на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Право в сфере образовательной деятельности
p align="left">Как отмечалось в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. "Образование: сокрытое сокровище", основными, практически единодушно признаваемыми противоречиями в самой системе образования являются:

во-первых, противоречие между глобальными или локальными системами образования, разрешение которого позволяет постепенно стать гражданином мира, но без утраты собственных корней и активно участвовать в жизни своего народа. Глобализация образовательной подготовки будет тем значительнее, чем сильнее она увязана с национально-государственными задачами и принципами ее реализации;

во-вторых, противоречие между универсальным и индивидуальным характером современного образования. Соотношение универсального и индивидуального в современных образовательных технологиях и системах достигается различными способами, основными из которых выступают:

разумное определение пределов вмешательства государства в сферу образования официально принятым и общественно значимым стандартом;

гарантированное и подлинно реализуемое право личности на выбор формы и содержания образования в соответствии со своими мотивами и способностями;

соблюдение требований Всеобщей декларации прав человека в области образования;

реализация принципов доступности, открытости и гласности в организации и функционировании национальных образовательных систем и др.

Европейская Конвенция о правах человека признает также, что родители несут полную ответственность за образование и обучение своих детей, могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения. Это также гарантирует индивидуальный характер образования, делая его предметом заботы не только родителей и личности, но самого государства;

в-третьих, противоречие между сложившимися традициями образования и его современными тенденциями. Разрешение данного противоречия имеет особую значимость для стран с переходной экономикой, к числу которых в настоящее время относится Россия. Такие условия предполагают, как правило, реформирование не только социально-экономического строя, но и создание качественно новой системы образования. Изменение традиций образовательного процесса, что типично для переходных социальных систем, требует от государства совершенно новой образовательной политики;

в-четвертых, противоречие между долгосрочными и краткосрочными задачами образовательной подготовки. Стратегические, долгосрочные цели и задачи образования всегда воплощаются в принципах образовательной политики государства, основах функционирования системы образования, правовых актах регулирования образовательного процесса. В целом же они выражаются в так называемой концепции непрерывного образования, составные части которого можно считать краткосрочными формами образовательного процесса;

в-пятых, противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей личности в процессе овладения знаниями, навыками и умениями. Основной упор в образовательной политике государства должен быть сделан на создание и развитие перспективной системы образования, способной не только вооружать учащихся знаниями, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыков самообразования, а также самостоятельного творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека;

в-шестых, противоречие между духовной природой и сущностью образования и материальной стороной как средством его обеспечения. Самая благородная задача, которую решает образование, связана с пробуждением у каждого национально-патриотического и интернационального духа, вплоть до осознания высокой степени универсальности мира. Путь к формированию гражданина государства и всего мира лежит именно через образование. С другой стороны, образование, доведенное до получения профессии, - это надежный способ материального жизнеобеспечения личности, средство наличного и перспективного благосостояния. Получение образования также порой связано с материальными затратами, если это делается не впервые и в негосударственной системе подготовки специалиста.

Национальные системы образования не могут развиваться, не используя творчески положительного опыта других стран. Духовная деятельность не может быть обособленной, изолированной от экономической жизни, а образование, являясь частью духовной жизни, всецело зависит от развития материального производства, потому что оно ориентировано на формирование человека, способного участвовать в этом процессе, а также и потому, что материальное производство создает условия для его существования. Это положение соответствует результатам исследования отношений, складывающихся между обществом и его системой образования. По этому поводу американский социолог Б. Саймон пишет: "Система образования, созданная обществом, неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих".

На систему образования, в первую очередь, влияет характер политического устройства, политического режима, лежащий в основе господствующих в данном обществе способов принятия и реализации политических решений. Демократический или авторитарный (не говоря уже о тоталитарном) типы политических режимов рождают и соответствующие им системы образования с аналогичной степенью демократизма или авторитаризма, открытости или закрытости систем образования и подготовки кадров.

Так, например, в России, как и в других государствах посттоталитарного периода, открытость и плюралистичность образования взяли свое начало с провозглашения демократических целей реформирования политической системы, с установления нового социально-экономического строя республиканского типа, провозглашенного в Конституции 1993 г. Ныне Россия поддерживает требования Декларации прав человека, в которой утверждается неотъемлемое право каждой личности на получение образования по способностям.

Таким образом, состояние, современный уровень и дальнейшее развитие систем образования обусловлено рядом социально-политических факторов внешнего и внутреннего содержания, характером обострившихся в конце XX века противоречий в самой системе образования, конкретными условиями, в которых развиваются национальные образовательные процессы. Сама система образования, как устойчивая форма социальности, обладает огромным потенциалом влияния на общество, государство и саму личность.

