на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование экономической деятельности современной библиотеки
p align="left">В основу распределения обязательных экземпляров положено два признака: стоимостной (бесплатный и платный) и территориальный (Федеральный, субъекта федерации, местный).

Закон определяет цели формирования системы обязательного бесплатного и платного экземпляров. К ним относятся:

комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;

- осуществление государственного библиографического учета;

- организация постоянного хранения в национальных фондо-хранилищах документов Российской Федерации;

- использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;

- государственная регистрация отечественных документов, подготовка государственной библиографической и статистической информации;

- информирование общества о документах всех видов;

- формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.

Цели формирования обязательного платного экземпляра:

- комплектование фондов библиотек и органов научно-технической информации отечественными документами;

- равномерное распространение обязательного экземпляра между получателями отечественных документов на территории России

В законе также определены обязанности и права производителей документов, способы доставки обязательного экземпляра изданий, обязанности получателя обязательного экземпляра.

Для библиотечных работников важно знать положение закона, в котором говорится о том, что оперативное и полное предоставление обязательного экземпляра документов библиотекам дает право производителям на бесплатное опубликование информации в библиографических изданиях, хранение информации в международных автоматизированных банках данных и бесплатное предоставление по запросам производителей фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.

Наряду с указанными законами в практической деятельности по управлению библиотечным делом необходимо использовать и подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства культуры РФ).

Важное значение в этом плане имеет "Положение о Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, № 679. В нем четко определены задачи министерства, его права и обязанности по управлению культурой и искусством, в том числе и библиотечным делом. В Положении говорится о том, что Министерство культуры является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, в случаях, установленных федеральными законами,

Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации."

Важным является положение о том, что Министерство культуры осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, творческими союзами и другими общественными объединениями. На министерство возложены задачи по осуществлению государственной политики в сфере культуры, по определению целей и приоритетов в развитии отдельных видов культуры, в том числе библиотечного дела, управления деятельностью подведомственных организаций, в том числе федеральных библиотек, учебных заведений. В соответствии с положением, в его обязанности входит обеспечение государственного учета, сохранение, реставрация, пополнение и использование библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных библиотек. Министерству поручено осуществлять межведомственную координацию в области библиотечного дела, создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, а также осуществлять международное культурное сотрудничество, в том числе и в области библиотечного дела.

Кроме того, оно должно регулировать порядок использования и осуществлять государственный контроль за обеспечением сохранности и использованием фондов подведомственных библиотек и обеспечить управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.

На Министерство культуры возложены также обязанности определять направление подготовки кадров в сфере культуры, в том числе библиотечных работников, координировать деятельность образовательных учреждений федерального подчинения по определению объемов и структуры подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществлять аттестацию и государственную аккредитацию подведомственных образовательных учреждений.

Министерству культуры поручено определять направление экономических преобразований, разрабатывать предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда, пенсионного обеспечения и проводить их на практике.

Жизнь выдвигает требование постоянного технического совершенствования производственных процессов в библиотечном деле. Вот почему на министерство возложены обязанности по формированию направления модернизации и содействия удовлетворению потребностей в технической оснащенности организаций сферы культуры, в том числе библиотечных и образовательных учреждений. Ему поручено также осуществлять методическую и консультативную помощь, обеспечить развитие информационной системы в сфере культуры, организовывать и проводить симпозиумы, а также вносить на рассмотрение Правительства проекты законодательных и иных нор-мативных правовых актов.

На министерство возложены обязанности издавать нормативные правовые акты межведомственного характера. В условиях демократизации общества министерству дано право создавать на общественных началах советы, совещательные органы по различным вопросам культуры, в том числе и библиотечного дела.

Принципиальное значение для библиотечного дела имеют такие подзаконные акты, как Указ Президента РФ от 27 мая 1995 года № 539 «Об установлении общероссийского дня библиотек» и Указ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ». Первый из них является признанием боль-шого вклада библиотек в развитие образования, науки и культуры и нацеливает библиотеки на дальнейшее повышение их роли в жизни общества.

По второму Указу Президента Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия. Они являются федеральной собственностью, ликвидация и перепрофилирование которых не допускаются, а целостность и неотчужденность фондов гарантируются. Они пользуются особыми формами государственной поддержки и охраны как учреждения культуры, представляющие материальную, интеллектуальную и художественную ценность уникального характера.

Большое значение для управления библиотечным делом имеют такие подзаконные акты, как «Временное положение о Российской национальной библиотеке», «Положение о Российской государственной библиотеке», утвержденные Правительством РФ (соответственно 5 августа 1992 г. № 554 и 2 августа 1997 г. № 740), которые определили их особую роль и задачи.

