на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение лиц, отбывающий наказание
аждая из статей Кодекса снабжена комментариями, предоставляющими более подробную информацию в целях содействия использованию положений Кодекса в национальном законодательстве.

Международно-правовые акты провозглашают право на жизнь, но делают исключение для смертного приговора. Так, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится о праве на жизнь, оканчивается словами: "Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством".

Статья 6 Пакта устанавливает, что в странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься:

только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления;

в результате окончательного решения компетентного суда;

за преступления, совершенные людьми не моложе 18 лет.

Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Смертный приговор не должен приводиться в исполнение в отношении беременных женщин.

На региональном уровне отношение к применению смертной казни также неоднозначно. Американская конвенция по правам человека в принципе допускает такое наказание, однако устанавливает, что "смертный приговор не может быть восстановлен в странах, которые его отменили". В Европе действуют положения упомянутого выше Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Хотя администрация мест лишения свободы не несет ответственности за вынесение смертного приговора, ей приходится иметь дело с его последствиями: содержать приговоренных многие годы во время длительных процедур пересмотра приговоров, помилования, когда государство приостановило исполнение смертного приговора, но не отменило и не смягчило его. Иногда администрация отвечает за приведение приговора в исполнение. Понятно поэтому, что международно-правовые акты не могут не касаться указанных аспектов применения смертной казни.

В мае 1984 г. резолюцией ЭКОСОС был одобрен документ, именуемый Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни. Он довольно лаконичен (всего 9 статей) и большей частью направлен на усиление законности и обоснованности приговоров к смертной казни, ограничение применения данной меры.

Что касается приговоренных к смертной казни, то каждый из них должен иметь право подачи апелляции в суд высшей инстанции, а также право на подачу прошения о помиловании или замене приговора (ст. 6, 7). Смертный приговор не может быть приведен в исполнение "до рассмотрения соответствующими органами прошения о помиловании и завершения иных регрессных процедур".

Рассматриваемый документ не определяет каких-либо особенностей содержания осужденных к смертной казни до исполнения приговора. Из этого следует, что здесь сохраняют значение принципиальные положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и иных аналогичных актов. Если же смертный приговор приводится в исполнение, то "эта процедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинить как можно меньше страданий" (ст. 9).

Международно-правовые стандарты при наказаниях и иных уголовно-правовых мерах, не связанных с лишением свободы.

В августе 1990 г. Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями одобрил Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Правила были разработаны Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио. Отсюда происходит их сокращенное название -- Токийские правила. В декабре 1990 г. Токийские правила были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.

В отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными Токийские правила распространяются на всю сферу уголовной юстиции (от стадии возбуждения уголовного дела до последующей ресоциализации виновного). Они содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы.

Правила имеют рекомендательный характер и должны применяться "с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия" (ст. 1--2).

Токийские правила включают целый набор мер, альтернативных тюремному заключению (ст. 8.2):

устные санкции, такие как замечание, порицание, предупреждение;

условное освобождение от ответственности;

поражение в гражданских правах;

экономические санкции и денежные наказания, такие как штрафы (разовые и в размере дневной ставки);

конфискация или постановление об экспроприации;

возвращение имущества жертве или условное наказание, или наказание с отсрочкой;

условное освобождение и судебный надзор;

выполнение общественно полезных работ;

направление в исправительное учреждение с обязательным дневным присутствием;

домашний арест;

любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

сочетание перечисленных выше мер.

После вступительной части, содержащей общие положения, Токийские правила останавливаются на предсудебной стадии, где можно применить альтернативные лишению свободы меры для избежания тюремного заключения, и на стадии вынесения приговора. Далее они рассматривают период после вынесения приговора и возможность замены лишения свободы альтернативными мерами на каком-либо этапе.

Наконец, Правила определяют требования, которые должны предъявляться к обращению с правонарушителями.

Международные стандарты обращения с несовершеннолетними преступниками. Ввиду особого положения несовершеннолетних, их уязвимости, возможности их меньшей вины за совершенные преступления международным сообществом были выработаны отдельные документы для защиты несовершеннолетних, в том числе в системе уголовной юстиции.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В соответствии со ст. 37 указанной Конвенции государства-участники должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не должны назначаться за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Ни один ребенок не должен лишаться свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание, тюремное заключение ребенка должны осуществляться согласно закону и использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени.

