на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
ля реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис-пользованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы дого-воры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами со-ответствующих глав и параграфов ГК РФ.

Закупки для государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйст-венной продукции для образования федерального и региональных про-довольственных фондов, осуществляются на основе Федерального зако-на от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, приня-того в его развитие Временного положения о размещении государствен-ных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Обращаясь к правовой природе договоров купли-продажи, поставки для государственных нужд и контрактации, следует руководствоваться прежде всего современным гражданским законодательством однако важно не забывать и историю формирования того или иного договорного института, его экономическое содержание.

Чем обусловлено использование разных видов договоров для реали-зации сельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйст-венных предприятий.

Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйст-венной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи -- они используются, если речь идет о реализации уже произ-веденной сельскохозяйственной продукции и сырья.

В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выра-щенная, не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются специфические договоры, ко-торые в нашей стране получили название договоров контрактации. До-словное объяснение этого термина звучало бы примерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в терминах.

Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили создать систему дли-тельного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйствен-ной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимаю-щаяся промышленной переработкой этого сырья и производством про-довольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабиль-ного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяй-ственные товаропроизводители -- как средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинте-ресованы в существовании системы гарантированного сбыта своей про-дукции.

Такие экономические условия естественно привели к формированию специфического договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве назывался договором запродажи, а в совет-ской юридической терминологии именовался договором контрактации.

Суть этого договора, который по своей правовой природе являлся разновидностью купли-продажи и, следовательно, одной из правовых (норм экономических отношений купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта -- непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъек-тов -- производителя такой продукции и, как правило, специализиро-ванного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключе-ния такого договора самого его предмета еще не существует -- эта про-дукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не состри-жена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора кон-трактации -- это “будущие вещи”. Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли-продажи наряду с поставкой товаров, рознич-ной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства. Он получил легальное признание в качестве всеоб-щей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов в Основах гражданского законодатель-ства Союза ССР и союзных республик (ст. 51--52), в Гражданском ко-дексе РСФСР 1964 г. (ст. 267--268), отчасти в некодифицированном те-кущем аграрном законодательстве 60-х -- начале 90-х гг.

До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договоры контрактации были в основном плановыми, заключались на основе и во исполнение планового задания на государственную закупку сельскохо-зяйственной продукции, доведенного до колхоза (совхоза) в установлен-ном порядке ив соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.

Переход Российской Федерацией от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйствен-ной Продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд пред-приятиями, организациями и учреждениями, расположенными на терри-тории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

Несмотря на принципиальное изменение отношения государства в сфере аграрной экономики, из которой оно ушло как власть управляю-щая, организующая и распределяющая, Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми заданиями и адми-нистративными актами, предопределяющими содержание договора.

Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязатель-ство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст-венную продукцию заготовителю -- лицу. осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегу-лированы непосредственно ст. 535--538 ГК РФ, применяются соответ-ствующие нормы о договорах поставки или поставки для государствен-ных нужд.

Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законода-тельства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискреди-тировавших себя командно-административных методов в сфере реализа-ции сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйст-венную продукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и ко-миссии.

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государ-ственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем догово-ра контрактации и не употребляет само понятие этого договора как пра-вового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-вия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целе-вых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снаб-жение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки высту-пают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резе-рвов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реа-лизуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сель-скохозяйственных коммерческих организаций связано с созданием сис-темы государственного регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.

Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, со-здать альтернативные каналы реализации продукции, упростить проце-дуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему це-нового паритета между сторонами договоров закупки и поставки сель-скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводи-телей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в опре-деленной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень паритета.

Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996--2000 гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Тем самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.

Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юриди-ческий состав: государственный заказ и договор, который служит сред-ством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйст-венных коммерческих организаций как юридически и экономически обо-собленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсо-бное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организа-ции. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состо-ит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акцио-нерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизо-ванного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйст-во или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйствен-ного товарищества.

Главная особенность субъектного состава этого обязательства со-стоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъ-ект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную про-дукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.

Вторая сторона договора закупки и поставки -- потребитель (поку-патель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и ре-гиональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сель-скохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производ-ственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреж-дения и организации независимо от форм собственности.

На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицен-зирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федераль-ного и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанав-ливается Правительством Российской Федерации и органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средст-вом организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими орга-низациями и заключается во исполнение государственного заказа, кото-рым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяй-ственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и регио-нальные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерчес-кие (хозяйственные товарищества и общества, производственные коопе-ративы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.