на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение индивидуального предпринимателя
p align="left">Из приведенных норм следует:

1) банкротство - это факт, устанавливаемый исключительно судом;

2) основанием банкротства является несостоятельность должника. Или иначе: “банкротство - статус, в основе которого лежит несостоятельность”. (1. С.36)

Установление банкротства судом требует наличия некоторых признаков, характеризующих имущественное состояние должника. В качестве таковых рассматриваются несостоятельность и неплатежеспособность.

Согласно статье 1 Закона “О банкротстве” неплатежеспособность рассматривается, как неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера, срок исполнения по которым наступил. Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательство в течение 3 месяцев с момента наступления срока его исполнения.

Значение неплатежеспособности должника по законодательству Республики Казахстан заключается в том, что такое состояние дебитора является всего лишь основанием для обращения кредиторов в суд с заявлением о его банкротстве. Банкротство будет установлено лишь только в том случае, если должник будет признан несостоятельным.

Несостоятельность, в свою очередь, выражает более глубокий характер кризисного положения должника, то есть сводится к абсолютной, устойчивой неспособности должника удовлетворить денежные требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. При этом несостоятельность служит основанием для:

1) обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом или в уполномоченный орган в случае внесудебной ликвидации;

2) принятия судом решения о банкротстве должника.

Изучая изменения, внесенные в законодательство о банкротстве в части, касающейся соотношения рассматриваемых понятий, мы обнаружили ряд важных проблем.

Во-первых, понятия “несостоятельность” и “неплатежеспособность” в законе не имеют значительного отличия. И в том и в другом случае речь идет лишь о неспособности должника удовлетворить требования кредиторов. Однако одна из общепринятых в цивилистике концепций банкротства сводится к тому, что отличительным признаком несостоятельности, выделяемым в законе, является отсутствие у должника имущества (денег, движимого и недвижимого имущества, прав требования и т.д.), достаточного для удовлетворения требований кредиторов, а признаком неплатежеспособности - отсутствие у него всего-навсего денежных средств.

Во-вторых, несостоятельность может быть признана имеющей место и тогда, когда должник своевременно не направит в суд, рассматривающий дело о банкротстве, отзыв на заявление кредитора, уполномоченного органа или прокурора и является основанием для признания его банкротом.

“Подобный подход к понятию несостоятельности значительно упростит возможность признания должника банкротом. Однако основной целью законодательства о банкротстве является вовсе не это. Закон о банкротстве должен преследовать цель справедливого урегулирования отношений исходя из принципа всего гражданского законодательства - равенства интересов должника и кредиторов.” [25]

Формальное превышение стоимости активов должника над общей суммой его пассивов не является препятствием для признания должника банкротом. В случае, если активы должника не являются ликвидными, либо не пользуются спросом на рынке, закон позволяет кредиторам добиваться признания должника банкротом.

Гражданский Кодекс Республики Казахстан предусматривает два порядка осуществления банкротства - добровольное и принудительное. Добровольное банкротство может проводиться как в судебном, так и внесудебном порядке, принудительное - только в судебном порядке. Основанием для осуществления добровольного банкротства является заявление должника в суд, для принудительного - заявление кредиторов, налоговых и уполномоченных органов, прокурора.

Закон дает понятие и предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. В частности, преднамеренное приведение должника к банкротству (умышленное приведение должника к неплатежеспособности, совершенное собственником имущества должника - должника в личных интересах или интересах иных лиц), влечет привлечение виновного к субсидиарной ответственности по долгам перед кредиторами, либо обязанность возместить убытки собственника имущества должника, а также применение мер уголовно-правовой ответственности согласно ч.2 ст.216 Уголовного Кодекса РК. В случае заведомого ложного обращения органа - должника или собственника его имущества в суд или уполномоченный орган о признании его банкротом с целью введения в заблуждение кредиторов, для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков. Также к виновному лицу могут быть применены меры уголовно-правовой ответственности согласно ч.2 ст.217 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Сравнивая нормы Уголовного Кодекса РК и Закона “О банкротстве”, следует обратить внимание на то, что более удачное определение субъектов указанных правонарушений дается Законом “О банкротстве”.

Действующее законодательство Республики Казахстан субъектами банкротства признает индивидуальных предпринимателей, за исключением учреждений и казенных предприятий, поскольку согласно части 2 статьи 44 Гражданского Кодекса при недостаточности денежных средств у казенного предприятия и учреждения субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник соответствующего имущества: государство в целом по обязательствам республиканского казенного предприятия, административно-территориальная единица - по обязательствам коммунального казенного предприятия. Указанное правило Гражданского Кодекса лишает практического смысла применение в отношении таких юридических лиц процедур банкротства.

Значит, Закон “О банкротстве” от 1 октября 2001 года (по состоянию на 01. 05. 2006 г) применяется к делам о банкротстве юридических лиц всех форм собственности, кроме казенных предприятий и учреждений. Законодательными актами могут быть установлены особенности процедур банкротства в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, предприятий с непрерывным производственным циклом, сельскохозяйственных предприятий, некоторых других юридических лиц. Это дает достаточно большую свободу для законодателя сделать значительные исключения для применения данного закона.

