на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое обеспечение рекламной и информационной деятельности

Правовое обеспечение рекламной и информационной деятельности

27

Содержание

  • 1. Система контроля за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение
    • 2. Распределение массовой информации
    • 3. Общие и специальные требования к рекламе
    • Список использованных источников
1. Система контроля за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе может осуществлять ряд органов: Министерство торговли, Министерство информации, инспекции МНС, органы Комитета государственного контроля. Однако все они связаны определенными рамками, выходить за пределы которых не имеют право. Одни органы контролируют содержание рекламы, другие - соблюдение рекламораспространителями специфических требований к рекламе отдельных товаров и услуг, третьи проверяют ведение учета и расчеты за рекламу и т.д.

Полномочия государственных органов по контролю за рекламой регулируются, c одной стороны, нормативными правовыми актами, составляющими законодательство о рекламе (Закон РБ "О рекламе", Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации", Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий" и др.). С другой стороны, полномочия государственных органов определяются документами, устанавливающими их статус (как правило, это положения о министерствах), а также документами, регулирующими порядок проведения проверок (например, Указ Президента РБ от 15.11.1999 N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций").

Органом, уполномоченным контролировать рекламную деятельность, в системе органов государственного управления определено Министерство торговли. В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1594) это министерство контролирует соблюдение законодательства о рекламной деятельности, а также осуществляет контроль за проведением рекламных игр, регистрирует правила проведения рекламной игры, утверждает состав комиссии по ее проведению, размер и состав призового фонда.

В соответствии с указанным Положением в систему органов контроля за рекламой кроме самого Министерства торговли входят также управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома и соответствующие структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций.

Полномочия данных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе установлены ст. ст. 19, 20, 22 Закона РБ "О рекламе".

1. Получение информации. Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны представлять по требованию данных органов достоверные документы и объяснения в устной или письменной форме, видео - и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления контроля. Такое требование должно иметь форму официального письма Министерства торговли или соответствующего управления (отдела) исполкома и содержать требование представить соответствующую информацию. Поскольку право требовать данную информацию прямо предоставлено этим органам законом, каких-либо дополнительных документов (например, приказа или предписания), а также дополнительного обоснования не требуется.

2. Вынесение предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе. Законом о рекламе порядок вынесения предписания не установлен, поэтому такой документ должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам государственных органов, устанавливающим ограничения в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования: содержать номер и дату издания; быть подписанным руководителем или иным уполномоченным должностным лицом государственного органа; содержать указание на имевшее место нарушение и норму нормативного правового акта, который нарушается; требование государственного органа в соответствии с его полномочиями (в данном случае - предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе).

3. Вынесение решения об осуществлении контррекламы. Решение Министерства торговли (или соответствующего отдела, управления исполкома) об осуществлении контррекламы должно содержать все реквизиты ненормативного акта государственного органа.

Основания для вынесения предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и для вынесения решения об осуществлении контррекламы одни и те же: нарушения законодательства о рекламе. Право выбора, какое средство реагирования применить, остается за контролирующим органом. Осуществление контррекламы считается более действенным реагированием, поскольку рекламодатель не только прекращает нарушение законодательства о рекламе, но и информирует потребителей о том, что первоначально распространенная реклама является ненадлежащей. Кроме того, осуществление контррекламы требует определенных затрат, поскольку расходы по осуществлению контррекламы в полном объеме возлагаются на нарушителя.

Министерство торговли (соответствующий отдел, управление исполкома) определяет срок, в течение которого нарушитель обязан осуществить контррекламу. В случае если в данный срок контрреклама не осуществлена, Закон о рекламе предоставляет возможность Министерству торговли (соответствующему отделу, управлению исполкома) принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня ее опровержения. Полагаем, что в данном случае речь идет не о прекращении ненадлежащей рекламы (которая и так должна была прекращена в соответствии с требованием о контррекламе), а о прекращении любой рекламы, в том числе и надлежащей. Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, незамедлительно уведомляет об этом все стороны договора с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Контрреклама осуществляется тем же способом, с использованием тех же характеристик продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.

В отдельных случаях по решению Министерства торговли (соответствующего отдела, управления исполкома) допускается замена способа распространения контррекламы, характеристик ее продолжительности, пространства, места и порядка осуществления. Как правило, это происходит в тех случаях, когда осуществить контррекламу тем же способом, каким была распространена реклама, уже невозможно.

