на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение Арктики
дним из необходимых условий допуска судна для плавания по трассам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п.5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие данных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Территориальное море определяется как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются: линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в изданных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России утвержден Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят линии, соединяющие мысы, лежащие на континентальной части северного побережья страны.

Эта система, будучи предопределена географическими особенностями района, в свою очередь обусловливает объединение имеющих различный правовой статус морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне понятно, что все эти положения полностью соответствуют международному праву.

Подобное соответствие относится и к правовому режиму территориального моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода иностранных судов. С учетом положений этих Конвенций в Федеральном законе 1998 г. устанавливается порядок мирного прохода через территориальное море.

Согласно ст.12 Федерального закона 1998 г. " иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".

Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда, иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п.1, 2 ст.21 Конвенции 1982г.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в полном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или временно ограничивается плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих и другая деятельность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям". Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.

Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уголовная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в полном соответствии с положениями ст.27 и ст.28 Конвенции 1982г.

Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты), открытые для захода иностранных судов.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Российской Федерации.

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, морские порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты, а также законодательство Российской Федерации, другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В отношении захода иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренние морские воды и морские порты, Федеральным Законом 1998 г. устанавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по дипломатическим каналам не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации, которым также могут быть установлены ответные ограничения такого захода.

Федеральным законом 1998 г. устанавливаются правила вынужденного захода иностранных судов, иностранных военных кораблей или других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты, согласно которым, правом такого захода пользуются суда, и корабли всех государств без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.

Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных обстоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; доставки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и другим государственным судам с ядерными двигателями или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному судну.

Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, морских портах и в территориальном море, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

При применении иностранным военным кораблем оружия против кораблей, судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и Уставом Организации Объединенных Наций.

Согласно ст 25 Конвенции по морскому праву прибрежное государств может принять в своём территориальном море меры, необходимые, для недопущения прохода, не являющегося мирным. В отношении судов, направляющихся во внутренние воды или использующих портовые сооружения за пределами внутренних вод, прибрежное государство имеет право принимать необходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются во внутренние воды и используют сооружения. Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостановить в определённых районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

3.2. Выработка режим охраны окружающей среды в Арктике

В настоящее время резко увеличилась потребность в международном сотрудничестве и создании международного режима охраны окружающей среды Арктики. Заинтересованность многих государств в сотрудничестве по предотвращению причинения ущерба арктическим экосистемам усиливает то обстоятельство, что взаимодействие между океаном (льдом) и атмосферой в Арктике играет огромную роль в формировании погодно-климатических у
словий во всем Северном полушарии. Негативные экологические изменения в этом регионе планеты могут иметь глобальные последствия: например, таяние арктических льдов под воздействием "парникового эффекта" способного вызвать повышение уровня Мирового океана.

Все это требует разработки единой стратегии международного природоохранного сотрудничества, принятия основных норм и принципов экологического контроля за их соблюдение, а также установления ответственности в случае нарушения.

В июне 1991 года восемью арктическими государствами - Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией, СССР, США и Канадой - были принятии Декларация и Стратегия по охране окружающей среды Арктики.

В декабре 1995 года в Рованиеми (Финляндия) была принята Декларация для осуществления Программы действий, принятой в рамках межгосударственного природоохранного сотрудничества Совета министров окружающей среды Баренцева/Евро-Арктического региона. Основными направлениями здесь являются предотвращение радиоактивного загрязнения и возможных ядерных аварий, управление окружающей средой и региональная гармонизация экологических стандартов и руководств, снижение загрязнения от промышленной деятельности, охрана естественных местообитаний и сохранение флоры и фауны, а также сотрудничество между местными властями

Существует различные направления сотрудничества арктических государств, например, арктический мониторинг и оценка, сохранение флоры и фауны, предупреждение чрезвычайных ситуаций, готовность и реагирование на них, устойчивое развитие и природопользование, защита арктической морской среды, интеграция традиционных знаний и опыта коренных народов Арктики.

