на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение мировых судей в судебной системе РФ
инансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета.

Во-вторых, мировые судьи относятся к судам субъектов РФ, представляющим систему судов общей юрисдикции, и рассматривают гражданские дела только по первой инстанции. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи субъектов РФ. Поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, то порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей помимо федерального законодательства устанавливается также и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст.5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Борисов Г., Хатимин В. От мировых судей к мировым судам//Российская юстиция. N 3. - 2007. - С. 18.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Законом Алтайского края от 2 сентября 1999 г. N 39-ЗС "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" установлены дополнительные требования, исключающие возможность быть назначенным на должность мирового судьи. Согласно Закону Алтайского края мировыми судьями не могут быть недееспособные, ограниченные в дееспособности граждане, а также имеющие физические недостатки и психические заболевания, препятствующие осуществлению правосудия.

По-разному в субъектах РФ решается вопрос о порядке назначения (избрания) на должность мирового судьи. Статьей 7 Закона г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 15 "О мировых судьях в городе Москве" предусмотрено, что мировые судьи назначаются на должность Московской городской думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей г. Москвы. Дума рассматривает представление в месячный срок.

В Калининградской области (ст.7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 г) судьи назначаются областной Думой по совместному представлению Председателя областного суда и начальника Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Калининградской области. Назначение осуществляется тайным голосованием. Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало более 50% от избранного состава депутатов областной Думы.

В Брянской области согласно Закону Брянской области от 4 ноября 1999 г. N 62-З "О мировых судьях Брянской области" мировые судьи назначаются на должность Брянской областной думой по представлению Председателя Брянского областного суда и начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Брянской области, согласованному с соответствующим представительным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.6 Закона Ростовской области от 26 апреля 1999 г. N 31-ЗС "О мировых судьях в Ростовской области" мировые судьи избираются Законодательным собранием Ростовской области по представлению Председателя Ростовского областного суда, согласованному с Главой администрации (Губернатором) Ростовской области и с учетом предложений представительных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Мировой судья избирается на должность в индивидуальном порядке открытым голосованием. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от установленного числа депутатов. Постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 19 ноября 1999 г. N 209 утверждено положение о порядке рассмотрения представительными органами местного самоуправления кандидатур на должности мировых судей Ростовской области и представления их в Законодательное собрание Ростовской области. Также в этом же субъекте РФ утверждены положения об отличительном знаке мирового судьи Ростовской области и положение об удостоверении мирового судьи Ростовской области.

В Свердловской области мировые судьи назначаются на должность областной Думой Законодательного собрания Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области. Представление Губернатора о назначении кандидата на должность мирового судьи рассматривается на ближайшем заседании областной Думы, решение о назначении либо об отказе в назначении оформляется постановлением областной Думы Законодательного собрания Свердловской области (ст.5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 г. N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области"). Судопроизводство у мирового судьи. Законодательство, комментарии, методические пособия, образцы документов, инструкции по делопроизводству / Под ред. В.М. Лебедева. - Ростов н/Д, 2006. - С.36.

Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" предусмотрено, что срок избрания мирового судьи на должность устанавливается законом субъекта РФ. Но этот срок не может превышать пяти лет, если судья назначается впервые. По истечении указанного в законе субъекта РФ срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Срок повторного и последующего назначения (избрания) устанавливается законом субъекта РФ, но не может быть менее 5 лет.

Так, в большинстве субъектов РФ мировой судья назначается (избирается) на должность на срок три года. В Ростовской и Калининградской областях при повторном назначении (избрании) мировые судьи назначаются (избираются) сроком на пять лет, при последующих назначениях (избраниях) - на 10 лет.

В Брянской, Свердловской области, г. Москве повторные и последующие сроки назначения (избрания) мировых судей составляют 5 лет.

В большинстве субъектов РФ в зале судебного заседания мирового судьи помещаются Государственный флаг и Государственный герб Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ. При осуществлении правосудия мировые судьи заседают в мантии, имеют гербовую печать, которой скрепляют свои судебные акты.

В-третьих, мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и судебных участков определяется федеральным законом. Так, Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в субъектах РФ. Например, в Алтайском крае - 143, в Нижегородской области - 164, Ростовской области - 196, Краснодарском крае - 226, Санкт-Петербурге - 211, Эвенкийском автономном округе - 2.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 тыс. до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Кононенко В.И. Мировой суд как зеркало судебно-правовой реформы // Российская юстиция. 2006. - N 11. - С. 6.