На сегодняшний день уже определены особенности банкротства банков Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 31 августа 1995 года “О банках и банковской деятельности в РК” и Положением о ликвидации банков в Республике Казахстан, негосударственных накопительных пенсионных фондов - Положением о реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных накопительных фондов, сельскохозяйственных организаций (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств) - Положением об особенностях применения банкротства для сельскохозяйственных предприятий. Банкротство индивидуальных предпринимателей регулируется статьей 21 ГК РК, Законом “Об индивидуальном предпринимательстве” от 19 июня 1997 года (внесены изменения по состоянию на. 05. 06. 2006 г.). Так что и этими нормативными актами не создана единая система процедур банкротства, позволяющая сделать четкий анализ применения закона в рамках процесса, имеющего столь важное значение для экономики.

“Конечно учет особенностей деятельности указанных субъектов (привлечение денежных вкладов, сезонный характер работ, объем производства, оказываемых услуг и выполняемых работ и т.п.) является вполне оправданным решением. Однако специальное законодательство должно содержать нормы, которые устанавливают лишь особенности осуществления процедур банкротства, но не отменять или изменять основных концептуальных положений законодательства о банкротстве.” (1.С.35). Многочисленные исключения из общих правил могут послужить не улучшению законодательства о банкротстве, а нарушить единство его положений и принципов.

Так, в частности, ликвидация банков и пенсионных фондов осуществляется ликвидационной комиссией, соответственно назначаемой Национальным банком или Национальным Пенсионным Агентством, в то время как конкурсное производство должно осуществляться управляющим, чья кандидатура должна определяться кредиторами.

“Положениями о ликвидации банков и накопительных пенсионных фондов предусмотрены очередности удовлетворения требований кредиторов, сильно отличающиеся от общего порядка. Остаются по-прежнему нерешенными многие другие проблемы, например гарантии интересов кредиторов (вкладчиков, страхователей по договорам со страховыми организациями, залоговых кредиторов).” [26]

Все эти и прочие проблемы законодательства и практики его применения, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения и развития института банкротства.

2.2 Основания и порядок рассмотрения дел о банкротстве в суде

Следует более подробно остановиться на порядке проведения в настоящее время процедур банкротства в Республике Казахстан в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан “О банкротстве” от 1октября 2001 года (по состоянию на 01.05 2006 г).

В соответствии со ст.8 Закона “О банкротстве” дела о банкротстве рассматриваются судом, таким образом, все дела о банкротстве, независимо от того, является кредитором или должником физическое лицо, рассматриваются только судом.

Согласно Закона “О банкротстве”, лица, участвующие в деле, лица, участвующие в процессе, и суды, руководствуются общими правилами гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных Законом “ О банкротстве”. При этом следует иметь ввиду, что споры с участием юридических лиц рассматриваются судебными коллегиями по хозяйственным делам, которые руководствуются в процессуальном порядке Законом РК “О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами РК”.

В то же время, согласно ст.18 Гражданско-процессуального Кодекса РК споры с участием граждан рассматриваются судами общей юрисдикции. Поэтому полагаю, что заявления кредиторов- физических лиц о признании банкротом должника - юридического лица должны рассматриваться судами общей юрисдикции по месту нахождения должника.

Кроме того, следует иметь ввиду, что практика показывает факты, когда крестьянские хозяйства, не являющиеся по закону индивидуальными предпринимателями, фактически зарегистрированы еще местными исполнительными органами как юридические лица, имеют все признаки такого лица: зарегистрированный устав, в котором указан его статус как юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, счет и печать, то есть регистрация была проведена в нарушение законодательства и на момент подачи заявления такая регистрация ни кем не признана недействительной и не отменена, поэтому такое крестьянское хозяйство - должник - является юридическим лицом.

Статьи 3, 4 Закона “О банкротстве” предусматривают основания признания судом индивидуального предпринимателя банкротом:

1) заявление должника в связи с его несостоятельностью;

2) заявление кредиторов или уполномоченных лиц в связи с неплатежеспособностью должника, причем если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют не менее 150 расчетных показателей и не были удовлетворены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

3) если стоимость имущества индивидуального предпринимателя, в отношении которого в порядке, установленном п.1 ст.49 ГК РК (по решению собственника) принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном порядке. Неподача заявления в данном случае влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков является основанием для отказа суда в принятии заявления о признании должника банкротом.

Под требованиями к должнику имеются в виду денежные обязательства, включая требования об уплате зарплаты и обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Под денежным обязательством понимается обязанность должника оплатить стоимость поставленных (переданных) кредиторами товаров (выполненных работ, оказанных услуг) возвратить сумму займа с уплатой процентов за его использование, а также осуществить выплаты по иным требованиям денежного характера.

Подсудность дел о банкротстве установлена по месту нахождения должника, независимо от того, кто обращается в суд: кредитор, уполномоченный орган, должник или др. [27]

Дела о банкротстве возбуждаются судом на основании заявления лиц, имеющих право на обращение в суд с таким заявлением. Эти лица указаны в статье 16 Закона “О банкротстве”. К ним относятся:

1) должник;

2) кредитор (кредиторы) по гражданско-правовым обязательствам, а в отношении государственных предприятий и хозяйственных товариществ, в основном капитале которых доля государства составляет не менее 2\3, - также уполномоченный орган;

3) прокурор, в случаях умышленного банкротства, в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов, отсутствующего должника;

4) налоговые и иные уполномоченные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.