p align="left">Неоднозначно трактуется и вопрос относительно права на ведение предвыборной агитации лицами, представляющими военные, благотворительные и религиозные организации. Хотя закон и установил запрет на ведение агитации этими организа-циями, тем не менее логично предположить, что он распро-страняется и на лиц, представляющих эти организации. Следует отметить еще одно ограничение, связанное с освещением выборов. Журналисты, другие творческие работ-ники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандида-тами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе уча-ствовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. Достаточно сложно и неоднозначно решен вопрос о сро-ках предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинает-ся со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и пре-кращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В эти же сроки может вестись предвыборная агитация в негосударствен-ных средствах массовой информации, которые не обязаны бесплатно предоставлять спе-циальным субъектам агитационной деятельности эфирное вре-мя и печатные площади. Однако эта норма не распространяется на государствен-ные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации (средства массовой информации, име-ющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации). В средствах массовой информации этой категории предвыбор-ная агитация начинается по завершении регистрации кандида-тов (списков кандидатов), жеребьевки между кандидатами, избирательными объединениями, блоками на предмет распре-деления эфирного времени, печатной площади и утверждения избирательной комиссией графика предоставления кандидатам, избирательным объединениям, блокам бесплатного эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков аги-тации вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех кандидатов, избирательных объединений, блоков к электронным и печатным средствам массовой информации. Конкретные отрезки времени для агитационных выступ-лений в государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации должны устанавливаться в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные и исполни-тельные органы государственной власти и местного самоуп-равления. Эти отрезки времени, как правило, не могут быть менее 30 календарных дней. Предвыборная агитация во всех других формах, не свя-занных с использованием государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации, может вестись в рамках общих сро-ков предвыборной агитации, то есть со дня регистрации кан-дидата (списка кандидатов) до ноля часов дня, предшествую-щего дню выборов. При проведении повторного голосования (голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов из-бирателей) предвыборная агитация возобновляется со дня офи-циального опубликования решения соответствующей избира-тельной комиссии о назначении повторного голосования и пре-кращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосова-ния. В этих случаях порядок и условия проведения кандидата-ми предвыборной агитации через средства массовой информации регламентируется соот-ветственно к уровню проводимых выборов в инструкциях Цен-тральной, региональной или муниципальной избирательной комиссии. Конкретные даты и время выхода в эфир кандидаты вправе определять по взаимному согласованию, оформленному в пись-менном виде, оригинал которого представляется непосредствен-но в телерадиокомпанию, а копия - в Центральную избира-тельную комиссию Российской Федерации в течение двух дней с момента опубликования решения о назначении повторного голосования. Если взаимное согласие было достигнуто, канди-даты не лишаются права на получение бесплатного эфирного времени в установленном Инструкцией порядке. В этом случае Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводится жеребьевка между представителями кандидатов, утверждается график предоставления эфирного времени не позднее, чем соответственно за 10 и 9 дней до дня повторного голосования. Предоставление бесплатной и платной печатной площади для агитационных целей в случае проведения повторного голо-сования указанными документами не предусмотрено. В день выборов и в предшествующий ему день любая пред-выборная агитация запрещается. Агитационные печатные ма-териалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах на расстоянии 50 метров. Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосо-вания, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации ре-зультатов опросов общественного мнения, прогнозов результа-тов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке. Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в закон «О средствах массовой информации» были внесены изменения следующего содержания: «если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений». ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 июля. Данная норма законодательства направлена на урегулирование процесса проведения предвыборной агитации с помощью средств массовой информации и на недопущение нарушения правил проведения предвыборной агитации. Порядок и условия проведения. Порядок предоставления эфирно-го времени и печатной площади зарегистрированным кандида-там, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей в настоящее время регу-лируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссий. Федеральный за-кон РФ «Об основных гарантиях…» ус-танавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам массовой информации, относя детальное регули-рование порядка предоставления эфирного времени и печат-ной площади для предвыборной агитации к предмету отдель-ных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных выборам конкретных законодатель-ных (представительных), исполнительных органов государствен-ной власти и местного самоуправления. Действующие же фе-деральные законы и региональные законы о выборах еще не приведены в соответствие с указанным Федеральным законом. Поэтому в настоящее время более полный порядок и условия использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации остаются не урегулированными на уровне закона. