на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус некоммерческих организаций
p align="left">- общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

- общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

- общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

- общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

- орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

- политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления; Федеральный закон « О политических партиях» от 11 июля 2001г., №95-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007г, № 64-ФЗ) // СЗ РФ, 2001, №29, ст.2950

- союзы (ассоциации) общественных объединений.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

К числу общественных организаций относятся профсоюзы, действующие на основании Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г., №10-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 9 мая 2005г., №45-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, №3, ст.148, согласно которому профсоюз это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

3.2. Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаками фонда как некоммерческой организации являются -отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями. Учредители фонда не сохраняют прав на переданное ими фонду имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом, но при условии, что эта деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Фонд вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, но вправе создать хозяйственное общество или стать участником такового.

Использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности. В связи с этим закон требует ежегодного опубликования отчетов фонда об использовании имущества.

Органом фонда, который функционирует как надзорный орган по отношению к другим органам фонда, является попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства.

3.3. Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона. Учредителем является Российская Федерация в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.

Примером государственной корпорации, созданной в последнее время, является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее -Корпорация) Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30 октября 2007г. №238-Ф3 // Российская Газета, Федеральный выпуск, №4510, от 03.11.2007

. Согласно ст. 3 Федерального закона целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения цели, ради которой она создана.

Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. На государственную корпорацию возложена обязанность ежеквартально и ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, которым корпорация создается. По сути дела этот закон играет роль учредительного документа, так как в нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.

3.4. Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует создания материальной основы. Члены партнерства передают ему необходимое имущество - денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства. Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Примером данной формы некоммерческих организаций могут служить садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, которые могут создаваться гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г., N 66-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007г, № 268-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 27, ст. 2881

3.5. Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.

В зависимости от целей деятельности различаются: управленческие организации; учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи); медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т.п. Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. - М.: Кнорус, 2005

Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, в котором определены задачи и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя

учреждения в качестве единоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые советы).

Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.

В настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ "Об образовании" Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150, а вопросы хозяйственной деятельности учреждений культуры - в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» от 26 июня 1995 года №609 (В ред. от 23 декабря 2002, №919) // СЗ РФ, 1995, №28, ст. 2670 утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.

3.6. Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в

целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Для целей организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи была учреждена автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI

Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» Федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, №4535, от 03.12.2007

. Оргкомитет "Сочи 2014" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых он создан, и в соответствии с его учредительными документами. Оргкомитет «Сочи 2014» реализует мероприятия и обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства объектов, используемых при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

3.7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединением юридических лиц называется некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Физические лица и государство участвовать в таких объединениях не могут.

В процессе деятельности ассоциации (союза) может возникнуть потребность в осуществлении предпринимательской деятельности. В этом случае возможны три варианта решения: ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ст. 57 Гражданского Кодекса РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (В ред. ФЗ от 6 декабря 2007., №333-Ф3). // СЗ РФ, 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279

15 Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, №31-ФЗ). // СЗ РФ, 1997, №28. Ст. 3306

либо создает для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество, либо принимает участие в таком обществе. Ассоциация (союз) вправе учредить лишь хозяйственное общество, т.к. товарищество не может быть учреждено одним лицом, в то время как хозяйственные общества могут быть созданы одним лицом

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица и имеют право безвозмездно пользоваться ее услугами.

3.8. Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Правовое положение определяется ст. 116 Гражданского Кодекса и рядом законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ" О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992г.

Потребительские кооперативы в зависимости от целей создания и особенностей деятельности могут быть разграничены на три основные группы:

- потребительские общества (заготовительные, торговые и др.) - сельскохозяйственные кооперативы (огороднические,

животноводческие и др.), действующие в соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации» Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. (В ред. ФЗ от 26 июня 2007, №118-ФЗ) // СЗ РФ, 1195, №50, ст.4870

17 Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004г. №188-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 13 мая 2008,
№66-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, №1(1), ст.14

18 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995г. №135-Ф3 (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006г, №276-ФЗ) //
СЗ РФ, 2003, N 27, ст. 2708

;

- специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).

Так в соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса РФ жилищно-строительным кооперативом создается в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.17

Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом -общим собранием членов кооператива.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на сферу деятельности кооператива (жилищно - строительный, дачно - строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова "кооператив", "потребительское общество" или "потребительский союз".

Ярким примером некоммерческих организаций, которые могут существовать в нескольких организационно - правовых формах, являются благотворительные организации, создаваемые в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"18. В соответствии со ст. 7 упомянутого закона благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В постсоветский период в России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие известные некоммерческие организации, как Московская Межбанковская Валютная Биржа и Московская Центральная Фондовая Биржа, возникли и развились очень быстро. В последнее время некоммерческие организации играют все более важную роль в формировании современного гражданского общества в России. Их историческую роль в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс "снизу", от масс, Принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в равноправии их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Сегодня некоммерческие организации в России - это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.19

Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения.

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций -координация действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах -все эти функции должны выполняться и выполняются некоммерческими организациями.

19 Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А.Правовые инициативы некоммерческих организаций России. М: Университет, 2002.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (В ред. ФЗ от 6 декабря 2007., №333-ФЗ). // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301; № 50, ст. 5279

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. №188- ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 13 мая 2008, №66-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, №1(1), ст.14

3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, №31-ФЗ). // СЗ РФ, 1997, №28. Ст. 3306

4. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003г, № 186-ФЗ) //СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150

5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г., № 82-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 2 февраля 2006г, №19-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930

6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135-ФЗ (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006г, №276-ФЗ) // СЗ РФ, 2003, № 27, ст. 2708

7. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. (В ред. ФЗ от 26 июня 2007, №118-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, №50, ст. 4870

8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007г, № 300-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, № 22, ст. 2563

9. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г., №10-ФЗ (В ред. 9 мая 2005г, №45-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, №3, ст. 148

10. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г., № 125-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 28 февраля 2008г, № 14-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 29, ст. 3122

11. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г., № 66-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 23 ноября 2007г, № 268-ФЗ) // СЗ РФ, 2006, № 27, ст. 2881

12. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001г., №95-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007г, № 64-ФЗ) // СЗ РФ, 2001, № 29, ст. 2950

13. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г, № 318-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, № 7, ст. 834; № 30, ст. 3754

14. Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30 октября 2007г. № 238-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4510, от 03.11.2007

15. Федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ // Российская Газета, Федеральный выпуск, № 4535, от 03.12.2007

16. Постановление Правительства РФ «О политехническом музее (с изменениями на 23 декабря 2002 года)» от 30 июля 1994г., № 884 (в ред. от 23 декабря 2002г, № 919) // Российская газета от 18.01.2003

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» от 26 июня 1995 года № 609 (В ред. от 23 декабря 2002, № 919) // СЗ РФ. 1995, № 28, Ст. 2670

18.Андреев С.Н. Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов. // Некоммерческие организации в России, 2005, №4

19.Батурин М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2003, №1

20. Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000

21.Сидоров В.Н. Установление пределов специальной правоспособности некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2007, № 1

22. Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. - М.: Кнорус, 2005

23. Цыганков В.В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Российская юстиция. - М.: Юридический мир, 2007, № 9

24. Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А.Правовые инициативы некоммерческих организаций России. - М.: Университет, 2002.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.