В каждом субъекте РФ один мировой судья назначается (избирается) на один судебный участок. Порядок создания и упразднения судебных участков определяется законом субъекта РФ. Так, Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" установлено, что в Алтайском крае действует 143 мировых судей, соответственно столько же должно быть и судебных участков. Границы каждого их этих 143 судебных участков определены краевым Законом Алтайского края от 6 марта 2000 г. N 13-ЗС "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Алтайском крае". В соответствии с этим Законом на территории г. Барнаула определены 23 судебных участка, из них в Индустриальном районе - 5; в Железнодорожном районе - 4; в Ленинском районе - 6; в Октябрьском районе - 4; в Центральном районе - 4. Этим же Законом описаны границы каждого судебного участка.

На территории г. Москвы создаются 384 судебных участка. Границы судебных участков определяются мэром Москвы по представлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в г. Москве.

Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в рамках своего судебного участка. В данном случае осуществляется реализация положения ч.1 ст.47 Конституции РФ, в соответствии с которым никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

1.4. Практические проблемы внедрения мирового судопроизводства в регионах Российской Федерации

Среди правовых проблем на данном направлении нужно назвать пр
облему становления в России института мировых судей. В развитие Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" примерно в половине субъектов Федерации приняты собственные законы о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей. Но большинство из них, по результатам юридической экспертизы территориальных органов Минюста России, признаны не соответствующими Конституции РФ и федеральному законодательству в части, касающейся превышения полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации по правовому регулированию деятельности территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ по организационному (финансовому, кадровому, материально-техническому, методическому) обеспечению деятельности мировых судей, что является вмешательством субъекта Федерации в предмет исключительного ведения Российской Федерации, а именно - в установление порядка организации и деятельности федеральных органов государственной власти (п. "г" ст.71 Конституции РФ). Несмотря на свою противоречивость, такой подход региональных законодателей к развитию института мировых судей нашел свое применение в юридической практике. В настоящее время в России уже осуществляют правосудие свыше 3 тыс. мировых судей. Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2007. - N 9. - С.17.

Необходимо отметить, что данная законотворческая коллизия была частично нивелирована заключением различного рода соглашений о взаимодействии по организационному обеспечению деятельности мировых судей между органами государственной власти субъектов Федерации и территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Вместе с тем ч.3 ст.78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществления части своих полномочий по соглашениям только федеральным органам исполнительной власти, к которым следует отнести и Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Такая относимость вытекает из смысла ст.1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", ст.10, ч.1 ст.78, ст. ст.94 и 118 Конституции РФ, ст. ст.1 и 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также ст.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Однако п.3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что такое соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. В этой связи вопрос организационного обеспечения деятельности мировых судей, являясь частью отношений, связанных с обеспечением законности (п. "б" ч.1 ст.72 Конституции РФ), несомненно, относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому в сложившейся ситуации развязка проблемы регионального законодательства о деятельности мировых судей де-юре заключается лишь во внесении необходимых изменений в текст Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

В этих целях представляется целесообразным, во-первых, скорректировать редакцию п.3 ст.10 названного Закона, что обусловлено происшедшим реформированием системы территориальных органов Минюста России. На сегодняшний день они во всех субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти. Его новая редакция, с учетом специфики изложенного выше подхода, представляется следующей: Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации". Во-вторых, ключевой новеллой, на мой взгляд, явилось бы дополнение данного Федерального закона новой статьей 10, предусматривающей возможность передачи субъектом Федерации полномочий по обеспечению деятельности мировых судей. Ее содержание видится в следующей редакции:

Возможность передачи субъектом Российской Федерации полномочий по обеспечению деятельности мировых судей.

Полномочия органа исполнительной власти по организационному обеспечению деятельности мировых судей могут быть переданы им по соглашению с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации Управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации".

Дополнение Федерального закона предлагаемой статьей явилось бы, с одной стороны, юридическим основанием для передачи по соглашениям между органами исполнительной власти субъектов Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ полномочий по организационному обеспечению деятельности мировых судей управлениям (отделам) данного федерального государственного органа в субъектах Федерации, а с другой - конструктивным правовым решением по приведению законов субъектов Федерации о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Этим определяется весомость его законодательной перспективы. В случае заключения соответствующих соглашений между органами исполнительной власти субъектов Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ о передаче полномочий по организационному обеспечению деятельности мировых судей управлениям (отделам) Судебного департамента в субъектах Федерации их подробное правовое регулирование будет осуществляться на основе норм указанных соглашений или правовых актов Судебного департамента. Для этого нет необходимости прописывать эти нюансы в федеральном законодательстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.