Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
13 Тема: «Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве» Оглавление: Введение Основная часть 1. Понятие полетов в международном воздушном пространстве 2. Юридическая классификация полетов 3. Право полетов в международном воздушном пространстве Заключение Список используемой литературы Введение Открытое воздушное пространство - это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией. Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве. Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством. Цель реферата: рассмотреть понятие полетов в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию полетов; рассмотреть право полетов в международном воздушном пространстве Основная часть 1. Понятие полетов в международном воздушном пространстве Общепринятого определения воздушного судна в меж-дународном праве не существует. Наиболее общее опреде-ление восходит к формуле приложения А к Парижской кон-венции 1919 года, согласно которой под воздушным судном понимается «любой аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом». Несомнен-но, эта формула детерминирована имеющимися в то время средствами воздушных передвижений: самолетами, дири-жаблями и воздушными шарами Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002.. В приложении 7 к Чикагской конвенции 1944 года вновь повторяется формула приложения А к Парижской конвен-ции 1919 года, но с добавлением: «иным, чем взаимодейст-вие с воздухом, отраженным от земной поверхности» «Конвенция о международной гражданской авиации», заключена в г. Чикаго 07.12.1944г.. Национальное право многих государств идет такими путями: либо по пути простого пе-речисления конкретных летательных аппаратов, иногда с их определением, либо введения в нормативный оборот специальных элементов понятия «воздушное судно». Например, по законодательству Германии, к воздушным судам могут отно-ситься даже космические аппараты на участке пролета воз-душного пространства. В целом, однако, при всей подвижности дефинитивной шкалы понятия «воздушное судно» современное воздушное право регулирует отношения, возникающие по поводу ис-пользования почти исключительно самолетов и вертолетов, а также, в ограниченном объеме, воздушных шаров и ди-рижаблей. Определение международного полета почти исключи-тельно регулируется национальным правом, что иногда по-рождает коллизии соответствующих национально-правовых норм Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2004 г. . В практическом отношении определенное значение име-ют временные рамки применения понятия «международный полет» ввиду различного определения его второго элемен-та - «полет». Решение данного вопроса относится к сфере подзаконных актов национального права. В одних случаях это может быть период от начала движения самолета при взлете до окончания движения на пробеге после посадки, в других - от запуска двигателей для целей взлета до вы-ключения двигателей после посадки и т. п. Однако приве-денные определения, как уже отмечалось, носят в основном технический характер. Следует иметь ввиду, что ряд актов международного и национального права содержат определение термина «в по-лете» в смысле установления сферы действия норм того или иного договора или закона во времени. Так, в Токийской конвенции 1963 года, Гаагской конвенции 1970 года, Мон-реальской конвенции 1971 года нахождение воздушного судна в полете определя-ется с момента закрытия всех его внешних дверей после по-грузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. Существуют и иные определения подобного ро-да, не имеющие отношения к понятию «международный по-лет» (в Токийской конвенции используется также и «техни-ческое» определение для целей действия отдельных глав). В юридическом значении международным полетом сле-дует считать всякий правомерный полет, при котором за-планированный маршрут полета и намеченной посадки на-ходится в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации или государство - эксплуатант воздушного судна. Введение в определение «международный полет» поня-тия «государство-эксплуатант» необходимо для тех случаев, когда воздушное судно передано в аренду авиапредприятию иностранного государства, которое по своему усмотрению использует судно на внутренних или международных воз-душных трассах. В международном и национальном праве существует очевидный пробел в отношении отнесения к разряду между-народных полетов ракет, космических аппаратов, судов на воздушной подушке при пересечении ими границ иностран-ного государства. Нередко подвергается сомнению и воз-можность применения понятия «международный полет» к несанкционированным влетам неуправляемых воздушных судов на иностранную территорию. Вместе с тем необходи-мость наведения должного правопорядка в воздушном про-странстве, обеспечения международной законности предпо-лагает, чтобы все полеты в таком пространстве были квали-фицированы. Интересы уважения полного и исключительного суверенитета государств на своей территории требуют признания передвижения любых летательных аппаратов через грани-цу иностранного государства в качестве международного полета. 2. Юридическая классификация полетов В воздушном пространстве Земли перемещается огромное число различных летательных аппаратов. Отличаясь (иног-да значительно) по своим техническим, конструкторским характеристикам, эти аппараты и устройства обладают од-ним общим свойством - перемещаться в пространстве над сухопутной и водной поверхностью без соприкосновения с ней. Для большинства из них возможность такого переме-щения органически зависит от использования подъемной силы, возникающей либо на несущих поверхностях от взаи-модействия с атмосферным воздухом (самолеты, вертоле-ты, парашюты и т. п.), либо в силу разницы в плотности на-полняющего их газа и окружающей атмосферы (дирижаб-ли, воздушные шары). Отдельные летательные аппараты (ракеты) не нуждаются в указанной подъемной силе, хотя и используют атмосферный воздух для стабилизации поло-жения в пространстве. Суда на воздушной подушке (СВП), хотя