на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование искусственного оплодотворения в РФ
p align="left">Применение методов искусственного оплодотворения постоянно расширятся, что требует соответствующего правового подхода. Вопросы применения метода искусственного оплодотворения являются довольно сложными для законодательного регулирования и немаловажное значение при законодательном решении и закреплении вопросов, относящихся вообще к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к вопросам искусственного оплодотворения.

Рассмотрим как законодательно регулируются вопросы искусственного оплодотворения на международном и внутригосударственном уровне.

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ

В международном праве вопросы репродуктивных прав занимают далеко не последнее место. К международным актам, регулирующим данные права относятся, например, Декларация по народонаселению 1966 года, где право на планирование семьи рассматривается в качестве одного из основных прав человека. На международной конференции по правам человека, проведенной в Тегеране в 1968 г., было провозглашено: "Родители обладают неотъемлемым правом свободно и с чувством ответственности определить число детей и сроки их рождения".

В 1979 году в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин были установлены права женщин и мужчин свободно принимать решение о числе детей и промежутках между их рождениями, а также право на информацию, просвещение и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться такими правами.

В Рекомендациях для последующего осуществления "Всемирного плана действий в области народонаселения" (Мехико, 1984) правительствам было предложено поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны матери и ребенка. Амстердамская декларация, принятая представителями 79 стран на международном форуме "Народонаселение в XXI веке" (1989), в число основных принципов деятельности в области народонаселения включила повышение качества и эффективности государственных и частных программ планирования семьи.

В Венской декларации, принятой в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека, вновь подтверждались основные репродуктивные права, и на основе принципа равенства между женщинами и мужчинами было заявлено о праве женщин на доступную и адекватную охрану здоровья, а также на самый широкий круг услуг в области планирования семьи. Далее концепция репродуктивных прав была расширена в ходе Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994).

На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине, которая является первым обязательным юридическим документом в области здравоохранения, направленным на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур.

Методы искусственного оплодотворения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, принятыми Европейским парламентом и решениями Комиссии по правам человека.

Одна из таких рекомендаций "по генной инженерии" была принята в 1982 г. В ней предлагался ряд мер, включающих, в частности, признание права на генетическое наследование, которое не должно нарушаться, кроме как в целях терапии.

Еще одна рекомендация была принята в 1986 г. 38-й очередной сессией Парламентской ассамблеи Совета Европы. Она называлась "Рекомендация по использованию эмбрионов и плодов человека в целях диагностики, терапии, научных исследований, промышленного использования и торговли". В ней говорилось, что "достигнутый в последнее время прогресс в науке о жизни и медицины, в частности в эмбриологии животных и человека, открыл новые замечательные перспективы в области науки, диагностики и терапии. С помощью техники искусственного оплодотворения человек получил средство вмешательства и контроля над жизнью человека на ее самой ранней стадии. Поэтому при использовании технических возможностей не только в науке, но и в медицине необходимо следовать ясным этическим и социальным принципам.

С момента оплодотворения яйцеклетки жизнь человека развивается непрерывным образом, и невозможно четко разделить первые (эмбриональные) фазы ее развития, и вследствие этого необходимо ввести определение биологического статуса эмбриона. Отмеченный прогресс сделал юридический статус эмбриона и плода особенно ненадежным и в настоящее время их юридический статус не определен законом. В настоящее время отсутствует адекватное положение, регулирующее использование живых или мертвых эмбрионов и плодов. С учетом научного прогресса, сделавшего возможным вмешательство в развитие человеческой жизни от момента оплодотворения, крайне необходимо определить степень такого вмешательства, разрешенную законом.

При любых обстоятельствах человеческие эмбрионы и плоды требуют обращения, достойного человека, и, следовательно, использование этих материалов и тканей должно быть строго ограничено и подконтрольно терапевтическим целям, для достижения которых не существует других способов. Любые исключительно национальные положения, регулирующие эти вопросы, рискуют оказаться неэффективными, поскольку любая деятельность в этой области может быть перенесена в другую страну, которая не ввела такие же положения."

В данной Рекомендации подчеркивается необходимость европейского сотрудничества и содержится призыв ограничить использование (в производственном смысле) человеческих эмбрионов и плодов, а также полученных из них материалов и тканей в строго терапевтических целях; принять соответствующие постановления, которые бы определяли условия, при которых допускается изъятие и использование тканей в целях диагностики и терапии; запретить какое-либо создание человеческих эмбрионов путем искусственного оплодотворения в целях проведения исследований при их жизни или после смерти; запретить создание идентичных человеческих существ методом клонирования или любым другим методом в целях расового отбора или в других целях".

В отдельных странах с учетом новых условий и технологий были скорректированы уже имевшиеся или приняты новые законы и правила о репродукции человека.

Наиболее прогрессивным государством в области применения методов искусственного оплодотворения является Швейцария. В статье 119 Конституции Швейцарской Конфедерации отдельно урегулированы вопросы применения репродуктивной медицины и генной инженерии человека. В соответствии с данной статьей процедуры медицински поддерживаемой репродукции могут быть применены в том случае, если преодоление бесплодия невозможно иным способом. Оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины также разрешается только при установленных законом условиях. При этом вне тела женщины можно развить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразу имплантировать.

