на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование пособий по временной нетрудоспособности на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных социально-экономических условиях
p align="left"> Глава 1. ПОСОБИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

1.1 Понятие, характеристика пособия по видам временной нетрудоспособности

Развитие законодательства России о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности имеет свою историю.

С целью оказания помощи лицам, утратившим трудоспособность и как следствие источник доходов в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31.10.1918, утвердившим Положение о социальном обеспечении трудящихся, были определены основания, круг лиц, размер и срок выплаты пособия в случае временной нетрудоспособности. См.: Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право, 2006, NN 1, 2. В первые годы советской власти принятое Положение о социальном страховании не могло не иметь черт, присущих Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, лица, эксплуатирующие труд иных людей, не могли иметь права на пособие по временной нетрудоспособности. Статья 2 Положения закрепляла, что обеспечению по социальному страхованию подлежат "все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого, независимо от характера и длительности работы, а также от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно". Пособие назначалось "в случаях временной утраты трудоспособности, сопровождающейся утратой заработка, независимо от причин, ее вызвавших, как-то: болезнь, увечье, карантин и т.п.". Пособия выдавались за все пропущенные в связи с нетрудоспособностью рабочие дни. Срок выплаты пособия не ограничивался какими-либо сроками: до восстановления трудоспособности или до назначения пенсии по инвалидности.

Условия выплаты пособий были достаточно жесткими. Если в результате заболевания работник не утрачивал заработок или хотя бы его часть, то пособие по временной нетрудоспособности не выплачивалось. Если работник проходил стационарное лечение, то размер пособия ему мог быть существенно снижен и только для работников, имевших иждивенцев были установлены предельные уровни такого понижения.

Размер пособия согласно Положению был достаточно высоким, как правило, размер пособия был равен заработной плате лица, получающего пособие. При этом максимальный размер пособия мог быть равен наивысшей тарифной ставке, допускаемой в соответствии с нормативно-правовыми актами того времени. Минимальный размер пособия соответственно был равен минимальной тарифной ставке.

Общее положение о тарифе, утвержденное Декретом СНК РСФСР 17.06.1920, также декларировало право трудящихся, "не явившихся на работу вследствие временной нетрудоспособности (болезни, увечья, материнства, карантина, необходимости ухода за больными членами семьи и т.п.)", на получение пособия "по установленным правилам о социальном обеспечении трудящихся". См.: Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право, 2006, NN 1, 2.

2-й Кодекс законов о труде РСФСР включал положения о социальном страховании. В большей части положения 2-го КЗоТ РСФСР воспроизводили ранее принятые нормативные документы, но в то же время и конкретизировали их. Так, если ранее предусматривались ограничения на снижение размера пособия только для лиц, имевших иждивенцев, то начиная с 1922 года во всех случаях сокращения размера пособия, причитающееся выплате пособие не могло быть менее 2/3 тарифной ставки работника такой квалификации.

Правила выдачи пособия по социальному страхованию были ужесточены в 1927 году. Возможность получения пособия стала зависеть от добросовестности работника. Совет народных комиссаров своим Постановлением от 15 января 1927 года "О мероприятиях по борьбе с прогулами" предоставил право страховым кассам не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности "в случаях установления нетрудоспособности вследствие острого опьянения или действий, вызванных острым опьянением (драки, ранения и т.п.), если нетрудоспособность эта продолжалась не более 3 дней; использования не по назначению отпуска, предоставленного для лечения".

В 1931 году были Постановлением ЦИК СССР от 23.06.1931 года "О социальном страховании" нормативно закреплены отдельные дискриминационные положения в части права на пособие по временной нетрудоспособности. Была введена дифференциация размера пособия в зависимости от стажа работы. Право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка имели непрерывный стаж работы более 2-х лет, при наличии общего стажа не менее 3-х лет. При этом это правило касалось рабочих и служащих, непосредственно занятых в производстве, и не распространялось а административно-управленческий персонал (конторы). Работники контор при таком же стаже получали право на пособие за первые 5 дней нетрудоспособности в размере 3/4 заработка, а с шестого дня нетрудоспособности - в полном размере. Особые условия создавались для ударников коммунистического труда, которым пособие в размере 100% среднего заработка назначалось при наличии годичного непрерывного стажа работы; по истечении года работы на предприятии получали право на пособие в размере 100% средней заработной платы и подростки, не достигшие 18-летнего возраста.

Только с 1 августа 1931 года ЦИК СССР и Совет Народных Комиссаров своим Постановлением N 12/644 уравняли права на получение пособия по временной нетрудоспособности инженерно-технических работников и индустриальных рабочих.