и перемещаются в воздушном (прилежащем) прост-ранстве, считаются судами sui geпeris (особого рода), отличными от иных летательных аппаратов, поскольку для своего поддержания над поверхностью пользуются силой, возникающей за счет взаимодействия «воздушной подушки» под днищем с поверхностью. В законодательстве некоторых стран СВП отнесены к разряду воздушных судов, что следует расценивать как исключение из общепризнанной прак-тики, порождающее сложные проблемы применения к СВП норм международного воздушного права (при трансгра-ничных передвижениях СВП). Хотя при передвижении любого из указанных аппаратов и устройств за пределы территории государства регистра-ции возникают международно-правовые аспекты, междуна-родное воздушное право с самого начала развивалось и продолжает развиваться в основном в направлении регули-рования использования той группы летательных аппаратов и устройств, которые принято называть воздушными су-дами. Применительно к действию норм международного права национального права с международным (иностранным) элементом важное значение имеет классификация полетов воздушных судов. Эта классификация может носить как технический, так и юридический характер. В первом случае она связана с необходимостью установления временных границ «технической» эксплуатации воздушного судна и преследует цель определения летного времени членов эки-пажа, расследования авиационных происшествий и т. д. Речь здесь идет не о классификации полетов, как таковых, а об установлении периода полета воздушного судна Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002.. Во втором случае вопрос касается подразделения полетов на внутренние и международные с точки зрения объема применяемых к тем и другим соответствующих нормативных предписаний. В частности, с понятием «международный полет» связан важный вопрос установления и действия норм международ-ного права и национального права, регулирующих отноше-ния между различными их субъектами по поводу осуществ-ления международных полетов. В целом полеты в воздушном пространстве можно классифицировать следующим образом: 1) полеты с территории одного государства на террито-рию другого государства. При этом различаются полеты: а) в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границ двух государств; б) с пересечением района открытого моря; в) с транзитным беспосадочным пересечением территории третьего государства; г) с тран-зитным пролетом через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, или через архипелаж-ные воды; 2) из района открытого моря или Антарктика на терри-торию иностранного государства и обратно; 3) из одного района открытого моря или Антарктики в другой район открытого моря с транзитным пролетом через международные проливы или архипелажные воды; 4) полет в пределах открытого моря или Антарктики без транзитного пролета через международные проливы или ар-хипелажные воды; 5) с территории государства регистрации (эксплуатан-та) воздушного судна в открытое море или Антарктику и обратно (в целях разведки рыбных запасов, проведения на-учных исследований и т. п.); 6) из одной части территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным перелетом территории иностранного государства (например, центральная часть США - Аляска, через Канаду); 7) из одной части территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным пролетом через международные про-ливы или архипелажные воды; . 8) внутренние полеты в пределах одного государ-ства. С точки зрения установления объема нормативных пред-писаний, применимых к международному полету, важное значение имеет факт запланированности полета в качестве такового. В этих случаях с начала предполетной подготовки и до окончания полета вступают в действие строго определенные нормы национального и международ-ного права, а именно нормы с международным, или ино-странным, элементом. Поэтому, к примеру, если при полете, запланированном в качестве международного, воздушное судно не долетело до границы и совершило посадку на тер-ритории того государства, откуда начался полет, он, тем не менее, юридически, то есть с точки зрения действия опреде-ленной группы норм, права (но не фактически), считается международным. И наоборот, такая постановка вопроса недопустима, когда имеют место незапланированные полеты с пересечением границ, по крайней мере, двух государств. Подобная ситуация возникает при угоне воздушных судов, совершающих внутренний полет, за границу, при умышлен-ном или неумышленном влете в воздушное пространство иностранного государства самолета, не имеющего задания на международный полет. В этих случаях можно говорить о международном полете в фактическом, но не в юридиче-ском смысле. Практика показывает, что, независимо от содержания норм национального законодательства, все страны исходят из признания в качестве международных также полетов из открытого моря на иностранную территорию (к примеру, воздушные суда Аэрофлота совершают полеты из Антарк-тики в Австралию, вертолеты с китобойных флотилий могут залетать на иностранную территорию). В случае получения права на такие полеты от иностранного государства всту-пает в действие группа норм, относящихся к праву между-народных полетов. Могут иметь место и фактические меж-дународные полеты подобного рода. Исходя из указанных соображений, следует считать международным и по-лет воздушного судна (возвращение) с иностранной терри-тории в открытое море или Антарктику. Б таких случаях с очевидностью присутствует «ретроспективный элемент» по-лета, заключающийся в том, что когда-то, но не в конкрет-ном полете воздушное судно пересекло границы и «своего» государства (государства регистрации или государства экс-плуатанта). Остальные виды полетов, как правило, не являются международными ни фактически, ни юридически. В том числе по законодательству абсолютного большинства стран не яв-ляются международными полеты с территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в открытое море и обратно (для целей рыбной разведки, научных ис-следований, экскурсий и т. п.).
Страницы: 1, 2
|