не, что западные страны сформировались исторически в нацио-нальные государства: как социальные образования более высокого сравнительно с прочим человечеством уровня организации, как своего рода «надстройка» над прочим человечеством. Они развили в себе силы и способности доминировать над другими народами, покорять их. А историческое стечение обстоятельств дало им ... возможность использовать свои преимущества. Западные страны сложились не сами по себе, не изолирован-но от окружающего мира, а как часть суперструктур, имевших иерархическую структуру зависимости и подчинения: 1)метропо-лия; 2) зависимые страны и народы различной степени зависимости; 3)колонии различного уровня. Это стремление западных стран к образованию мировой супер-структуры не исчезло, а приняло новую форму и усилилось. Основные черты нового периода этого процесса таковы: 1) запад-ные страны покоряют планету не поодиночке, а совместно; 2) теперь они стремятся организовать все человечество так, как это соответствует их интересам. Россия в качестве равноправного партнера Западу не нужна, это очевидно. Место России уже определено. Это место сырьевого придатка Запада и его экспансионистских устремлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государство - это форма организации общества. Развитие и становление государства - естественно исторический процесс, связанный с крупным общественным разделение труда. По своему устройству государство есть многоаспектное социальное образование, имеет свои задачи, функции, формы. Формирование правового государства в нашей стране жизненная необходимость. Только правовое государство делает общество гражданским. Делает возможным свободное развитие каждой личности и всего общества. Подводя итоги данной работы, можно сказать, что постав-ленные задачи выполнены, а цели - достигнуты. Границы исследо-вания были оговорены во введении. Сущность правового государства была выявлена, источники, условия и тенденции развития этого социального феномена - определены. Конституция, разделение властей, многопартийность, демократический режим, права и свободы - все это внешние сто-роны правового государства. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными и законными способами. Конституция РФ признает право гражданина защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый гражданин может использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами механизмы их защиты. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый в праве обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Борисенков А.С. Политическая Россия сегодня. М., 1993. Граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти и не принимает к рассмотрению обращения, направленные против частных лиц и негосударственных организаций. Все выше перечисленные явления и являются показателем, что Россия стремится к построению правового государство БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Конституция РФ. М., 2004. 2. Всеобщая декларация прав человека. М., 2005. 3. Европейская Конвенция о защите прав человек и основных свобод 1950 г. М., 2004. 4.Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. 5. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989. 6. Борисенков А.С. Политическая Россия сегодня. М., 1993. 7. Гоббс Т. О государстве. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1991. 8. Джон Локк. Сочинения: В 3-х т. М., 1988. 9. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества \\ Гос-во и право. 1994. №7. 10. Зиновьев А. «Запад». М., 2001. 11. Ильин А.Н., Коваль В.И. две стороны одной медали: гражданское общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1. 12.Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. 13. Комаров С.А. Советское общенародное государство и личность. Красноярск, 1986. 14.Кудрявцев В.Н. Лукашова Е.А. Новое политическое мышление и права человека \\ Вопросы философии. 1990. №5. 15. Кучинский В.А Личность. Свобода. Право. М., 1978. 16. Малько А.В. Об ограничении прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ \\ Гос-во и право. 1993. №3. 17.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. 18. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание \\ Сов. гос-во и право. 1990. №2. 19.Нерсесянс В.С. Правовое государство: история и современность. \\ Вопросы философии. 1989. №2. 20. Ордещук П. К. Американская политическая система: поиск эффективной демократии // Свободная мысль. 1991. № 14. 21. Право и власть. М., 1990. 22.Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. 23. Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961. 24.Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001. 25.Теория государства и права \ Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001. 26. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990. 27. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985. 28. Язык закона. М., 1990. Приложение 1 1 Приложение 2 Личность, право, гражданское общество, правовое государство Политико-правовое состояние личности
1 Приложение 3
1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|