на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение финансовых органов Российской Федерации
p align="left">-обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

-государственные финансы в целом -- участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-государственный бюджет -- организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

-внебюджетные государственные федеральные фонды -- подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

-страхование -- участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

-денежное обращение -- разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

-государственный кредит -- выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

-финансовый рынок -- разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

-валютно-финансовые отношения -- подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

-финансовый контроль -- контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

-организация учета и отчетности -- анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:

-вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;

-по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;

-по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

-выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.

2.2 Центральный банк РФ

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

Основными целями деятельности Банка России являются (ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):

-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными задачами ЦБ РФ являются:

-регулирование денежного обращения;

-проведение единой денежно - кредитной политики;

-защита интересов вкладчиков, банков;

-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России выполняет следующие функции (ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

2.3 Федеральное казначейство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.

Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

Главные задачи Федерального казначейства РФ:

-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;

-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;

-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

В обязанности Федерального казначейства РФ входят:

-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

-оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.

Правовое положение органов федерального казначейства установлено следующими нормативными актами:

1. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007)

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007)

Кроме того, существует целый ряд нормативной литературы: Письма Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, Письма, инструкции и т. п.

2.4 Счётная палата РФ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:

-контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;

-финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме того, на Счётную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Свою деятельность Счётная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу Счётной палаты РФ возглавляет Коллегия Счётной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель Сетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов Счётной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и др. половина аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы Счётной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата Счётной палаты РФ - его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия. Счётная палата РФ самостоятельно подготавливает и утверждает годовые и текущие планы работы и программы, которые должны быть сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний системный контроль за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности С.п. РФ. Планы работы утверждаются Коллегией Счётной палаты РФ. При этом законодательство предусматривает обязательность включения в планы и программы поручений Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат, депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению при формировании планов и программ ее работы. Контрольные полномочия Счётной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также обществ, объединений и негосударственные некоммерческие организаций Счётная палата РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества. По результатам проведённых контрольных мероприятий Сетная палата РФ имеет право принять несколько решений.

Во-первых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причин, государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действ, законодательства и бесхозяйственности. Представление Счётной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленный ею срок, и о принятых мерах Счетной палате должно быть сообщено незамедлительно.

Во-вторых, Счётная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, имеет право давать администрации проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательные для исполнения предписания. Предписание Счётной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическом несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия Счётной палаты РФ.

В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегия Счётной палаты РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счётная палата РФ обязана незамедлительно передать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы. Счётная палата РФ при проведении контрольных мероприятий вправе привлекать к участию в них государственные контрольные органы, их представителей и негосударственных (на договорной основе) аудиторские организации, отд. специалистов. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, федеральные правоохранительные органы, контрольно-счетные органы в субъектах РФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и др. государственные налоговые и контрольные органы, органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности С.п. РФ, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ими проверок и ревизий.

2.5 Федеральная служба по налогам и сборам

Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Н. И. Химичева. - 2-е издание. - М.:

Юристъ, 2002. - 127 с..

Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.

Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:

-государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;

-участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;

-осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

-государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

-осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.

Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.

Вывод: Из сказанного можно сделать вывод, что органы, имеющие специальную компетенцию, принимают непосредственное участие в финансовых правоотношениях, регулируют и контролируют финансовые сферы деятельности. Права и обязанности данных органов регулируются нормативными актами органов общей компетенции. В своей деятельности эти органы охватывают все элементы финансовой системы, такие как: государственный кредит, финансовый рынок, страхование, денежное обращение и т. д.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что система финансовых органов Российской Федерации функционирует на основании нормативных правовых актов. Правовое положение данных органов закрепляет их основные права и обязанности по осуществления финансовых операции разного рода. Оно регламентирует компетенцию каждого органа в сфере финансов.

Система финансовых органов является по своей сущности сложной системой поддержания нормального развития и функционирования государства. Для нормальной работы ей необходима сильная законодательная база.

Таким образом, финансовые отношения регулируются сегодня сводом законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающим финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющим основы бюджетного процесса, оснований и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства и т. д.

Список используемой литературы

Нормативные материалы

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ";

2. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007);

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007);

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002);

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2006) "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ";

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 11.11.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ";

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 11.11.2006) "О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Литература

1. Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.

2. Грачёва Е.Ю. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е издание / Е. Ю. Грачёва, Э. Д. Соколова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

3. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник / Н. И. Химичева. - 2-е издание. - М.: Юристъ, 2002. - 600 с.

Приложение 1

25

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.