Каждый лишенный свободы ребенок должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и иной соответствующей помощи.

Конвенция ориентирует на такое обращение с несовершеннолетним правонарушителем, "которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе".

Положению несовершеннолетних в системе уголовной юстиции специально посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, получившие сокращенное наименование Пекинские правила'. Пекинские правила были предложены Седьмым конгрессом ООН по предотвращению преступлений и обращению с правонарушителями, созванным в сентябре 1985 г., и приняты Генеральной Ассамблеей в ноябре 1985 г. Правила имеют в целом рекомендательный характер и должны осуществляться "в контексте экономических, социальных и культурных условий", существующих в каждом государстве -- члене ООН.

Правила гласят, что "несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому". Они не уточняют возраст, с которого несовершеннолетние могут привлекаться к ответственности за правонарушения или признаваться взрослыми, но указывают, что следует прилагать усилия для распространения принципов правосудия для несовершеннолетних на молодых совершеннолетних людей.

Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия, включая отбывание уголовного наказания. В п. 1.6 Правил подчеркивается необходимость совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних и принятия одновременно мер для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение определяется как крайняя мера, принимаемая в течение минимально необходимого срока.

Особое значение Пекинские правила придают условному освобождению несовершеннолетних из исправительных учреждений.

Согласно п. 28 Правил, оно "применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки". Условно освобожденные должны получать помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилия для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как "исправительное учреждение с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки" и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать "надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества".

Для уголовно-исполнительной практики непосредственное значение имеет ч. V Пекинских правил, устанавливающая принципы обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях.

Устанавливается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является "обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе" (п. 26.1). По общему правилу, несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых. Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, которые должны использоваться "по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними".

Однако позднее ООН вернулась к этому вопросу, и Резолюцией от 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. Следуя в основном структуре Минимальных стандартных правил, упомянутые Правила определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказания, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения.

Рассматривая вопрос о международно-правовых актах о правах человека об обращениях с правонарушениями заключенных, необходимо отметить влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство. На протяжении большей части периода действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства далеко не всегда за всеми международными стандартами обращения с осужденными официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного. Последнее также было весьма ограниченным. Достаточно сказать, что отдельные официальные издания Минимальных стандартных правил обращения с заключенными выходили в СССР под грифом "Для служебного пользования".

Более позднее изложение ряда международных стандартов в открытой печати зачастую сопровождалось неизменной (и вполне понятной для тех лет) оговоркой, что "наше законодательство не только соответствует Правилам, но и во многом идет дальше них", хотя действительно по ряду направлений деятельности так оно и было (образование, профессиональное обучение и др.).

До начала 90-х гг. международные стандарты обращения с осужденными самостоятельно не освещались в учебниках по исправительно-трудовому праву и не были введены в повседневный широкий научный оборот. В условиях сложившегося в стране административно-командного механизма управления ведомственная закрытость уголовно-исполнительной системы не способствовала правильному восприятию общепризнанных международных стандартов практическими работниками и препятствовала объективной оценке существующего в данной системе фактического положения с позиций международных стандартов. Без глубокого учета международного опыта формировались и основы исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) политики.

С демократизацией общества, постепенной интеграцией СССР и России в мировое сообщество международные стандарты обращения с осужденными стали существенным фактором радикальных преобразований в уголовно-исполнительной политике, а в международном аспекте -- одним из критериев "цивилизованности" отечественной системы уголовной юстиции в целом.

На протяжении последнего десятилетия стремление к реализации международных стандартов обращения с заключенными неоднократно провозглашалось государственными (законодательными и исполнительными) органами России, а ранее -- Союза ССР.

Еще в 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основании которых взял на себя обязательство обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности, а также соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Аналогичное положение содержалось в подписанном СССР документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.

Принятая в июне 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР содержала положение о приверженности РСФСР общепризнанным принципам международного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.