2. Правовое регулирование библиотечной деятельности на региональном уровне

Широко развернулась законотворческая работа в области библиотечного дела в регионах - субъектах Российской Федерации. В настоящее время здесь действует более 70 законов. Принимаемые в регионах законодательные акты или нормативные правовые документы,- как правило, намечают меры по реализации федеральных законов «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», отражают специфические, наиболее важные для регионов проблемы развития библиотечного дела, вводят новые положения, не получившие отражения в указанных законах.

Органы государственной власти регионов в принятых документах по библиотечному делу подтверждают требования федерального закона об обязательном соблюдении прав граждан на библиотечное обслуживание, намечают меры, обеспечивающие развитие сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания. Например, в законодательных актах Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия) записано положение о том, что минимальные нормативы сети общедоступных библиотек утверждаются Правительством республики. Это позволяет защитить права жителей сел и городов на библиотечное обслуживание.

В законе Республики Тыва отражен норматив бюджетного финансирования на библиотечное дело. В частности, говорится о том, что органы управления культурой государственной власти местного самоуправления выделяют на развитие библиотечного дела от 15 до 25 процентов средств, утвержденных на культуру.

В законах Республики Саха (Якутия) и Псковской области говорится о том, что библиотеки, находящиеся на бюджетном финансировании, должны отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, в то же время они должны в своей деятельности соблюдать нейтралитет в отношении политических партий и общественных движений, руководствоваться принципами гуманизма, политического и идеологического плюрализма.

В Псковской области в законе есть специальная статья «Централизованная библиотечная система» (ст. 7), в которой подчеркивается, что это есть основная форма существования библиотеки в настоящее время, и разъединение ЦБС не является целесообразным.

В законе «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» Псковской области заложены конкретные нормативы развития библиотечной сети. В городах Пскове и Великих Луках на 100- 300 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами, рационально размещенными в микрорайонах из расчета один филиал на 10-15 тысяч жителей. В районах на 5-30 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами.

В волости предусмотрено несколько стационарных филиалов с зоной обслуживания от 200 до 600 жителей.

В данном законе конкретное раскрытие получили обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию библиотечного дела. В частности, органы власти должны обеспечивать реализацию прав граждан на бесплатное библиотечное обслуживание, гарантированное финансирование комплектования фондов, систематическое индексирование средств, выделяемых на эти цели: финансовое обеспечение деятельности центральных библиотек по осуществлению методической и координационной функций, развитие новых информационных технологий, сохранности фондов, подготовку и переподготовку библиотечных кадров, поддержку льготных форм библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, предоставление библиотекам, организациям и частным лицам, финансирующим программы б области библиотечного дела, льгот по налогам и другим платежам.

Как правило, минимальные нормативы сети общедоступных библиотек в регионах учитывают формы расселения, их специфику.

Ряд законодательных актов о библиотечном деле, в том числе Закон Республики Саха (Якутия), имеют самостоятельные статьи об инвестиционной политике в библиотечном деле. В них говорится об обеспечении приоритетного выделения государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела, о недопустимости проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом нормативов, потребностей населения. Подчеркивается, что земельные участки под строительство библиотек выделяются на приоритетной основе. (См. «Библиотеки России в новой правовой среде», с. 36).

Закон закрепляет также ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, финансирующих деятельность библиотек, за обеспечение льгот библиотечным работникам сельской местности, надбавки к должностным окладам работникам библиотек за работу с инвалидами по зрению и инвалидами по другим заболеваниям, за непрерывный трудовой стаж.

В законе нашли отражение вопросы взаимоотношений между администрацией библиотеки и ее коллективом. Подчеркнуто, что трудовой коллектив вправе принимать Устав библиотеки, заключать коллективный договор с руководителем, создавать коллегиальные совещательные органы по основным направлениям деятельности библиотеки, создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Представляет интерес, принятый в декабре 1995 года закон Тульской области «О библиотечном деле». В нем развиваются базовые основы федерального закона, конкретизируется ряд его положений с учетом особенностей региона. Расширяются и конкретизируются права граждан в области библиотечного обслуживания с учетом местных условий. Создается механизм реализации прав слепых и слабовидящих граждан, других категорий инвалидов на библиотечное обслуживание, привлечены к этому органы социальной защиты и определен порядок возложения функций специализированных библиотек в районах и городах области.

В законе определена правовая база сохранения в библиотеках краеведческих документов вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения, владеющего ими. Определены пути сохранения страховых библиотечных фондов путем микрографии.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.