на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус личности
p align="left">Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции.

Это норма воспроизводилась ин Конституции РСФСР 1925 года.

В последующих конституциях, как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».

Эти положения конституций свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводит к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал, принуди тельное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями

3.В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория права человека.

В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.

Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.

Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизни' человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Понятие «Права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человёка. Именно в данном качестве.

В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых -- гражданину.

Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства, важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической, концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, взаимным отчуждением людей.

Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражданина, революция 1917 года становление социалистического» государства в России ознаменовала декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

2.1. Принцип коллективности

Коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взглядов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа развитою социалистического общества, в которых впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве Сложилась новая историческая общность людей -- советский народ В результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной идеологии, уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.

Основа коллективности в современных условиях -- объединение Усилий всех государственных и общественных структур для создания Условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных' социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия.

Согласованные государственные решения должны достигаться не путем принудительного подавления политических Оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблемы.

Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.

Этот принцип обосновывался тем, что государство само всеобщем выражает и общественные, и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и у общества в целом, не может быть по-- лирических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии -- это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства. Одним из условий, обеспечивающих приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех его формирований, которыми оно было поголовно охвачено. Это приводило к отсутствию у нас гражданского общества, к трактовке полного единства государства и общества, понятий, не различаемых по определению.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства -- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, Конституционное право «Правовой статус личности» стр:145 охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, который несет перед ним, перед гражданами, перед отдельным человеком определенные обязанности и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признание взаимных прав и обязанностей получило законодательное закрепление в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации.

Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Советская теория исходила из постулата о том, что права пре доставляются гражданам социалистическим государством.

Теория же о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не на материалистических представлениях, хотя эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.

В Конституции 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

2.2 Общие положения

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФ(Р 1937 года). Однако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. Х Конституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т. е. в начале Конституции.

Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен -- дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации (гл. 6Л)

В Конституции РФ 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17--б4).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем по сравнению .Мартышкин О.В. //Государство и право. 1996. №5. с прежней юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего, следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах. И свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод Условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав. И свобод, которые не подлежат такому отграничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона) хотя нормы такого рода в ней содержатся данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Конституции. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.

Глава 3 - Анализ условий "Понятие правового статуса личности"

Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставила на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993г.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.