на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой и социальный статус судей и народных заседателей
p align="left">3. Полномочия судей. Гарантии независимости судей. Основные принципы правового и социального статуса судьи

Анализ соответствующих норм Конституции и Закона о судоустройстве и статусе судей позволяет выделить следующие принципы статуса судьи: 1. Единство судейского статуса; 2. Независимость судьи; 3. Несменяемость судьи; 4. Неприкосновенность судьи; 5. Политическая нейтральность; 6. Надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита. Единство правового статуса судьи выражается в том, что все судьи в Республике Беларусь имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность. Особенность статуса судей отдельных категорий определены законом. Присвоение судьям квалификационного класса не изменяет их статуса. Независимость судьи, как уже не раз отмечалось, - это его самостоятельность при осуществлении правосудия. Недопустимость вмешательства в деятельность судей в какой бы форме это не проявлялось. Согласно ст. 64 Закона о судоустройстве и статусе судей воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.

Судье запрещается давать какие бы то ни было толкования по существу рассмотренных или находящихся в производстве суда дел, а также передавать их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Реальная независимость судей обеспечивается не только установленными в законе гарантиями (ст.9 Закона о судоустройстве и статусе судей), но и в значительной мере зависит от самих судей, их принципиальности, достоинства, понимания ими служебного долга, верности присяги. Совершенно верно замечено, что “Судья, у которого нет желания быть независимым, не станет им, несмотря ни на какие гарантии. Существенную роль призвана здесь играть и профессиональная образованность судьи. Малограмотный судья нуждается в подсказке” . Проблема независимости судей - проблема номер один во всех странах мира. Ей уделяется внимание на международном уровне в рамках сотрудничества в области прав человека. В уже упоминавшемся международно-правовом документе ООН - Основных принципах, касающихся независимости судебных органов, предусмотрено, что каждое государство - член ООН гарантирует независимость суда и предоставляет соответствующие средства, позволяющие обеспечить реальное осуществление этой независимости (п.п.1,7). Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в упоминавшемся уже постановлении № 14 от 23 декабря 1999 г. “О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов” счел необходимым подчеркнуть, что обеспечение независимости суда должно стать нравственным долгом судьи и важнейшей гарантией выполнения требований закона при осуществлении правосудия.

Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст. 63 Закона о судоустройстве и статусе судей). Несменяемость судей издавна рассматривается как одна из важнейших гарантий судейской независимости. По словам известного дореволюционного юриста Н.Н. Розина, она обеспечивает “прочность служебного положения и возможность для него безбоязненно отправлять свою профессию”.

В самом деле, судья, назначаемый (или избираемый) на должность неуязвим, если он профессионально исполняет свои служебные обязанности и надлежащим образом ведет себя. Ему не надо оглядываться на начальство и беспокоиться о завтрашнем дне. Неслучайно принцип несменяемости судей получил мировое признание и включен в Конституции многих стран, в том числе России и Украины. В Российском государстве этот принцип был провозглашен Судебными Уставами 1864 г. В послеоктябрьское время отвергнут наряду с другими демократическими принципами и институтами. Классики марксизма-ленинизма вы ступали с критикой этого положения и поэтому на смену несменяемости в Советском государстве была провозглашена сменяемость и подотчетность судей избирателям и органам, избиравшим судей. Это подорвало независимость судей, заставило их учитывать мнение руководящих органов и должностных лиц, а то и просто выполнять их волю, как это нередко имело место по так называемым политическим делам в годы сталинского режима. Теперь в нашем законодательстве вновь закреплена несменяемость судей как гарантия независимости судей. В белорусском законодательстве первоначально она была введена для судей хозяйственных судов (ст. ст. 10, 11 Закона о хозяйственном суде 1991 г.). Закон о судоустройстве и статусе судей распространил ее на судей общих судов, в том числе и впервые назначенных на должность и судей по административным делам и их исполнительным производствам (ст. 7), которые назначаются сроком на пять лет. На 11 лет назначаются (избираются) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Продолжительный срок их полномочий также обеспечивает независимость судей этого суда. Хотя, конечно, о полной несменяемости судей может идти речь только применительно к судьям, назначаемым на судебную должность бессрочно. Следует отметить, что несменяемость судей не означает, что нет механизма своевременного избавления от некомпетентных и недобросовестных судей. Как уже отмечалось, при наличии предусмотренных в законе оснований и в порядке, установленном законом, полномочия любого судьи могут быть прекращены досрочно, в любое время. Однако смещение с должности судьи не может быть произвольным, при отсутствии предусмотренных законом оснований. Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей) также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства с учетом значимости выполняемых судейских функций. В отличие от прежнего законодательства о судоустройстве, которое весьма узко трактовало неприкосновенность судьи, сводя ее по существу к особому порядку привлечения судьи к уголовной ответственности, ареста и применения мер административного характера, налагаемого в судебном порядке, Закон о судоустройстве и статусе судей детально и широко регулирует этот институт. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, судья, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Проникновение в жилище, или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, в отношении судьи могут осуществляться только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденному уголовному делу. Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному Суду Республики Беларусь. Политическая нейтральность судей также непременная черта правового статуса судьи. (Этот вопрос рассматривался в главе II-ой §§ 2 и 4).

4. Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи

Действующий закон предусматривает две формы прекращения полномочий судей: 1) лишение полномочий и 2) освобождение от исполнения служебных обязанностей. Согласно ст.72 Закона о судоустройстве и статусе судей судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с их высоким статусом, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их. Освобождение судьи от исполнения обязанностей возможно по следующим основаниям: по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы; в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу; по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно; по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи; по собственному желанию; в связи с утратой гражданства Республики Беларусь. Решение об освобождении от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют только случаи, когда полномочия судьи прекращаются по собственному желанию или в связи с утратой гражданства. Порядок лишения судей полномочий и освобождения их от должности определяется законодательными актами. Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей. Согласно ст. 75 Закона о судоустройстве и статусе судей судья, проработавший на должности судьи не менее двадцати лет, вправе выйти в отставку независимо от возраста и причин ухода. Судья также считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи: с признанием его недееспособным в определенном законом порядке; невозможностью исполнения своих полномочий продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Судье, вышедшему в отставку, выплачивается выходное пособие в расчете месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьей, но не менее шестикратного среднего месячного заработка на оставляемой должности. Судье, находящемуся в отставке и имеющему трудовой стаж на должности судьи не менее двадцати лет, выплачивается ежемесячное содержание, не облагаемое налогом, в размере 60 % должностного оклада на соответствующей должности судьи на момент выплаты содержания с учетом индивидуальных надбавок и доплат, которые имел данный судья.

Если трудовой стаж на должности судьи отставного судьи менее двадцати лет, то по достижении возраста 55 (для женщин - 50) лет выплачивается пожизненное содержание пропорционально стажу работы на должности судьи. Судье в отставке, трудовой стаж которого на должности судьи более двадцати лет, размер пожизненной платы увеличивается на 3 % за каждый полный год работы свыше двадцати лет. Однако сумма содержания не может быть больше 75 % размера должностного оклада судьи на соответствующей должности на момент выплаты содержания с учетом индивидуальных надбавок и доплат. При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда - Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов - Председателем Высшего Хозяйственного Суда. Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда - Президентом с уведомлением Совета Республики. Закон предусматривает также временное приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей). В Законе о хозяйственных судах 1998 г. (ст. 9) перечень случаев приостановления полномочий судьи хозяйственного суда дополнен, кроме того, такими основаниями как-то: признание судьи безвестно отсутствующим по решению общего суда, вступившим в законную силу; участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные должности. В случае приостановления полномочий судьи заработная плата и иные выплаты производятся в порядке, установленном законодательством. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи (ст. 9). Есть все основания указанные положения распространить и на судей общих судов.

5. Квалификационная аттестация судей

Квалификационные классы Порядок проведения квалификационной аттестации судей общих, хозяйственных судов и присвоения им квалификационных классов определяется Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626 . Квалификационная аттестация судьи - это объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней актами законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.