на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой режим использования и охраны вод
p align="left">4. Контроль за использованием и охраной вод. Он осуществляется в порядке, установленном статьями 85-88 Водного кодекса Республики Беларусь, а также в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 2045) и другими нормативными правовыми актами [8, с.191].

5. Разрешение споров в области использования и охраны вод. Порядок разрешения споров в области использования и охраны вод определяется статьей 99 Водного кодекса Республики Беларусь. Для рассмотрения таких споров установлен как внесудебный, так и судебный порядок. Данные споры разрешаются органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны вод, в соответствии с их полномочиями, а также судами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [8, с.191].

2. Право водопользования

Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод. Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребителей, т.е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами водных отношений.

Объектом рассматриваемого права являются водные объекты или их части. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей:

* удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения;

* сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей;

* отведения сточных и других вод.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Специальное правовое регулирование деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» 24 июня 1999 г. № 271-З (в ред. от 8 июля 2008 г. № 373-З).

Водопользование может быть:

* общее и специальное;

* обособленное и совместное;

* первичное и вторичное.

Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, как правило, без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и не требует специального разрешения.

Требования и условия общего водопользования на водных объектах определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и в области внутреннего водного транспорта. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование осуществляется на условиях, установленных первичными водопользователями по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного санитарного надзора и органами по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Специальное водопользование представляет собой забор воды из водных объектов и отведение сточных вод в окружающую среду с применением сооружений и технических устройств. Перечень видов специального водопользования утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами на основании ходатайств водопользователей.

Обособленным является водопользование одного юридического или физического лица на основании решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей).

В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Республики Беларусь. В обособленное водопользование гражданам Республики Беларусь для хозяйственно-бытовых целей могут быть переданы непроточные пруды площадью до 0,2 га, расположенные на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.

Право обособленного водопользования удостоверяется Государственным актом на право обособленного водопользования. Порядок предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование определен Советом Министров Республики Беларусь. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование.

Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.

Гражданско-правовые формы использования водных объектов допускаются в виде аренды, концессии и безвозмездного пользования.

Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут предоставляться юридическим лицам для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства в аренду или в безвозмездное пользование. Водные объекты, не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыбоводства и других целей в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов по согласованию с органами по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными органами государственного управления. В безвозмездное пользование водные объекты предоставляются по решению Президента Республики Беларусь.

Субаренда водных объектов (их частей) запрещена, что следует из ст. 28 Водного кодекса.

Предоставление водных объектов в концессию предусмотрено Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 7-1 Водного кодекса решения о необходимости концессии в отношении водных объектов принимает Президент Республики Беларусь.

Водные объекты предоставляются только во временное пользование (краткосрочное - до 5 лет, долгосрочное - от 5 до 25 лет). Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование или предоставившим водный объект в обособленное водопользование, аренду или безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 33 Водного кодекса права водопользователей могут быть ограничены или прекращены Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами при возникновении или угрозе возникновения эпидемий и эпизоотии, аварийных ситуаций и в иных случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей.

Основания прекращения права водопользования установлены ст. 34 Водного кодекса, согласно которой право водопользования подлежит прекращению в следующих случаях:

* минования надобности в водопользовании или отказа от него;

* истечения срока водопользования;

* ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право водопользования;

* передачи водохозяйственных сооружений и устройств другим водопользователям;

* возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

При нарушении правил и условий использования и охраны водных объектов либо нецелевого пользования право водопользования может быть прекращено, кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд населения. Право водопользования ограничивается или прекращается по решению соответствующего государственного органа, предоставившего водный объект в пользование или выдавшего разрешение на специальное водопользование, а также по решению первичного водопользователя, согласованному с соответствующими государственными органами.

Права и обязанности водопользователей установлены Водным кодексом (2, ст. 31, 32).

Водопользователи имеют право:

* осуществлять пользование водными объектами для различных целей в соответствии с условиями их предоставления;

* возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, а также очистки, обезвреживания, обеззараживания и отведения сточных вод, осуществлять их реконструкцию;

* передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с соответствующими государственными органами;

* получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.

Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем:

* использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;

* рационально использовать водные ресурсы;

* вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;

* соблюдать режим содержания зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

* проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;

* своевременно вносить плату за водопользование и др.

3. Правовая охрана вод

Сохранение вод рассматривается как одна из важнейших проблем охраны окружающей среды. Это объясняется жизненно важным значением данного природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к усиливающемуся воздействию человека на окружающую среду.

В Республике Беларусь реально отмечается практически общерегиональное ухудшение качества воды, особенно поверхностных источников. Очистке подвергается значительная часть бытовых и производственных сточных вод. Однако далеко не все города, не говоря уже о сельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не везде обеспечивается должный эффект очистки. В реки и водоемы республики поступает ежегодно около 70 млн м3 загрязненных сточных вод. Вклад смывов загрязняющих веществ талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий по объему биогенных и органических веществ, нефтепродуктов достигает 50-60% от общего поступления этих веществ в водные источники [8, с.218].

В природных водах в недопустимых пределах отмечается присутствие тяжелых металлов (меди, никеля, хрома и др.). Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источники пресной воды, затронувшей не только поверхностные воды (реки, озера) и сопровождающейся эвтофикацией, деградацией, формированием опасных донных отложений, но а подземные воды. Качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПин по химическим показателям и около 6% - по микробиологическим [8, с.218]. В местах концентрированной техногенной нагрузки (города, животноводческие комплексы) отмечаются случаи загрязнения глубоких подземных вод, на которых в основном базируется коммунально-бытовое водоснабжение городов.

Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения к истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия.

Правовое регулирование охраны вод осуществляется Водным кодексом Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. № 2001 «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения» (в ред. от 14 ноября 2008 г. № 1715) и другими нормативными правовыми актами.

Правовой основой охраны вод (водных объектов) являются положения статьи 69 Водного Кодекса, в соответствии с которой все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.