на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ

Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Заочный факультет

Специальность: "Юриспруденция"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Российское предпринимательское право"

на тему: "Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ"

Выполнил:

студент ___ курса

____________ ___________________

Проверил:

________________________________

_____________ __________________

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
    • 1. ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА 5
    • 2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА 7
    • 3. ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 12
    • 4. СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ 19
    • 3. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ОРГАНИЗАЦИИ 23
    • 3.1 Законодательство о коммерческой тайне 23
    • 3.2 Что тайной быть не может? Что можно засекретить? 24
    • 3.3 Практические шаги владельца тайны 26
    • 3.4 Персонал и секретные сведения 28
    • 3.5 Обязанности главного бухгалтера 31
    • 3.6 Контрагенты и тайна 32
    • 3.7 Предоставление информации органам власти 33
    • 3.8 Ответственность за разглашение секретной информации 33
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ВВЕДЕНИЕ

Что такое коммерческая тайна, может объяснить любой бизнесмен. У каждого предприятия есть, что скрывать от конкурентов. Чтобы бизнес развивался успешно, оригинальные производственные разработки, перспективные планы, ценовую политику, условия договоров с партнерами и многое другое нужно тщательно беречь от посторонних глаз.

Длительное время понятие коммерческой тайны, сведения, ее составляющие, ответственность за ее разглашение устанавливались каждой организацией самостоятельно.

Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ "О коммерческой тайне", принятого в 2004 г. и других федеральных законов.

Согласно ч. 2, ст. 3 Гражданского кодекса РФ:

1) коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

3) режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ, рассмотрение коммерческой тайны организации.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;

- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны;

- изучить вопросы, касающиеся коммерческой тайны организации.

Для достижения поставленной цели и решения задач в данной курсовой работе были использованы нормативные акты: Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004), как основополагающий нормативно-правовой документ; Гражданский кодекс РФ (Часть 1 ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне", научная статья Кошкиной Т.Ю. "Коммерческая тайна организации" из журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, № 3 и учебная литература.

1. ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

Информация -- это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности классификацию информационных процессов, т.е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке"
СПС КонсультантПлюс. Данным постановлением с 1 июля 1998 г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Наличие информации о таких товарах на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в Российскую Федерацию. Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования; иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

По мере накопления опыта рыночных отношений требования к информации предпринимательского характера и механизм ее оборота конкретизируются, совершенствуются и обогащаются. Интерес представляет регулирование информации в одном из последних крупных законодательных актов -- Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". В нем имеется специальная гл. XII "Раскрытие информации о деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда". Федеральный закон определил для этих фондов четыре аспекта в работе с информацией: требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации; информация, предъявляемая по требованию заинтересованных лиц; информация, подлежащая опубликованию. Особо выделены объем, сроки, форма и порядок представления ими отчетности в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах государственной службы РФ", Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере, по подсчетам специалистов, действует более 100 законодательных и иных нормативно-правовых актов
СПС Консультант Плюс.. Эти акты содержат две группы правовых норм, распространяющиеся: на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации -- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой -- дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или как не представляющей таковой.

Конкретная информация обладает качеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трех условий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нет свободного доступа на законном основании, т. е. обладатель информации не обязан представлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещает на стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т. п. Таким образом, служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством право индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций на засекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовой деятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам, могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателям этих сведений.

При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваются с двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями (собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит в категорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ от 21 августа 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" СПС Консультант Плюс: начало действия редакции - 01.01.2005.. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам СПС Консультант Плюс: начало действия редакции 20.08.1999 г..

Перечень сведений, которые могут быть расценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона "О государственной тайне". Перечень включает информацию в военной области, в области экономики, науки и техники и внешней политики. Если сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне, касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, то компетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.

Вторая трудность -- отграничение служебной тайны от коммерческой. Эта трудность в отличие от первой не имеет столь существенного значения. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего, уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношений по поводу информации. Статья 9 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" гласит, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера СПС Консультант Плюс: начало действия редакции 23.09.2005. (ред. 23.09.2005). Цель Указа специфична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в нем классификация соответствующих требований имеет общее значение, в т.ч. для понимания служебной и коммерческой тайны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.