на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

13

Тема:

«Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве»

Оглавление:

Введение

Основная часть

1. Понятие полетов в международном воздушном пространстве

2. Юридическая классификация полетов

3. Право полетов в международном воздушном пространстве

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Открытое воздушное пространство - это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством.

Цель реферата: рассмотреть понятие полетов в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию полетов; рассмотреть право полетов в международном воздушном пространстве

Основная часть

1. Понятие полетов в международном воздушном пространстве

Общепринятого определения воздушного судна в меж-дународном праве не существует. Наиболее общее опреде-ление восходит к формуле приложения А к Парижской кон-венции 1919 года, согласно которой под воздушным судном понимается «любой аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом». Несомнен-но, эта формула детерминирована имеющимися в то время средствами воздушных передвижений: самолетами, дири-жаблями и воздушными шарами Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002..

В приложении 7 к Чикагской конвенции 1944 года вновь повторяется формула приложения А к Парижской конвен-ции 1919 года, но с добавлением: «иным, чем взаимодейст-вие с воздухом, отраженным от земной поверхности» «Конвенция о международной гражданской авиации», заключена в г. Чикаго 07.12.1944г..

Национальное право многих государств идет такими путями: либо по пути простого пе-речисления конкретных летательных аппаратов, иногда с их определением, либо введения в нормативный оборот специальных элементов понятия «воздушное судно». Например, по законодательству Германии, к воздушным судам могут отно-ситься даже космические аппараты на участке пролета воз-душного пространства.

В целом, однако, при всей подвижности дефинитивной шкалы понятия «воздушное судно» современное воздушное право регулирует отношения, возникающие по поводу ис-пользования почти исключительно самолетов и вертолетов, а также, в ограниченном объеме, воздушных шаров и ди-рижаблей.

Определение международного полета почти исключи-тельно регулируется национальным правом, что иногда по-рождает коллизии соответствующих национально-правовых норм Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2004 г.

.

В практическом отношении определенное значение име-ют временные рамки применения понятия «международный полет» ввиду различного определения его второго элемен-та - «полет». Решение данного вопроса относится к сфере подзаконных актов национального права. В одних случаях это может быть период от начала движения самолета при взлете до окончания движения на пробеге после посадки, в других - от запуска двигателей для целей взлета до вы-ключения двигателей после посадки и т. п. Однако приве-денные определения, как уже отмечалось, носят в основном технический характер.

Следует иметь ввиду, что ряд актов международного и национального права содержат определение термина «в по-лете» в смысле установления сферы действия норм того или иного договора или закона во времени. Так, в Токийской конвенции 1963 года, Гаагской конвенции 1970 года, Мон-реальской конвенции 1971 года нахождение воздушного судна в полете определя-ется с момента закрытия всех его внешних дверей после по-грузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. Существуют и иные определения подобного ро-да, не имеющие отношения к понятию «международный по-лет» (в Токийской конвенции используется также и «техни-ческое» определение для целей действия отдельных глав).

В юридическом значении международным полетом сле-дует считать всякий правомерный полет, при котором за-планированный маршрут полета и намеченной посадки на-ходится в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации или государство - эксплуатант воздушного судна.

Введение в определение «международный полет» поня-тия «государство-эксплуатант» необходимо для тех случаев, когда воздушное судно передано в аренду авиапредприятию иностранного государства, которое по своему усмотрению использует судно на внутренних или международных воз-душных трассах.

В международном и национальном праве существует очевидный пробел в отношении отнесения к разряду между-народных полетов ракет, космических аппаратов, судов на воздушной подушке при пересечении ими границ иностран-ного государства. Нередко подвергается сомнению и воз-можность применения понятия «международный полет» к несанкционированным влетам неуправляемых воздушных судов на иностранную территорию. Вместе с тем необходи-мость наведения должного правопорядка в воздушном про-странстве, обеспечения международной законности предпо-лагает, чтобы все полеты в таком пространстве были квали-фицированы.

Интересы уважения полного и исключительного суверенитета государств на своей территории требуют признания передвижения любых летательных аппаратов через грани-цу иностранного государства в качестве международного полета.

2. Юридическая классификация полетов

В воздушном пространстве Земли перемещается огромное число различных летательных аппаратов. Отличаясь (иног-да значительно) по своим техническим, конструкторским характеристикам, эти аппараты и устройства обладают од-ним общим свойством - перемещаться в пространстве над сухопутной и водной поверхностью без соприкосновения с ней. Для большинства из них возможность такого переме-щения органически зависит от использования подъемной силы, возникающей либо на несущих поверхностях от взаи-модействия с атмосферным воздухом (самолеты, вертоле-ты, парашюты и т. п.), либо в силу разницы в плотности на-полняющего их газа и окружающей атмосферы (дирижаб-ли, воздушные шары).