Отдельно оговаривается запрет на пожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства. Запрещается также любая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов. Таким образом, право на применение методов искусственного оплодотворения в указанной стране является составной частью основных прав человека и гарантируется Конституцией.

В других же странах искусственное оплодотворение напротив не приветствуется. Например, в Германии любая попытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион считается преступлением. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать.

Во Франции вопросы искусственного оплодотворения урегулированы Уголовным кодексом, в котором есть специальный раздел 3 Книги Пятой - "О защите человеческого эмбриона". Статьи, устанавливающие ответственность можно разделить на несколько групп.

Первая группа составов направлена на недопущение вовлечения эмбрионов в коммерческий оборот. Так, приобретение человеческих эмбрионов на условиях оплаты в какой бы то ни было форме наказывается семью годами тюремного заключения и штрафом в 700000 франков. Наказуемы также посредничество в торговле эмбрионами, осуществление зачатия человеческих эмбрионов в примышленных или коммерческих целях.

Вторая группа защищает отношения, связанные соблюдением законодательно установленной процедуры искусственного оплодотворения. В этой группе уголовно наказуемыми будет изучение эмбриона или экспериментирование над ним в нарушении Кодекса законов о здравоохранении и т.д.

Третья группа защищает права участников донорской программы. В этом случае уголовная ответственность наступает за сбор или изъятие гамет живого человека без его письменного согласия, разглашение охраняемой законом информации.

Кроме того, законодательство Франции и Дании запрещает применение методов вспомогательных репродуктивных технологий у лесбиянок и гомосексуалистов. Аналогичные ограничения есть в большинстве стран. В 12 странах вспомогательные репродуктивные технологии предлагаются только супружеским парам, в 16 странах к таковым допускаются только пары, живущие в гражданском браке как минимум течении 2 лет.

Вокруг разрешения гомосексуальным парам иметь детей с помощью репродуктивных технологий не утихают споры в научной среде. Они подогреваются с помощью искусственных судебных исков, рекламируемых с помощью средств массовой информации. Имеются и сторонники законодательного признания права гомосексуальных пар на создание полной семьи. Это обосновывается тем, что очень много гомосексуалистов имеют свое родное потомство, появившееся от гетеросексуального общения.

Российское законодательство не содержит ограничений для женщин - лесбиянок на реализацию их права на искусственное оплодотворение. А в условиях транграничности территорий лесбийская пара, которая не имеет права зачать ребенка в своей стране, может это сделать в России, которая является вполне удачным местом: дешевизна услуг; нет ограничений для иностранцев и гомосексуальных пар.

Однако, как представляется это отнюдь не достоинство российской правовой системы. Все - таки, искусственное оплодотворение - это операция, носящая исключительный характер. Это не модная замена половому акту, как источнику продолжения жизни. Именно исходя из исключительности искусственного оплодотворения, необходимо законодательное закрепление особой процедуры допуска к этой репродуктивной технологии.

США является наиболее прогрессивным государством в области применения методик искусственного оплодотворения. Во многих столицах его штатов открыты агентства по применению методик искусственного оплодотворения, которые имеют картотеку со списками женщин, желающими стать суррогатными матерями. Американское законодательство не имеет единой законодательной базы на всей территории США по применению метода искусственного оплодотворения. Конституция США предоставляет штатам право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения.

Мировым центром коммерческого материнства считается штат калифорния. Здесь предоставляются международные услуги вынашивающих матерей. В 1992 г. законодательный орган Калифорнии пришел к выводу, что контракты на выполнение услуг суррогатного материнства не противоречат общественному сознанию, поэтому принял законопроект о разрешении суррогатного материнства на коммерческих началах. Губернатор штата наложил вето на этот законопроект.

Годом позже Верховный су Калифорнии вынес решение о признании юридическими родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, супругов, заключивших с ней договор о вынашивании ребенка. Таким образом, в Калифорнии стал применятся принцип, закрепленный затем законодательно, в соответствии с которым все права в отношении ребенка, рожденного с помощью суррогатной матери, принадлежат генетическим родителям.

Приведенные нормы международно-правовых актов и конституций показывают, что восприятие репродуктивного права на применение методов искусственной репродукции не имеет однозначной законодательной оценки

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В РФ

В России, по данным медицинской статистики, каждый шестой брак бесплоден в силу различных причин. Рождение ребенка невозможно или опасно для жизни и здоровья матери при физиологических недостатках, биологической несовместимости супругов, противопоказанности беременности, ряде наследственных заболеваний и т.д., причем причины бесплодия в равном количестве распределены между полами. Все это приводит к распаду семьи, ухудшению демографической ситуации, а, следовательно, к нарушению права человека на здоровье и благополучную жизнь. И одним из путей решения данной проблемы является применение методов искусственного оплодотворения.

Основные юридические вопросы, касающиеся правового применения методов вспомогательных репродуктивных технологий, правового статуса сторон, давших согласие на применение данных методов, изложены в Семейном кодексе Российской Федерации, в Основах законодательства об охране здоровья граждан и в приказе Минздрава России от 26 февраля 2003 года "О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия". Последний документ является основным в разработке и применении новых методов и техник искусственной инсеминации и экстракорпорального оплодотворения, а также юридических отношений при использовании этих методов.

Основы Законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" содержат статью, которая так и называется " Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона", она гласит: "Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. ".

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.