на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование и его механизм

Правовое регулирование и его механизм

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

Курсовая работа

"Правовое регулирование и его механизм"

Выполнила: Авдалян Л.С.

студентка группы Ю-330

Проверила: Калинина Н.В.

Челябинск

2010

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы правового регулирования

1. Понятие и предмет правового регулирования, и его виды

2. Способы, типы и методы правового регулирования

Глава 2 Механизм правового регулирования

1. Понятие механизма правового регулирования

2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.

Организацию способов воздействия на человечество в целом в настоящее время осуществляет государство. Самый распространенный способ воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуация является административно - правовой, т.е. построение системы государственного управления, таким образом, что бы она была способна не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватны и объективны ко всем субъектам.

С целью обеспечить такую согласованную систему осуществляется социальное регулирование, которое, в свою очередь делится на внешнее и внутреннее. К первому относится воздействие на самого человека с помощью различных способов. Ко второму- саморегулирование.

Таким образом, государство осуществляет целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью средств и способов.

Средства социального регулирования выражаются, в первую очередь, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в сложившихся обычаях, но, прежде всего в правовых нормах. Также к средствам регулирования относят индивидуальные предписания, запреты, веления, дозволения, меры принуждения.

Способы социального регулирования - это как осуществляется целенаправленное воздействие.

Своевременность реагирования на возникающие угрозы объясняет использование особых форм и методов управления. Применение органами исполнительной власти обычных правовых механизмов в некоторых условиях является недостаточным.

Во время кризисных ситуациях различного вида государство изменяет организацию государственного управления, структуру и систему органов исполнительной власти, начинает формироваться и реализуется в практической деятельности специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано с возможностью возникновения новых общественных отношений на основе введения в действие качественно иных правовых регуляторов, которыми выступают особые правовые режимы.

Социальное регулирование поведения людей, организация государственного управления, структура и система органов исполнительной власти подчиняется нормам права (системе правовых норм), важнейшую роль в которых играет правовое регулирование.

Правовое регулирование это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не нашли свое отражение в законах и иных нормативно - правовых актах.

Совокупность всех средств воздействия права на общественные отношения представляют собой механизм правового регулирования. Именно механизм правового регулирования позволяет обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обуславливается необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, необходимостью исследования проблемы его воздействия на экономические отношения, на сознание и поведение людей.

Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое правовое регулирование, его механизм, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, так как это играет важную роль в нашей жизни.

Глава 1 Теоретические основы правового регулирования.

1 Понятие, виды и предмет правового регулирования

Пpaвoвoе регулирование - это целенаправленный процесс регулирования общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).

Исходя из определения, можно выявить, что регулированием можно назвать воздействие на поведение людей, при котором очень ясно обозначается цель. Например, в целях упорядочения пользования жилыми помещениями, установления прав и обязанностей собственников и арендаторов жилых помещений, создается жилищный закон. Именно воздействие норм Жилищного законодательства и реализация поставленной цели и являются правовым регулированием.

Однако, следует отметить, что не является правовым регулированием, воздействие, последствия которого, не предусмотрены законодательством или противоречат ему. К примеру, с принятием Жилищного кодекса увеличилось число сделок по поводу жилья, возросла цена недвижимость. Все это негативное влияние не относиться к правовому регулированию, т.к. это не выступало целью при принятии закона.

Также к правовому регулированию не относиться воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. СМИ в настоящее время являются четвертой неформальной ветвью власти. И, несмотря на это, воздействие на сознание людей через СМИ, агитация, пропаганда, обучение, нравственное и психическое воздействие никак не может быть отнесено к правовому регулированию.

Конечно, в повседневной жизни люди постоянно встречаются с психологическим, духовным и иным идеологическим воздействием, которое тесно взаимосвязано с правовым юридическим регулированием. Именно специально- юридические средства и способы правового регулирования оказывают воздействие на иные сферы жизни общества: нравственную и морально-духовную стороны.

Определиться, что же именно регулирует и на что воздействует правовое регулирование, поможет предмет правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.

Право, регулируя поведение людей, воздействует на такие отношения между ними, как экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Хотя надо заметить, что правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения. Поэтому следует точно разграничивать сферу правового регулирования.

В истории правовой жизни сложилось три группы общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования:

1) Отношения людей по обмену материальными, а также не материальными ценностями.

2) Отношения по властному управлению обществом

3) Отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Таким образом, к предмету правового регулирования относятся следующие отношения между людьми:

Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, так как право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, предусмотренное нормой права, субъект должен осознать требование этой нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с этой нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

Правовое воздействие -- это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может никогда не оказаться в ситуации необходимой обороны, никогда не быть депутатом, но ознакомление с соответствующими законами развивает его сознание. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Возникновение правового регулирования и международно - правового регулирования в частности, обусловлено объективными законами исторического развития. Появление на определенном этапе развития общества государства вызвало к жизни особый вид нормативного регулирования - регулирование общественных отношений правовыми средствами сначала на внутригосударственном уровне, а затем и в межгосударственном общении. Особенность правового регулирования заключается, прежде всего в том, что оно исходит от государств, осуществляется при помощи системы правовых средств, опирается на возможность государственного принуждения.

Правовое регулирование представляет собой воздействие государственной власти на общественные отношения при помощи системы правовых средств, к которым относятся, в частности, нормы права, правоотношения, правоприменительный акты.

"В самом общем виде правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечиваются достижения поставленных целей"

"Но как неразумно строить дом без фундамента, не мыслимо, даже катастрофично, реформировать правовую систему государства без осознания ее сущностных характеристик." Унификация правовых систем в современной мире доказала свою нежизнеспособность и, в этой связи, мы актуализируем внимание к духовным основам бытия права и правосознания. Таковые, выражая самобытные черты каждого сообщества, представляются наиболее действенными факторами модернизации права в органической совокупности с социокультурной средой.

Право, являясь сферой духовной деятельность людей, формируется как внутреннее, идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть.

Идеальная сущность права исходит из природы самих людей, ими воспроизводится, развивается и на деле осуществляется. Право порождается духовной деятельностью общества и на него направляет свое действие, но реализуется через специальные органы государства, что создает сложную проблему недопонимания обществом политики властей и наоборот.

В период становления советского политического режима, наоборот, утвердился тезис о том, что без государства и его принудительного аппарата право не существует. Идеологической базой советского тоталитаризма выступила социалистическая концепция права, согласно которой право понималось как продукт исключительно государственной деятельности. В соответствии с этим подходом формула К.Маркса и Ф. Энгельса о буржуазном праве лишь как о возведенной в закон обусловленной условиями жизни класса воли господствующей буржуазии была интерпретирована в тои смысле, что право - это система установленных или санкционированных государством формально - определенных, общеобязательных норм, выражающих волю экономически господствующего класса.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.