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» очерчивает круг средств массовой информации, которые обязаны обес-печить равные возможности для проведения предвыборной аги-тации зарегистрированным кандидатам, избирательным объе-динениям, блокам, инициативным группам по проведению ре-ферендума и, в частности, предоставить им для этих целей бесплатное эфирное время, печатную площадь на равных ус-ловиях. К ним отнесены средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные орга-ны, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Россий-ской Федерации, местного бюджета) или средств органов мес-тного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации. Конкретный перечень телерадиокомпаний и пе-риодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфир-ное время и печатную площадь под агитационные материалы, публикуется соответственно Центральной избирательной ко-миссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, муниципальной избиратель-ной комиссией по представлению соответствующих исполни-тельных органов государственной власти, вырабатывающих государственную политику в области средств массовой информации (Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по печати и их местных орга-нов), в срок, определенный соответствующим избирательным законом либо инструкцией избирательной комиссии, как пра-вило, не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов. Иные средства массовой информации, не вошедшие в указанные перечни, назовем их негосударственными, участвуют в предвыборной агитации на факультативной основе. В частности, они вправе на дого-ворной основе предоставить эфирное время и печатную пло-щадь заинтересованным субъектам агитационной деятельно-сти. Однако оплата этих услуг должна осуществляться на рав-ных условиях исключительно через соответствующие избира-тельные фонды. Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации также вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной деятель-ности на платной основе. Любые средства массовой информации, предоставляющие свои услуги на договор-ной (платной) основе, обязаны декларировать (опубликовать) размер оплаты за предоставляемое эфирное время, печатную площадь в сроки, установленные избирательным законом, ин-струкцией, как правило, не позднее чем через 20 дней до дня официального опубликования решения о назначении вы-боров. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемо-го каждой общероссийской телерадиокомпанией для проведе-ния агитации на выборах в федеральные органы государствен-ной власти, должен быть не менее одного часа, каждой реги-ональной телерадиокомпанией - не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпа-нии составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Такой же объем времени - 30 минут либо не менее одной четвертой общего объема вре-мени вещания - региональные телерадиокомпании обязаны выделить для агитации при проведении выборов в органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации. Общий минимальный размер печатных площадей и соот-ношение в нем частей, предоставляемых на бесплатной и плат-ной основе для размещения агитационных материалов канди-датам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам государственными, муниципальными и приравненными к ним периодическими печатными изданиями, определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы в новой редакции не приняты, поэтому объемы печатных площадей на агитационные цели не установлены. Специализированные печатные издания (детские, техни-ческие, научные и др.) могут отказаться публиковать какие бы то ни было агитационные материалы при условии их полного неучастия в избирательной кампании, в референдуме в какой бы то ни было форме. Нормы о выделении печатных площадей на бесплатной, а равно и на платной основе не распространя-ются на периодические печатные издания, учрежденные за-регистрированными кандидатами, избирательными объедине-ниями, блоками, инициативными группами по проведению ре-ферендума, а также входящими в избирательные блоки обще-ственными объединениями. Издания, учрежденные органами государственной, судебной власти и органами местного само-управления исключительно для публикации их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, в пред-выборной агитации не участвуют. Но вернемся к порядку распределения и использования бесплатного эфирного времени, предоставляемого телерадио-компаниями. Оно должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Обычно для агитации выделяются отрезки времени между 7 и 10, 18 и 23 часами по местному времени. Не менее одной трети общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого данной телерадиокомпанией, отводится для проведения кандидатами, избирательными объединениями, блоками совместных меро-приятий общего характера: предвыборных дебатов, дискуссий, «круглых столов» и так далее. Отказ кандидата, избирательно-го объединения, блока от совместных агитационных мероприя-тий не влечет увеличения объема предоставляемого им бес-платного эфирного времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|