p align="left">Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную. Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России. Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в нормах части первой Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ. . Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия. Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся. Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 325. . Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности: 1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица; 2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала; 3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; 4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году; 5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Также должны быть определены элементы налогообложения: 1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога; 2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения; 3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога 4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога. Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности. В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов и сборов. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. 1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. 2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся: - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. 3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым кодексом. Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются: - налоги на потребление (НДС, акцизы); - налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги); - налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых). В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные. Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают. К прямым относится, например, налог на наследование или дарение. Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают (акцизы). Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену. Однако было, замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - С.57. Различаются также текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги; общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги; зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги. Все вышеперечисленное: совокупность налогов, сборов и платежей; законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов. Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов. Заключение Налоговое право - это отрасль правовой системы Российской Федерации регулирующая общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов осуществляется Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами (федеральное законодательство), законами субъектов РФ (региональное законодательство) и актами представительного органа местного самоуправления (муниципальные налоговые акты). Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, которые группируются в две части - общую и особенную. Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и др.). Литература 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. 2. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 416 с. 3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. - М.: Дело, 2004. - 400 с. 4. Козыренко А.Н. Система налогов и сборов России: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 264 с. 5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 872 с. 6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2005. - 512 с. 7. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 635 с. 8. Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. - М.: ООО «Городец - издат», 2003. - 656 с. 9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 607 с. 10. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 536 с.
Страницы: 1, 2
|