В 1996 году в Канаде состоялась очередная конференция, посвященная окружающей среде Арктики. В ней принимали участие страны "Арктической восьмерки", представители организаций коренных народов Арктики, которые имеют статус постоянных наблюдателей, аккредитованные наблюдатели ряда неарктических стран, наблюдатели от межправительственных и неправительственных организаций. На этой конференции была принята Инувиская декларация по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Арктике.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в Арктике и формирование режима охраны окружающей среды должны основываться на концепциях экологической безопасности и устойчивого развития, которые предусматривают достаточный уровень взаимодействия и интеграции государств для обеспечения защиты, сохранения и улучшения природной среды региона, рациональное использование его природных ресурсов, а также разработку комплекса взаимно согласованных мер по противодействию угрозам окружающей среде Арктики. Основной целью является достижение такой модели развития региона, которая бы сводила к минимуму противоречия между экономическим ростом, научно-техническим прогрессом, природопользованием и сохранением целостности экосистем Арктики.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно подвести следующий итог. Ар
ктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами. СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением ЦИК СССР 1926г. Исключения составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

В отличие от Антарктического бассейна, в отношении которого в 1959 году заключен специальный договор, подобного документа нет применительно к Арктике. Учрежденный в 1996 году Арктический Совет занимается лишь природоохранительной тематикой и не затрагивает вопросы правового статуса арктического бассейна в целом и отдельных его частей.

Современные тенденции в развитии международно-правового статуса Арктики определяются, прежде всего, необходимостью урегулировать процесс освоения природных ресурсов и обеспечить надежную защиту экологической безопасности в данном регионе, а также разрешить многолетнюю проблему территориальных претензий на Арктику.

В соответствии с конвенцией по морскому праву от 10 декабря 1982 года, секторальный принцип, положенный в основу разделения Арктики, может быть оспорен государствами, не имеющими прямого выхода к Арктике. Поскольку Россия ратифицировала данную конвенцию, то территории РФ в Арктике могут быть оспорены, что, несомненно, нанесет урон законным интересам России. Поэтому в Арктику была снаряжена экспедиция "Арктика 2007". Главная цель экспедиции - установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева геологическим продолжением российского континентального шельфа. Если это будет доказано, то Россия сможет претендовать дополнительно на 1,2 миллиона квадратных километров шельфа с крупными запасами углеводородов и возможными месторождениями алмазов, никеля, олова и золота.

В данном регионе земного шара сложилась весьма неоднозначная ситуация, правовая (международно-правовая) оценка которой и тем более рекомендации по прогрессивному развитию соответствующих норм требуют предельно взвешенного подхода. С одной стороны, мировое сообщество признает территориальные приобретения и особые интересы и права арктических государств, в том числе России, в данном регионе. С другой - все настойчивее голоса в пользу выработки специального международно-правового режима данного региона по аналогии с Антарктическим регионом. Нахождение разумного баланса данных подходов - вопрос политически острый, требующий всестороннего анализа проблематики.

Список используемой литературы

Конвенция по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.1 декабря 1997 г., N 48. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Декларация об учреждении Арктического Совета, Оттава,19 сентября 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 1997 г., N 56. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". // Российская газета.5 мая 1995 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Указ Президиума Верховного Совета СССР "О континентальном шельфе Союза ССР" 1968 г. // Свод законов СССР, т.2, 1969 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Закон СССР "О государственной границе" 1982 г. // Свод законов СССР, том 8, II полугодие 1983 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Российская газета.4 мая 1993 г. N 84. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"

Барциц И.Н. О правовом статусе российского арктического сектора. // Право и политика. 2000. №12

Величков Д., Сафонов А. Россия может лишиться полярных владений" // Коммерсанть. 1999. №78.

Голубчиков С. Нужна ли Арктика России? [Электронный ресурс] // режим доступа: http: // regions. ng. ru/far/2000-10-17/6_arktika. html

Жудро А.К., Киселев В.А. О канадском законодательстве по вопросам предотвращения загрязнения арктических морей.: В кн.: Законодательство Канады по вопросам предотвращения загрязнения прилегающих арктических морей.М. 1976.428с.

11 Яркин К.Н. Совместное учение ВМС "Вэлиант херитадж". // Зарубежное военное обозрение.М. 1976. №8. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: // commi. narod. ru/txt/1976/index. htm

12 Зиланов В.К. А после Аляски еще одна клякса. // Российская газета 14 января 1997.

13 Малеев Ю.Н., Сорокин В.А. Арктические проливы как вид международных проливов sui generic // Московский журнал международного права. 2000. № 4.

14 Молодцов С.В., Зиланов В.К., Вылегжанин А.Н. Анклавы открытого моря и международное право. // Московский журнал международного права. 1993. №3.

Международное право. / Под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О. И.М. 2002.522с.

16 Международное право. / Под ред. Колосова, Кривчикова.М. 2000.418с.

17 Международное право. / Под ред. Тункина Г.И., М. 1982.382с.

18 Международное право. /Под ред. Колосова Ю.М., В.И. Кузнецова М. 1998. 618с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.