на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений
p align="left">Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в местах содержания под стражей.

В статье 33 предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в следственных изоляторах. В исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким. Представляется целесообразным исключить из статьи последнее положение, т.к. указанные в Законе исключительные обстоятельства (отсутствие в прошлом у лица фактов привлечения к уголовной ответственности; совершение деяния, не относящегося к тяжкому преступлению; положительная характеристика) не способны в полной мере ограничить пропаганду криминальной субкультуры со стороны взрослых Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"/Под ред. Михлина А.С., Селиверстова В.И. - ИД "Юриспруденция", 2005 г..

В целях устранения вышеуказанных недостатков содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в первую очередь правового и организационного характера) необходимо принять специализированный закон и активизировать практику создания изоляторов для несовершеннолетних во всех субъектах РФ.

2. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы

Воспитательные колонии - это вид исправительных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми условий содержания, а с другой - открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.

Согласно данным переписи осужденных, 94,6% в воспитательных колониях составляли лица мужского и 5,4% - женского пола; 92,6% осужденных были трудоспособны; 24,7% имели общее среднее или среднее специальное образование. Не имели определенных занятий на момент совершения преступления 47,7% осужденных См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г./Под ред. А.С. Михлина. М., 2001. С. 6-26..

В отличие от Федерального закона « содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» УИК РФ содержит специальную гл. 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».

В воспитательных колониях отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в ее изолированный участок, а при его отсутствии - в исправительную колонию общего режима. Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по мотивированному постановлению начальника колонии, санкционированному прокурором (ст. 139 УИК РФ).

Работа администрации воспитательной колонии начинается с момента прибытия воспитанников в колонию. Все вновь прибывшие должны обязательно проходить двухнедельный карантин с целью изучения их личности, состояния здоровья, ознакомления осужденных с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и др. Помещение карантина изолируется от других помещений колонии. Если по медицинским показаниям требуется увеличение срока карантина, то приказом начальника колонии воспитанник переводится в стационар медчасти колонии. Воспитательная работа среди этой категории лиц организуется по специальной программе. Занятия проводят начальник колонии, его заместители, начальники служб, директор профессионального училища, воспитатели, учителя, мастера.

Все воспитанники, прибывшие в колонию, обследуются штатным психологом. Его наблюдения и выводы об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, а также другие данные, накопленные о нем сотрудниками воспитательной колонии, отражаются в дневнике индивидуальной работы с осужденным. На основании этих выводов приемная комиссия в составе начальника колонии (его заместителя), представителей частей и служб, старших воспитателей отрядов выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную или производственную группу.

В воспитательных колониях по сравнению с исправительными колониями установлено большее количество видов условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Это позволяет более дифференцированно применять средства исправительного воздействия в процессе исполнения наказания.

Вновь поступившие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях. Исключение составляют несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания и ранее отбывавшие лишение свободы, а также злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переводимые с облегченных и льготных условий.

В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее 6 месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные.

Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, в случае признания их злостными нарушителями режима переводятся в обычные условия отбывания наказания. При этом повторный перевод в льготные условия может последовать не ранее 6 месяцев с момента возвращения в облегченные условия.

В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательную колонию осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий отбывания наказания осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В строгих условиях осужденные содержатся не менее 6 месяцев, а затем, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе, они могут быть переведены в обычные условия.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка.

Перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии либо совета воспитателей отряда, в котором числится осужденный.

В соответствии со ст. 133 УИК РФ осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда;

иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, содержащиеся в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Они могут:

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда;

ежегодно иметь двенадцать краткосрочных и четыре длительных свидания.

Осужденные, помещенные в льготные условия, проживают в общежитиях. При этом им разрешается:

расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости имеющиеся на их лицевых счетах средства без ограничения;

без ограничения количества иметь краткосрочные свидания;

ежегодно иметь шесть длительных свиданий с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от работы или учебы время. Они могут:

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда;

иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае у них появляются дополнительные права: пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Отсутствие финансирования не позволило до сих пор создать за пределами воспитательных колоний специальные общежития для помещения в льготные условия. Проживание в них позволило бы выработать механизм закрепления результатов исправления осужденных после освобождения от отбывания наказания. Целесообразно было бы помещать всех несовершеннолетних за два-три месяца до освобождения в льготные условия для успешной адаптации к жизни на свободе.

В статье 93 УК РФ предусмотрены сроки отбытия наказания для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних. Основания для условно-досрочного освобождения установлены единые как для взрослых, так и несовершеннолетних: если они не нуждаются в полном отбытии наказания в виде лишения свободы, при достижении целей наказания. Для несовершеннолетних законодатель установил следующие сроки для того, чтобы администрация могла сделать вывод о том, что подросток встал на путь исправления (соблюдение режима, отношение к труду, учебе):

не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление;

не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления.

Согласно ст. 103 УИК РФ несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Статьей 92 Трудового кодекса для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю; в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, - не более 24 часов в неделю.

В соответствии с законодательством о труде несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не подлежат привлечению к работе в ночное время и сверхурочным работам, к работам в выходные дни (ст. 286).

Согласно ст. 107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им заработной платы или иных доходов. Статья 99 УИК не разрешает производить из заработка несовершеннолетних удержания на возмещение стоимости питания и одежды, они предоставляются несовершеннолетним бесплатно.

Учитывая несовершеннолетний возраст осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, значительное внимание уделяется воспитательно-педагогическим мерам. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание Уголовно-исполнительное право России: Учебник/Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2003. С. 414, 415..

Работа по нравственному воспитанию заключается в формировании морально-этических установок, ознакомлении несовершеннолетних с основами этики, психологии общения.

Правовое воспитание осуществляется в целях получения подростком представлений о взаимоотношениях между гражданином и государством, убеждения в необходимости соблюдать правовые нормы, приобретения знаний о своих правах и обязанностях в области трудоустройства, образования, семьи и брака.

Трудовое воспитание направлено на развитие у несовершеннолетних осужденных трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства после освобождения с учетом потребностей трудовых профессий.

Эстетическое воспитание призвано эмоционально развить подростков, выработать у них стремление воспринимать и правильно оценивать достижения человеческой культуры.

Физическое воспитание решает задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях жизни в местах лишения свободы, организации досуга несовершеннолетних осужденных.

Существует обусловленная несовершеннолетним возрастом осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, специфика в выборе и применении к ним мер поощрения и взыскания.

В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным, наряду с обычными мерами поощрения, предусмотренными ст. 113 указанного Кодекса, могут применяться специфические меры поощрения:

1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

2) предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

3) досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора;

4) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии в соответствии со ст. 142 УИК РФ создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утверждаемым Правительством РФ.

Заключение

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

К сожалению, в России, в отличие от большинства западных стран, не развита постпенитенциарная стадия осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, включающая механизмы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из исправительных учреждений. В настоящее время следует, прежде всего, на законодательном уровне закрепить подобные механизмы и на социально-экономическом уровне обеспечить их надлежащее функционирование.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 15 июля 1995г. 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 7 марта 2005г.)

2. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»/Под ред. Михлина А.С., Селиверстова В.И. - ИД «Юриспруденция», 2006.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. 174-ФЗ (с изменениями от 9 января 2006г.)

4.
Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - ЗАО Юстицинформ, 2005.

5. Уголовно-исполнительное право России: Учебник/Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2003.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.