Правовое регулирование международных перевозок
Министерство образования республики беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» институТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Контрольная работа По дисциплине Международное частное право вариант __5 Слушателя группы ПРз-208 , заочной формы обучения спец. Правоведение шифр зачетной книжки №560 Мокейчик Ольги Александровны Барановичи, 2010 г. ВВЕДЕНИЕ Транспорт обеспечивает развитие международных экономических связей, создает условия для рационального размещения производительных сил и взаимовыгодного разделения труда между странами мира. Международной перевозкой признается перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой место отправления и место назначения расположены: · на территории двух или более государств; · на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Транспортные конвенции принимаются применительно к отдельным видам транспорта или охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта. Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика. Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок. Задачи: 1) Определить понятие и особенности международных перевозок; 2) Дать характеристику видов международных перевозок; 3) Подвести итоги по данной теме. Данная тема актуальна в современном обществе, так как Республика Беларусь активно сотрудничает с многими государствами и заключает с ними различные договоры в том числе договоры связанные с перевозкой грузов. 1. Понятие, особенности международных перевозок Международной перевозкой признается перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое на том или ином виде транспорта, при котором место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства. Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательственные отношения (в дальнейшем - транспортные конвенции). Транспортные конвенции в международном частном праве именуются по-разному: договоры, статуты, соглашения, правила и т.д. Транспортные конвенции, как правило, принимаются применительно к отдельным видам транспорта. Вместе с тем имеются конвенции, которые охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта. Например, Таможенная конвенция 1972 г., касающаяся контейнеров, регулирует контейнерные перевозки на всех видах транспорта, а также в смешанном сообщении. Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т.д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую конвенцию. По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения: 1) об общих принципах и организации международных перевозок; 2) об условиях перевозок грузов и пассажиров; 3) о тарифах на международные перевозки; 4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т.п.); 5) регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов международного транспорта; 6) предусматривающие защиту имущественных интересов сторон договора в сфере международных перевозок. В регулировании международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву. Обусловлено это рядом причин: во-первых, транспортные конвенции не затрагивают некоторые сферы международных перевозок. Такого рода ниши, как правило, заполняются актами внутреннего права; во-вторых, отдельные транспортные конвенции содержат рекомендации, предусматривающие издание на уровне национального законодательства норм, регулирующих те или иные вопросы международного транспорта. Кроме того, внутреннее право соответствующего государства в полной мере распространяется на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транспортной конвенцией. В рамках ООН разработкой проектов транспортных концепций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), КНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др. Разработкой проектов транспортных конвенций занимается также Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА). В Республике Беларусь приняты законы «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транспорте», Воздушный кодекс и др. ' Участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер. Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром - с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке. Договор международной перевозки имеет свои особенности: во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их отсутствии - актами внутреннего права; во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо; в-третьих, в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза - законом страны назначения). Кроме того, имеются существенные отличия в порядке оформления такого договора. Специфичны условия' ответственности перевозчика, процедура предъявления к нему претензий, исков и т.д. При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон. В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозки. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа [3, c.141]. 2. Виды международных перевозок К международным перевозкам относятся: международные железнодорожные перевозки, международные автомобильные перевозки, международные воздушные перевозки, международные морские перевозки международные перевозки грузов в смешанном сообщении. 1) Международные железнодорожные перевозки. Разработкой правовых вопросов организации международных железнодорожных перевозок занимается ряд специализированных (межправительственных и неправительственных) организаций. Среди них: Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) - основана в 1884 г.; Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ) - создан в 1889 г.; Центральное бюро международных железнодорожных сообщений (ЦБМЖС) - учреждено в 1890 г.; Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) - создан в 1902 г.; Международный союз по грузовым вагонам (МСГВ) -образован в 1921 г.; Международный союз железных дорог (МСЖД) - создан в 1922 г.; Международная ассоциация по железнодорожному подвижному составу (МАПС) - основана в 1930 г.; Международное железнодорожное общество по эксплуатации вагонов для перевозки скоропортящихся грузов (Интерфриго) - учреждено в 1949 г.; Европейский союз по железнодорожным перевозкам (ЬСЖП)- создан в 1950 г.; Международное бюро железнодорожной документации (МБД) - учреждено в 1950 г.; Европейское объединение эксплуатации грузовых вагонов (ЕОЭГВ) - образовано в 1953 г.; Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК) - основана в 1975 г.; Союз европейской железнодорожной промышленности (СЕЖП)- создан в 1975 г. Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г. относятся к числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта. Их участниками являются большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки. На конференции, проходившей в мае 1980 г. в г. Берне (Швейцария), принято новое Соглашение о железнодорожных перевозках (сокращенно - Соглашение КОТИФ), которым были пересмотрены тексты Бернских конвенций и Дополнительного соглашения к МПК 1966 г. об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. Соглашение КОТИФ 1980 г., введенное в действие в 1985 г., имеет два приложения: 1) Приложение А - определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК); 2) Приложение В - определяет условия перевозок грузов (Единые правила МГК). Странами Ближнего Востока заключено Соглашение о железнодорожных перевозках грузов (сокращенно -ТСЛИ). Этими странами разработан и принят также общий тариф для международных пассажирских перевозок. Страны - бывшие члены СЭВ при осуществлении железнодорожных перевозок руководствуются принятыми ими в 1950 г. Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС). Между государствами, не являющимися участниками многосторонних транспортных конвенций, как правило, заключаются двусторонние соглашения. Все другие международные соглашения в области железнодорожного транспорта можно условно разделить на следующие четыре группы: 1) пограничные соглашения (в основном межправительственного характера), которыми определяется порядок работы пограничных железнодорожных станций двух граничащих между собой государств; 2) служебные межведомственные инструкции, которыми определяются условия и порядок выполнения персоналом железных дорог операций, связанных с транспортировкой грузов международных сообщений; 3) соглашения о взаимном пользовании железнодорожными вагонами, другими перевозочными средствами и приспособлениями; 4) соглашения о взаимных расчетах между железными дорогами за выполненные перевозки и оказанные услуги. Соглашением КОТИФ определены условия перевозок грузов международного сообщения. Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ: грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; перевозимый груз должен иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация - необходимые реквизиты и т.д. Особые правила установлены для перевозок опасных грузов. Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости - 400 км, для грузов малой скорости -300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки. Получатель теряет право требования к перевозчику, если при выдаче груза соответствующий акт не был составлен. В отношении скрытых недостатков допускается требование о составлении акта в течение 7 дней после получения груза. Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вытаны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить. Соглашением КОТИФ исключено положение, согласно которому железная дорога освобождалась от ответственности за несохранность груза, вызванную погрузкой груза в нагон с очевидными для отправителя неисправностями. В случае несохранности груза предел возмещения ущерба установлен в размере 50 франков за килограмм веса . Если имела место просрочка в доставке груза, железная дорога выплачивает штраф в пределах провозной платы, но пс более 50 франков за отправку. При наличии убытков возмещение их допускается в пределах двойной провозной платы. В случае несохранности багажа ответственность железной дороги ограничена при недоказанности убытков в размере 20 франков, а в случае доказанности убытков - в размере 40 франков за килограмм веса.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|