на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование франчайзинга в Республике Беларусь

Правовое регулирование франчайзинга в Республике Беларусь

Содержание

  • Введение
  • История развития франчазинга
  • Договор франчайзинга в законодательстве Республики Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников
Введение

Конец ХХ - начало ХХI века характеризуется значительными изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, появились новые социальные и политические структуры, изменились экономические отношения и механизмы, появились новые перспективные формы ведения бизнеса [1].

В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг. Логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить в жизнь хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы не предоставить эту идею в аренду другим предприимчивым людям и не заработать на ней еще больше. К радости и тех, и других франчайзинг развивается стабильно и приносит высокие прибыли.

До недавнего времени так было везде, только не в Беларуси. В нашем государстве лишь отмечалось наличие высокого потенциала для развития франчайзинговых сетей, однако законодательная основа для этого отсутствовала (до 26 февраля 2005 года франчайзинг в Беларуси регулировался только одной статьей ГК, имеющей отсылку к законодательству, которого не было). Поэтому большой франчайзинг обходил Беларусь стороной: либо работая здесь в других формах (к примеру, "McDonald's" - это 100-процентное иностранное предприятие, а "Coca-Cola" - совместное), либо ожидая законодательного разрешения на открытие именно франчайзинговой сети [2].

Все эти изменения не могли не отразиться на развитии права, т.к. право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности.

История развития франчазинга

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д.

В средневековье такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов.

В дальнейшем экономика государств развивалась, а вместе с ней изменялась и концепция франчайзинга.

В конце 19 века по "франчайзинговой" схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно продавать их пиво. Не отставали от пивоваров и городские власти, предоставляя монопольные "франшизы" уличным перевозчикам, а также на эксплуатацию систем канализации, водо- и газоснабжения, а позднее - электроснабжения [2].

Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в США, где с 1860-х годов франчайзинг использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Введение в практику торговли нового приема объяснялось следующим: домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании решил продавать право на продажу и обслуживание швейных машин "Зингер" на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину $60, а продавали ее за $125. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

Идея передавать право на обслуживание определенной категории потребителей была так удачна, что ее стали использовать и в других отраслях хозяйства. Так к 1880 году некоторые города стали предоставлять франшизы уличным перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа и позднее электричества.

Хотя данная система и перестала действовать до конца XIX века, благодаря ей многие люди разбогатели, а передовые предприниматели взяли на вооружение еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта.

В 1890-1900 годах нефтеперерабатывающие и автомобильные компании развивают дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного производителя. Пионером этой деятельности стала молодая американская компания "Дженерал Моторс", которая, не имея достаточного капитала, организовала продажи паровых двигателей и автомобилей через систему независимых дилеров. За дилерами закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних фирм. Дилер же, в свою очередь, не имея права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вложить в дело свои средства, а также обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию компании "Дженерал Моторс". Сейчас система этой компании насчитывает 10900 дилеров, рассеянных по всей территории США. Кстати, до сих пор продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга.

Примерно в это же время (в начале XX века) были организованы и такие известные во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков, как "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен Ап", которые продолжают функционировать и сегодня. Суть работы данных систем заключается в передаче независимой фирме части прав по патенту на концентрат или сироп вместе с правом на производство напитка и его сбыта в определенном регионе под товарным знаком франчайзера.

В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса окончательно сместилась в сторону отношений "оптовик - розничный продавец". Оптовый продавец предоставлял своим клиентам - мелким фирмам - многочисленные скидки, разрешал использовать марку торговой своей фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании и Европе по такой системе работала "Сеть свободных бакалейщиков" DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как просто SPAR. Цель этих предложений - помочь независимому торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь - с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики.

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Это и были первые франшизы, которые, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведенные лимонады или торговать бензином. На смену первому этапу пришел следующий, основным признаком которого стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности.

После второй мировой войны в Америке увеличилась рождаемость - военнослужащие вернулись с войны. Возросла потребность в товарах и услугах. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. Что касается последней сферы, то здесь передовые позиции заняла компания "Баскин Роббинс".

В 1945 году Ирвин Роббинс, который ранее работал приказчиком на молочной ферме своего отца, решил открыть свое собственное кафе, отличающееся от других тем, что в нем было значительно больше сортов мороженого (как минимум - 31), и посетителям предлагались специальные необычные ложечки. Предприятие взяло успешный старт, и в том же году к Ирвину Роббинсу присоединился его двоюродный брат Бертон Баскин. Новая фирма получила название "Баскин Роббинс. 31 сорт мороженого".

К 1948 году у братьев в управлении находилось уже 6 кафе. Однако, как не странно, с увеличением подобных предприятий их общая прибыльность не возрастала, а, наоборот, падала. Тогда Ирвин Роббинс и Бертон Баскин задумались о причинах, приведших к такому положению, и сформулировали основную идею современного франчайзинга.

Так, по их мнению, каждое кафе должно иметь отдельного хозяина, который бы радел за его дальнейшее успешное развитие в условиях рыночных отношений. К сожалению, сами братья не могли полностью контролировать работу своих предприятий, в связи с чем и появлялись трудности в налаживании эффективного менеджмента. Выходом из создавшегося положения стала продажа новых кафе тем, кто хочет начать свое дело, но при этом оставлять за головной компанией право на коммерческое планирование, развитие производства и сбыт мороженого. Последующая практика доказала перспективность данного подхода. К1949 году в США было открыто более 40 кафе под данной маркой, а в настоящее время под "зонтиком" торговой марки "Баскин Роббинс" работают почти 4500 кафе-мороженых в 54 странах мира. Став владельцем собственного кафе под торговой маркой "Баскин Роббинс", франчайзи получает 100% дохода от его деятельности. Единственное требование - вести бизнес по единым правилам фирмы, принятым по всему миру.

С конца 1950-1960-х годов франчайзинг становится одной из самых передовых форм малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Сегодня он применяется в самых разнообразных видах деятельности. Это предприятия питания, сфера бытового обслуживания, автотранспортные фирмы, индустрия развлечений, консалтинговые услуги и т.п.

Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

· дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;

· дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

· обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);

· обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

· не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.

Пионером, так называемого франчайзинга бизнес-формата был основатель McDonald`s Рэй Крок (Ray Kroc). Его заслугой является не только изобретение мясного клопса между двумя половинками хлеба, но и разработка соответствующей дизайну ресторана рекламы и постоянного надзора за качеством.

В марте 1955 года Рэй Крок основал собственную фирму. Запись в Коммерческом Регистре гласила: McDonald`s System, Inc. Задолго до этого события, в 1945 году, он, будучи коммивояжером, продающим молочные миксеры, зашел в ресторан, управляемый братьями МакДональдами, расположенный в Сан-Бернандино на Западе США. Вместо того чтобы, после переговоров, двинуться дальше, он остался и наблюдал за работой ресторана целый день, где от клиентов буквально не было отбоя. Такой успех заведения не давал Рею покоя. Через несколько недель он обратился к владельцам и вскоре получил лицензию на право открытия такого же ресторана, а затем и сам стал торговать этой системой организации ресторанного бизнеса. В результате, из ресторана в глухой провинции развилась всемирная сеть с более чем 14 000 предприятий.

Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) иЕвропейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Российская Федерация, Казахстан, Латвия и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo. Предприятия по производству напитков "Пепси-Кола" были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.