Правовые акты управления
15 СОДЕРЖАНИЕ 1. Исполнительная власть. Ее роль и место в системе властей 2. Административно-правовой статус граждан 3. Понятие и юридическое значение правовых актов управления 4. Административное правонарушение. Его признаки Литература 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЛАСТЕЙ Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробится на части не может. У нее единый первоисточник, а вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Высшие органы государства, действующие на основе принципа разделения властей, обладают самостоятельностью. Но данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе. Государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетентной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Это означает, что именно власть в ее государственно-правовом выражении служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ветвь. Все они - ветви единого «дерева». Но раздел между ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти. Государственная власть Законодательная власть Судебная власть Исполнительная власть Т.о. исполнительная власть - представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, взаимодействующую с законодательной и судебной властью Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 543.. Исполнительная власть самостоятельна, но только в функциональном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать и в качестве подсистемы и рамках системы единой государственной власти или ее механизма. Исполнительная власть - это непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что она реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственно-организованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть - сущностное выражение таковой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности. Она выражается в особом виде государственной деятельности и по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства, прежде всего в целях организации нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. С. 123. Помимо всего прочего исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовно-исполнительные учреждения и др. Сама по себе исполнительная власть в процессе реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность относительно самостоятельных частей целого. Организация означает, что, во-первых, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов, во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Следовательно, организация, обеспечивает упорядоченность управленческой работы. 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией РФ, ФЗ от 31.05.02 г. «О гражданстве Российской Федерации», а также международными правовыми актами, - например, Всеобщей декларацией прав человека. Административно-правой статус граждан РФ составляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных нормативных актах. Содержание административно-правого статуса гражданина составляет: - комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; - гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления. В формировании и реализации прав и обязанностей гражданина, составляющих административно-правовой статус, большое значение имеют органы государственного управления и органы местного самоуправления. В пределах своей компетенции они: издают правовые акты, влекущие приобретение гражданами прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование, предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение); организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан; помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты). Т.о. гражданин, как субъект административного права - это участник общественных отношении, выступающий в качестве носителя, содержащихся и нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Изд - во НОРМА, 2001. С. 368. . Административно-правовой статус граждан - это сложное юридическое образование, которое включает в себя четыре составных элемента. 1) Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности человека как субъекта административного права. Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право нас свободное передвижение и выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возращения в РФ. 2) Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин РФ имеет свой гражданский правовой статус. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги; обязанность нести воинскую службу и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд, право частной собственности. Наконец, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии др. Т.о. гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства. 3) Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д. 4) Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию или для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей. Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность. Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем с 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная, по достижению гражданином 18 лет. 3. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти. При помощи этих актов органы исполнительной власти в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан общественных и государственных организаций. В отличие от других форм государственного управления правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое значение. С помощью правовых актов проявляется властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления. Поэтому юридическим основанием издания акта управления является компетенция органа управления, которая определена в установленном порядке. Объем и содержание компетенции органа управления определяют содержание и юридическую силу принимаемых ими правовых актов управления. Нужно отметить, что все акты управления независимо от того, каким органом принят тот или иной акт, издаются только на основании и во исполнение закона и тем самым являются подзаконными. Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного объекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. С. 324..
Страницы: 1, 2
|