Отдельные летательные аппараты (ракеты) не нуждаются в указанной подъемной силе, хотя и используют атмосферный воздух для стабилизации поло-жения в пространстве. Суда на воздушной подушке (СВП), хотя и перемещаются в воздушном (прилежащем) прост-ранстве, считаются судами sui geпeris (особого рода), отличными от иных летательных аппаратов, поскольку для своего поддержания над поверхностью пользуются силой, возникающей за счет взаимодействия «воздушной подушки» под днищем с поверхностью. В законодательстве некоторых стран СВП отнесены к разряду воздушных судов, что следует расценивать как исключение из общепризнанной прак-тики, порождающее сложные проблемы применения к СВП норм международного воздушного права (при трансгра-ничных передвижениях СВП).

Хотя при передвижении любого из указанных аппаратов и устройств за пределы территории государства регистра-ции возникают международно-правовые аспекты, междуна-родное воздушное право с самого начала развивалось и продолжает развиваться в основном в направлении регули-рования использования той группы летательных аппаратов и устройств, которые принято называть воздушными су-дами.

Применительно к действию норм международного права национального права с международным (иностранным) элементом важное значение имеет классификация полетов воздушных судов. Эта классификация может носить как технический, так и юридический характер. В первом случае она связана с необходимостью установления временных границ «технической» эксплуатации воздушного судна и преследует цель определения летного времени членов эки-пажа, расследования авиационных происшествий и т. д. Речь здесь идет не о классификации полетов, как таковых, а об установлении периода полета воздушного судна Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002.. Во втором случае вопрос касается подразделения полетов на внутренние и международные с точки зрения объема применяемых к тем и другим соответствующих нормативных предписаний.

В частности, с понятием «международный полет» связан важный вопрос установления и действия норм международ-ного права и национального права, регулирующих отноше-ния между различными их субъектами по поводу осуществ-ления международных полетов.

В целом полеты в воздушном пространстве можно классифицировать следующим образом:

1) полеты с территории одного государства на террито-рию другого государства. При этом различаются полеты:

а) в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границ двух государств;

б) с пересечением района открытого моря;

в) с транзитным беспосадочным пересечением территории третьего государства;

г) с тран-зитным пролетом через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, или через архипелаж-ные воды;

2) из района открытого моря или Антарктика на терри-торию иностранного государства и обратно;

3) из одного района открытого моря или Антарктики в другой район открытого моря с транзитным пролетом через международные проливы или архипелажные воды;

4) полет в пределах открытого моря или Антарктики без транзитного пролета через международные проливы или ар-хипелажные воды;

5) с территории государства регистрации (эксплуатан-та) воздушного судна в открытое море или Антарктику и обратно (в целях разведки рыбных запасов, проведения на-учных исследований и т. п.);

6) из одной части территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным перелетом территории иностранного государства (например, центральная часть США - Аляска, через Канаду);

7) из одной части территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер-ритории с транзитным пролетом через международные про-ливы или архипелажные воды; .

8) внутренние полеты в пределах одного государ-ства.

С точки зрения установления объема нормативных пред-писаний, применимых к международному полету, важное значение имеет факт запланированности полета в качестве такового. В этих случаях с начала предполетной подготовки и до окончания полета вступают в действие строго определенные нормы национального и международ-ного права, а именно нормы с международным, или ино-странным, элементом.

Поэтому, к примеру, если при полете, запланированном в качестве международного, воздушное судно не долетело до границы и совершило посадку на тер-ритории того государства, откуда начался полет, он, тем не менее, юридически, то есть с точки зрения действия опреде-ленной группы норм, права (но не фактически), считается международным. И наоборот, такая постановка вопроса недопустима, когда имеют место незапланированные полеты с пересечением границ, по крайней мере, двух государств.

Подобная ситуация возникает при угоне воздушных судов, совершающих внутренний полет, за границу, при умышлен-ном или неумышленном влете в воздушное пространство иностранного государства самолета, не имеющего задания на международный полет. В этих случаях можно говорить о международном полете в фактическом, но не в юридиче-ском смысле.

Практика показывает, что, независимо от содержания норм национального законодательства, все страны исходят из признания в качестве международных также полетов из открытого моря на иностранную территорию (к примеру, воздушные суда Аэрофлота совершают полеты из Антарк-тики в Австралию, вертолеты с китобойных флотилий могут залетать на иностранную территорию). В случае получения права на такие полеты от иностранного государства всту-пает в действие группа норм, относящихся к праву между-народных полетов. Могут иметь место и фактические меж-дународные полеты подобного рода.

Исходя из указанных соображений, следует считать международным и по-лет воздушного судна (возвращение) с иностранной терри-тории в открытое море или Антарктику. Б таких случаях с очевидностью присутствует «ретроспективный элемент» по-лета, заключающийся в том, что когда-то, но не в конкрет-ном полете воздушное судно пересекло границы и «своего» государства (государства регистрации или государства экс-плуатанта).

Остальные виды полетов, как правило, не являются международными ни фактически, ни юридически. В том числе по законодательству абсолютного большинства стран не яв-ляются международными полеты с территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в открытое море и обратно (для целей рыбной разведки, научных ис-следований, экскурсий и т. п.).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.