Социализация личности - непременное условие прогрессивного развития общества и самой личности. В различных исторических условиях общественного развития социализация личности под воздействием системы образования была типологически различной. В традиционном аграрном обществе, характерном для эпохи Средневековья, главным субъектом социализации личности была семья и религия. Семья и церковь и поныне остаются факторами социализации личности, но их роль и статус как основных институтов существенно подорваны другими факторами. Это означает, что переход в новую цивилизационную стадию развития общества показал ограниченность и исчерпанность сложившихся ранее факторов и институтов социализации личности. Речь идет не об отбрасывании и не об отмирании прежних факторов и институтов социализации, а именно об ограничении, о соответствии их роли и значимости для качественно новых условий развития общества и государства.

С начала Нового времени развитые страны Европы пережили целую эволюцию системы народного образования, в развитии которого можно выделить три ступени:

всеобщее начальное образование (середина XVI - XVII вв.);

всеобщее неполное среднее образование (с последней трети XIX в.);

массовое среднее образование (с 60-х гг. XX в.).

Приблизительно за два поколения (с 1930 по 1972 гг.) советская образовательная система попыталась преодолеть три крупные исторические ступени: всеобщего начального образования (4 года), всеобщего основного (семь, а затем восемь лет) и всеобщего среднего образования, к которому уже перешли развитые страны Запада. В сравнительном плане можно отметить, что советская школа была не менее идеологизирована в коммунистическом духе, чем американская в духе своих демократических стандартов и своего образа жизни.

В отличие от тоталитаризма, утверждающего по своей сути псевдорелигиозную и догматическую систему образования, демократическое государство отделяет духовную власть от политической, не требует от человека постоянного подтверждения идеологической верности, монолитности.

Однако система образования современных демократически развитых государств не может считаться идеалом совершенства, поскольку она построена под потребности индустриальной цивилизации, в значительной степени предавшей забвению такие вопросы, как культурное развитие общества, нравственная чистота и духовная личность, забота личности и ее гражданская ответственность за охрану окружающей среды. Индивидуалистически-прагматичный характер систем образования демократических государств не соответствует потребностям социализации личности в современных условиях, да и потребностям дальнейшего прогрессивного развития самого общества.

В 1992 г. в России был принят Закон "Об образовании", который определил основные положения и принципы политики в области образования.

Среди них особого внимания заслуживают следующие:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, слушателей;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, доказательством чего следует рассматривать ст. 2 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г., которая дополняет его:

принципом суверенности прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

принципом непрерывности и преемственности процесса образования;

принципом интеграции системы высшего послевузовского и профессионального образования РФ при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы и мировую систему высшего образования;

принципом конкурсности и гласности при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

принципом государственной поддержки подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Гуманистический характер образования высшим принципом провозглашает интересы человека, духовное и физическое развитие человека как цели образования. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса: к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.

Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач, задач правового воспитания.

Это такие задачи, как:

освоить вместе с учащимся механизмы его индивидуального саморазвития;

помочь ему увидеть перспективы саморазвития;

стимулировать творческий взгляд на вещи;

поощрять и развивать аналитическое конструктивно-практическое отношение к миру;

сформировать отношение к законам.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, т.е. антропоцентрическую концепцию образования, предметно, дисциплинарно противостоящую сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого учащийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.

Принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, свободу выбора в образовании для преподавателей и учащихся не были полностью реализованы на практике. В наибольшей степени их удалось осуществить в системе высшего образования. В то же время в системе общего образования, а также начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции.

В настоящее время в России отлаживается механизм взаимодействия государственных и общественных органов управления со структурными элементами системы образования, с целью обеспечения защиты их интересов, воспрепятствования попыткам возродить командно-административные методы управления. Как отмечает министр образования В.М. Филиппов, "Сегодня государство директивно вмешивается в процесс прогнозирования потребности страны в высококвалифицированных кадрах только тогда, когда дело касается его объективных потребностей. В остальных случаях оно избегает брать на себя ответственность за долгосрочный прогноз". Это чрезвычайно важно, если учесть, что сейчас к образованию имеют отношение более ста министерств и ведомств, начиная с тех, кто несет ответственность за высшее и прочие виды образования, и кончая теми, кто имеет отношение к изданию учебников и учебных пособий. Принципы федерализма привели к реальным шагам разграничения полномочий центра и регионов. Министерство образования РФ берет на себя управление процессами определения стратегии развития высшего образования, его приоритетов, проведение крупных социально-образовательных экспериментов, формирование международного авторитета российской высшей школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.