4. Передача материалов о нарушении законодательства о рекламе в иные уполномоченные государственные органы. Закон "О рекламе" предоставил Министерству торговли право при неоднократном нарушении законодательства о рекламе лицами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, передавать материалы о таких нарушениях в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии. Однако в настоящий момент эта норма не имеет практического применения, поскольку в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" такого основания для аннулирования или приостановления действия лицензии, как нарушение рекламного законодательства, не предусмотрено.

Министерство торговли вправе направлять материалы о нарушении законодательства о рекламе в суд для применения мер административного воздействия в тех случаях, когда за такое нарушение предусмотрена административная ответственность. Так, например, Министерству торговли предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях о нарушении законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий. Рассматривает данные дела суд. В настоящее время спорным остается вопрос о праве Министерства торговли составлять протоколы и рассматривать дела по ст.155-9 Кодекса РБ об административных правонарушениях ("Нарушение законодательства о рекламной деятельности"). Статьей 224-8 КоАП предусмотрено, что данные дела рассматриваются антимонопольными органами, и далее идет разъяснение, что от имени антимонопольных органов рассматривать подобные дела и налагать административные взыскания имеют право Министр предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, его заместители, председатели территориальных комитетов предпринимательства и инвестиций и их заместители. Несмотря на то что Министерство предпринимательство и инвестиций было преобразовано и часть его функций (в частности, по контролю за соблюдением законодательства о рекламе) была передана Министерству торговли, налагать взыскания по данной статье Министерство торговли, по нашему мнению, не имеет права. Во-первых, Министерство торговли не является антимонопольным органом (таким органом на сегодняшний момент выступает Министерство экономики). Во-вторых, даже тот факт, что Министерство торговли осуществляет контроль за рекламой и стало в этой сфере правопреемником Министерства предпринимательства и инвестиций, не позволяет применять ст. ст.155-9 и 224-8 КоАП РБ по аналогии, поскольку ст.72 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" напрямую запрещает применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.

Однако несмотря на то что применение ст.155-9 КоАП РБ на сегодняшний день по сути невозможно, практически идентичная данной статье диспозиция предусмотрена подп.5.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 "О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности". За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа законодательства о рекламной деятельности (за исключением рекламы алкогольных и табачных изделий) этим Указом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Протоколы о таких административных правонарушениях предоставлено составлять уполномоченным должностным лицам Министерства торговли, а рассматривать дела о таких правонарушениях - районному (городскому) суду (судье).

Министерство информации напрямую не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, однако может осуществлять этот контроль в части деятельности средств массовой информации, издательских, полиграфических предприятий, организаций книгораспространения. В соответствии с п.3 Положения о Министерстве информации на это министерство возложена задача по контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь средствами массовой информации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими издательскую, полиграфическую деятельность и деятельность по книгораспространению. Данная норма позволяет Министерству информации контролировать соблюдение любого законодательства данными субъектами, однако принимать меры реагирования оно вправе только в рамках предоставленных Министерству полномочий.

Так, Законом Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено право Министерства информации выносить предупреждения СМИ за нарушения законодательства (ст.16 данного Закона). В отличие от Министерства торговли, чьим территориальным органам Закон о рекламе предоставил право принимать аналогичные с Министерством торговли меры реагирования (вынесение предписаний о прекращении нарушения законодательства, требования о контррекламе и др.), Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации" предоставил право выносить предупреждение исключительно Министерству информации. Его территориальные органы вправе только наблюдать за соблюдением законодательства о СМИ и информировать министерство о выявленных нарушениях.

Статьей 30 Закона "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено, что в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25 процентов объема отдельного номера государственных, 30 процентов объема отдельного номера других периодических печатных изданий; а также 10 процентов объема государственного вещания для радио - и телепрограмм. Этой же статьей не допускается публикация в СМИ рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности. В случае выявления нарушений, предусмотренных Законом "О печати и других средствах массовой информации" (превышение допустимого объема рекламы либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии), Министерство информации выносит предупреждение. Предупреждение выносится на бланке Министерства информации, содержит номер предупреждения, дату издания, подписывается Министром или его заместителем. В случае нарушения указанных норм Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" кроме вынесения предупреждения Министерство информации вправе также приостановить деятельность средства массовой информации. При выявлении иных нарушений законодательства о рекламе (например, распространении ненадлежащей рекламы) оно вправе обратиться в иные уполномоченные органы (например, в Министерство торговли) для принятия соответствующих мер реагирования.

Предупреждения Министерства информации также обжалуются в Высшем Хозяйственном Суде в рамках производства по делам о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.