p align="left">4. Контроль за использованием и охраной вод. Он осуществляется в порядке, установленном статьями 85-88 Водного кодекса Республики Беларусь, а также в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 2045) и другими нормативными правовыми актами [8, с.191]. 5. Разрешение споров в области использования и охраны вод. Порядок разрешения споров в области использования и охраны вод определяется статьей 99 Водного кодекса Республики Беларусь. Для рассмотрения таких споров установлен как внесудебный, так и судебный порядок. Данные споры разрешаются органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны вод, в соответствии с их полномочиями, а также судами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [8, с.191]. 2. Право водопользования Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод. Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребителей, т.е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами водных отношений. Объектом рассматриваемого права являются водные объекты или их части. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей: * удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения; * сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей; * отведения сточных и других вод. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Специальное правовое регулирование деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» 24 июня 1999 г. № 271-З (в ред. от 8 июля 2008 г. № 373-З). Водопользование может быть: * общее и специальное; * обособленное и совместное; * первичное и вторичное. Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, как правило, без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и не требует специального разрешения. Требования и условия общего водопользования на водных объектах определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и в области внутреннего водного транспорта. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование осуществляется на условиях, установленных первичными водопользователями по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного санитарного надзора и органами по природным ресурсам и охране окружающей среды. Специальное водопользование представляет собой забор воды из водных объектов и отведение сточных вод в окружающую среду с применением сооружений и технических устройств. Перечень видов специального водопользования утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами на основании ходатайств водопользователей. Обособленным является водопользование одного юридического или физического лица на основании решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей). В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Республики Беларусь. В обособленное водопользование гражданам Республики Беларусь для хозяйственно-бытовых целей могут быть переданы непроточные пруды площадью до 0,2 га, расположенные на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду. Право обособленного водопользования удостоверяется Государственным актом на право обособленного водопользования. Порядок предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование определен Советом Министров Республики Беларусь. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование. Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами. Гражданско-правовые формы использования водных объектов допускаются в виде аренды, концессии и безвозмездного пользования. Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут предоставляться юридическим лицам для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства в аренду или в безвозмездное пользование. Водные объекты, не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыбоводства и других целей в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов по согласованию с органами по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными органами государственного управления. В безвозмездное пользование водные объекты предоставляются по решению Президента Республики Беларусь. Субаренда водных объектов (их частей) запрещена, что следует из ст. 28 Водного кодекса. Предоставление водных объектов в концессию предусмотрено Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 7-1 Водного кодекса решения о необходимости концессии в отношении водных объектов принимает Президент Республики Беларусь. Водные объекты предоставляются только во временное пользование (краткосрочное - до 5 лет, долгосрочное - от 5 до 25 лет). Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование или предоставившим водный объект в обособленное водопользование, аренду или безвозмездное пользование. В соответствии со ст. 33 Водного кодекса права водопользователей могут быть ограничены или прекращены Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами при возникновении или угрозе возникновения эпидемий и эпизоотии, аварийных ситуаций и в иных случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей. Основания прекращения права водопользования установлены ст. 34 Водного кодекса, согласно которой право водопользования подлежит прекращению в следующих случаях: * минования надобности в водопользовании или отказа от него; * истечения срока водопользования; * ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право водопользования; * передачи водохозяйственных сооружений и устройств другим водопользователям; * возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования. При нарушении правил и условий использования и охраны водных объектов либо нецелевого пользования право водопользования может быть прекращено, кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд населения. Право водопользования ограничивается или прекращается по решению соответствующего государственного органа, предоставившего водный объект в пользование или выдавшего разрешение на специальное водопользование, а также по решению первичного водопользователя, согласованному с соответствующими государственными органами. Права и обязанности водопользователей установлены Водным кодексом (2, ст. 31, 32). Водопользователи имеют право: * осуществлять пользование водными объектами для различных целей в соответствии с условиями их предоставления; * возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, а также очистки, обезвреживания, обеззараживания и отведения сточных вод, осуществлять их реконструкцию; * передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с соответствующими государственными органами; * получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности. Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем: * использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования; * рационально использовать водные ресурсы; * вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; * соблюдать режим содержания зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; * проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния; * своевременно вносить плату за водопользование и др. 3. Правовая охрана вод Сохранение вод рассматривается как одна из важнейших проблем охраны окружающей среды. Это объясняется жизненно важным значением данного природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к усиливающемуся воздействию человека на окружающую среду. В Республике Беларусь реально отмечается практически общерегиональное ухудшение качества воды, особенно поверхностных источников. Очистке подвергается значительная часть бытовых и производственных сточных вод. Однако далеко не все города, не говоря уже о сельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не везде обеспечивается должный эффект очистки. В реки и водоемы республики поступает ежегодно около 70 млн м3 загрязненных сточных вод. Вклад смывов загрязняющих веществ талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий по объему биогенных и органических веществ, нефтепродуктов достигает 50-60% от общего поступления этих веществ в водные источники [8, с.218]. В природных водах в недопустимых пределах отмечается присутствие тяжелых металлов (меди, никеля, хрома и др.). Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источники пресной воды, затронувшей не только поверхностные воды (реки, озера) и сопровождающейся эвтофикацией, деградацией, формированием опасных донных отложений, но а подземные воды. Качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПин по химическим показателям и около 6% - по микробиологическим [8, с.218]. В местах концентрированной техногенной нагрузки (города, животноводческие комплексы) отмечаются случаи загрязнения глубоких подземных вод, на которых в основном базируется коммунально-бытовое водоснабжение городов. Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения к истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия. Правовое регулирование охраны вод осуществляется Водным кодексом Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. № 2001 «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения» (в ред. от 14 ноября 2008 г. № 1715) и другими нормативными правовыми актами. Правовой основой охраны вод (водных объектов) являются положения статьи 69 Водного Кодекса, в соответствии с которой все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.
Страницы: 1, 2, 3
|