В 1938 году были повышены требования к стажу при назначении пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Постановлением Совета народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б) от 23.12.1938 "О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" было установлено, что рабочим и служащим, состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачивались в следующих размерах - в зависимости от стажа непрерывной работы в данном предприятии или учреждении:

а) при непрерывном стаже работы в одном и том же предприятии или учреждении свыше 6 лет - 100% заработка

б) -"- от 3 до 6 лет 80% -"-

в) -"- от 2 до 3 лет 60% -"-

г) -"- до 2 лет 50% -"-

Была отменена практика назначения пособий работникам, не являющимся членами профессиональных союзов в размере 2/3 заработка работника. Начиная с 01.01.1939 года рабочим и служащим, не состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачиваются в половинном размере по сравнению с нормами, установленными для членов союза. В таком порядке пособия работникам, не являющимся членами профсоюза, назначались до 1991 года.

Право на сохранение непрерывного стажа так же было ужесточено. Начиная с 01.01.1939 при назначении пособий по временной нетрудоспособности стаж считается непрерывным также и в том случае, если рабочий или служащий перешел из одного предприятия или учреждения в другое на основании распоряжения администрации хозяйственного органа или учреждения. Только в 1960 году Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 25.01.1960) "О пособиях по временной нетрудоспособности рабочим и служащим, ушедшим с предыдущей работы по собственному желанию" в отношении лиц, уволившихся с предыдущего места работы по собственному желанию, было отменено дискриминационное условие. С момента вступления в силу названного Указа Президиума Верховного Совета СССР рабочим и служащим, ушедшим с предыдущей работы по собственному желанию, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается на общих основаниях независимо от продолжительности работы на новом месте. За рабочими и служащими, уволенными по собственному желанию, сохраняется непрерывный стаж работы при условии поступления их на работу в течение трехнедельного срока со дня увольнения, если иное не установлено законодательством Союза ССР. Однако уже в 1973 вплоть до 2004 года при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин в течение 12 месяцев со дня предыдущего увольнения непрерывный стаж прерывался. Были установлены и более длительные сроки перерывов, при которых сохранялся непрерывный трудовой стаж. Так, независимо от перерыва непрерывный срок сохранялся лицам, увольняющимся в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность.

В настоящее время право на пособие по временной нетрудоспособности имеют все работники, независимо от их принадлежности к каким-либо общественным объединениям, в том числе профессиональным союзам, независимо от их социальной принадлежности. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулируется Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию". Основным критерием, от которого зависит размер пособия, является страховой стаж работника.

Основная проблема, заключается в том, что размер пособия не всегда замещает в полном объеме заработную плату, в зависимости каков стаж работник он получает пособие в полном объеме свого или какой-то его части.

Пособие- это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России. М., 2003. С 155.

Пособие по временной нетрудоспособности- это денежная сумма, выплачиваемая за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения». Ростов-на-Дону, 2003. С 283.

Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора, и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов.

Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием.

На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.

Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие выплачивается им за счет средств Фонда занятости РФ, а не за счет средств Фонда социального страхования РФ. Учитывая это, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается особо, вместе с пособием по безработице.

Пособие по временной нетрудоспособности -- первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале XXв. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 258.

В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохранилась практически без изменений и в Российской Федерации после распада СССР до последнего времени.

Одним из оснований для назначения и выплаты пособия является наступление временной нетрудоспособности. Поэтому следует подробнее рассмотреть данное понятие.

В экспертизе нетрудоспособности существуют два основных понятия: временная нетрудоспособность и стойкое ограничение нетрудоспособности. Комлев Б. Доказывание тяжести вреда, причиненного здоровью человека.//Уголовное право, 1997, №4, с.59-68 Временная нетрудоспособность - это невозможность осуществления работником трудовых обязанностей, обусловленная медицинскими причинами, а также социальными факторами, предусмотренными действующим законодательством. К таковым относятся: болезнь (травма); санаторно-курортное лечение и медицинская реабилитация; уход за больным членом семьи, за здоровым ребенком до трех лет и ребенком - инвалидом; карантин; протезирование в условиях стационара; отпуск по беременности и родам. Основным документом, подтверждающим временное освобождение работника от производственной деятельности, является листок нетрудоспособности, который выполняет функции финансового и юридического документа.

Стойкое ограничение трудоспособности -- это состояние, когда нарушение функций организма, обусловленное заболеванием или травмой, приняло необратимый или частично обратимый характер, несмотря на длительное комплексное лечение, и вынудило работника полностью прекратить всякий труд в производственных условиях или перейти к облегченным условиям труда, что часто приводит к потере основной профессии, снижению квалификации, либо значительному уменьшению объема работы или нормы выработки.

Основным критерием, отличающим временную нетрудоспособность от стойкой является характер клинического и трудового прогноза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.