на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус космонавтов в международном праве
объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность: оборудование для запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами, ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.

2.4 Субъекты международного космического права

Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные

Ежедневно на территорию Земли выпадает до 6 т метеоритов и метеоритной пыли. В России сбором "космического грунта" занимается Комитет по метеоритам. Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое "метеоритным пиратством", преследуется государством.

Признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками "космического пакета" документов. Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов - государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые "запускающие" государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. "Запускающее" государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство - член Евросоюза и соответственно - ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст.5,6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве "запускающего" важно при распределении в случае аварии и причинения вреда. Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами. В последнее время публичный характер деятельности межгосударственных космических организаций (МКО) дополнился частноправовым, коммерческим сегментом, что позволяет говорить о производственно-коммерческом или, по определению К.П. Людвига (Германия), промышленно-политическом характере ряда МКО. В качестве таких организаций на III Конференции ЮНИСПЕЙС были названы ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, АРАБСАТ.

Глава 3. Правовой статус объектов и субъектов в космическом праве

3.1 Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием "космический объект" или "аэрокосмический объект". Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты - установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

внесения его в национальный регистр и далее - в Реестр Генерального секретаря ООН;

нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск "Радио-астрона" - уникального телескопа - на высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства.

Например, при аварии американской космической станции "Скайлэб" в 1976 г. шлейф металлических осколков составил около 100 км, а при аварии "Колумбии" в 2003 г. площадь рассеяния обломков составила уже 72 тыс. кв.км. С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту - "Шаттл" способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т - площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам.

Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство (ст.5, 6 Соглашения о МКС).

Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции "Мир" побывал 61 иностранец.

Космонавтом - членом космического экипажа считается:

- гражданин одного из участвующих в запуске государств;

- выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт - член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст.5 Соглашения 1998 г. государство - участник Соглашения". сохраняет юрисдикцию и контроль. над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами". Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.

В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно воз вращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.

3.2 Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса.

В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство.

Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).

Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь - признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.

Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.

Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственность наравне с ней несут государства - члены организации.

Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.

4. Государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).

Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г. обеспечивает интересы истца.

8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия. Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -- С. 315.

Заключение

Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.