на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус нотариуса
p align="left">Представляется, что верным для определения качества профессиональной деятельности нотариуса будет показатель полного соответствия совершенного нотариального действия требованиям действующих нормативных правовых актов и профессиональной этики; максимально достигнутое соответствие результата оказания помощи законным интересам обратившегося лица.

И, наконец, последний (но не по значимости) признак оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи - это ее публичный характер.

Этот признак закономерно вытекает из публичности института нотариата как такового и является необходимым следствием выполнения нотариатом публичной функции по защите прав граждан и юридических лиц.

Публичность оказываемой нотариатом юридической помощи проявляется, в частности, в следующих наиболее важных аспектах [21].

Во-первых, совершение исключительно в предусмотренных законом формах.

Во-вторых, из публичного характера юридической помощи, оказываемой институтом нотариата, вытекает строгая процессуальная регламентация совершения нотариальных действий.

В-третьих, в процессе оказания юридической помощи создается нотариальный акт - имеющий официальный характер документ, в ряде случаев обладающий исполнительной силой.

В-четвертых, совершая нотариальное действие, нотариус должен соблюсти не только волю обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, но и требования законности, как бы невыгодны они ни были данному лицу. При возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение.

Принципиальным следствием публичности и некоммерческого характера юридической помощи, оказываемой нотариусом, является то, что помощь эта оказывается не на договорной основе. Нотариус и лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не могут договориться о содержании своих взаимоотношений по совершению нотариального действия - они обязаны действовать в рамках закона, не допускающего диспозитивности в рамках нотариальной деятельности [22].

Особенностью оказания нотариатом юридической помощи является особо доверительный характер отношений, возникающих в процесс е ее оказания между нотариусом и обратившимся лицом.

Эта особенность предопределяется тем, что традиционно значительное количество нотариальных действий напрямую затрагивают личные, семейные, наследственные права граждан, а также они связаны со сведениями, составляющими коммерческую тайну юридических лиц.

Исходя из этого совершенно справедливо распространение на совершение нотариусами нотариальных действий режима нотариальной тайны. (статьей 16 Основ о нотариате.)

Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:

а) совершение предусмотренных законом нотариальных действий в интересах обратившихся к нему физических и юридических лиц;

б) составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;

в) разъяснение обратившимся за совершением нотариального действия физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы о реализации посредством нотариата конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь [23].

1. Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, путем совершения нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

2. Оказание квалифицированной юридической помощи нотариатом состоит в:

- обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц;

- содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.

3. Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами:

а) публичный характер оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи, который проявляется в следующем:

- осуществление исключительно в предусмотренных законом формах от имени государства;

- оказание в рамках строгой процессуальной регламентации совершения нотариальных действий;

- в процессе оказания юридической помощи создается нотариальный акт - имеющий официальный характер документ, в ряде случаев обладающий исполнительной силой;

- совершая нотариальное действие, нотариус должен соблюсти не только волю обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, но и требования законности, права и интересы иных лиц;

б) по своему характеру оказываемая нотариатом помощь должна быть юридической, т.е. прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного индивида, связанные с совершением конкретного юридического действия, кроме того, конкретное содержание юридической помощи, оказываемой нотариатом, должно быть связано с совершением конкретного нотариального действия;

в) бесспорный характер правоотношений, на которые распространяется юрисдикция нотариата. Нотариусы не разрешают споры о праве материальном - это прерогатива судов;

г) квалифицированный характер, понимаемый в единстве двух аспектов: юридическая помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе; оказание помощи отвечает определенным требованиям к ее «качеству» (критериями которого является соответствие закону; соблюдение требований профессиональной этики, морали и нравственности; достижение полного соответствия результата оказания помощи законным интересам обратившегося лица) [24].

4. Перспективным для обеспечения квалифицированного характера нотариальной деятельности и стимулирования повышения профессионализма нотариусов представляется введение института их периодической аттестации, проводимой после наделения нотариуса полномочиями, с закреплением отрицательного результата аттестации в качестве одного из оснований лишения его полномочий.

Необходимым условием эффективности института аттестации станет разработка системы гарантий прав нотариуса в процессе проверки его профессиональных качеств и знаний: четко разработанный при участии органов нотариального самоуправления и законодательно закрепленный порядок проведения аттестации; обязательное представительство в составе аттестационных комиссий членов нотариального сообщества; запрет проведения аттестации с нарушением установленной законом периодичности; возможность судебного обжалования результатов аттестации.

5. Оказываемая нотариатом квалифицированная юридическая помощь имеет следующие особенности, обусловленные особенностями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и правовой природой института нотариата:

- некоммерческий характер нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи;

- оказание юридической помощи нотариусом не на договорной основе;

- особо доверительный характер отношений, возникающих в процессе оказания квалифицированной юридической помощи между нотариусом и обратившимся за совершением нотариального действия лицом.

6. Нотариальная деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи отличается от деятельности иных органов и институтов, имеет принципиально иной характер, осуществляется исключительно в при сущих ей формах и в специфической сфере.

7. Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:

- совершение предусмотренных законом нотариальных действий в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;

- составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;

- разъяснение обратившимся физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред [25].

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

Оказание нотариатом квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

Он организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.

Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения некоторых обязательств в РФ уже сделаны. Так, без обращения в суд допускается: взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (Семейный кодекс РФ, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 ГК).

Согласно статистике к началу 90-х годов в стране было 4500 государственных нотариусов, в 92-м - не более 600. К 94 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 95-му - в Москве их осталось менее тридцати Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г., №3,с.34.. К 98-му году 95% российских нотариусов были частными. В 99-му году в Москве и Московской области уже не осталось государственных нотариусов. С 1 января 99-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов увеличилось с 468 до 659 человек Нотариальный вестникъ.2000, №7, с.14..

С введением в действие Основ, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Ещё в 1995 году РФ вошла в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Хосе Адриан Негри. Целями этой организации являются взаимодействие и координация деятельности национальных нотариальных организаций, распространение принципов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности.

В цели МСЛН также входит установление отношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать к латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единообразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем.

Изложенное позволяет сделать вывод, что институт нотариата будет иметь все возрастающее значение в регулировании различных вышеуказанных отношений.

Список используемой литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. - 48 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от05.01.2008). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

5. Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

8. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с ПОРЯДКОМ, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2281). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

9. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

14. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

Учебная и специальная литература

1. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2002. - 605 с.

2. Елизарьев, Г.Деление нотариата на государственный и частный - противоестественно. / Г. Елизарьев // Нотариальный вестннк. - 1997. -234 с.

3. Соловьев, И. Десять лет в системе латинского нотариата. Что дальше?/ И. Соловьев - Эж-ЮРИСТ. - 2004. - 245 с.

4. Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения / М.М. Форин //Российская юстиция. - 1998. - №6.

5. Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения / Г. Вайнштейн - // Российская юстиция. - 2002. - №5.

6. Ляпидевский, Н. История нотариата/ Н. Ляпидевский - М.: Юрайт, 1875. - 452 с.

7. Беляев, И.Д. История русского законодательства/ И.Д. Беляев - М.: СПб., 1999. - 612 с.

8. Григорьева, Л. Когда работают нотариусы, суды отдыхают / Л. Григорьева - М.: Адвокат, - 2005. -643 с.

9. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция, 2002. - 415 с.

10. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. - М.: Юриспруденция, 2004 - 137 с.

11. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С. Репин - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 246 с.

12. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика) / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. - 237 с.

13. Зайцева, Т.И. Настольная книга нотариуса / Зайцева Т.И. и др.- М.: БЕК, 2000. - 231 с.

14. Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных - М.: БЕК, 2007. - 434 с.

15. Мальцева, С.В. Скитович В.В. Нотариат и суд: грани взаимоотношений / С.В. Мальцева С.В., В.В. Скитович // Журнал российского права, 2004.- №7.

16. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия. В. Жуйков // Российская юстиция, 1998. - №6,7.

17. Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересов Д. Лаурини // Нотариальный вестникъ, 1999. - № 5/6. - С. 50-60.

18. Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко - М.: ФРПК, 2007. -534 с.

19. Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России./ И.Г. Черемных, - М.: Эксмо, 2008. - 246 с.

20. Швахтген А Нотариат и демократия./ А Швахтген Нотариальный вестник. - М.: Эксмо 1998. - № 7 -8. - С. 14

21. Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций./ Е.В. Гурьева. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 246 с.

22. Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - 346 с.

23. Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И. Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: Юрайт-Издат, 1984. - 276 с.

24. Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская - М.: Статут, 2001. - 256с.

25. Вайшнурс, А. Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс - М.: Эж-ЮРИСТ, 2004. - 217 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.