на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовые аспекты денежно–кредитного регулирования

Правовые аспекты денежно–кредитного регулирования

Астраханский Государственный Технический Институт

Институт экономики

Кафедра «Экономика бизнеса и финансы»

Реферат

на тему:

«Правовые аспекты денежно - кредитного регулирования»

Выполнила:

Ст - ка гр. ДФФ - 42

Григорьева Н.В.

Проверила:

Тургаева А.А.

Астрахань, 2005 год

Содержание

Введение

1. Правовые аспекты денежно - кредитного регулирования. Денежно - кредитная сфера России

2. Некоторые положения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьях некоторых авторов

3. Международно-правовые аспекты денежно кредитного регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

К денежной и кредитной сфере относятся виды биржевой, фондовой, инвестиционной, пенсионной, страховой, платежно-расчетной и т.п. деятельности, объектом которой являются деньги, кредитные или иные отношения по поводу их размещения. Концентрируемые организациями привлеченные денежные средства или ценные бумаги существенным образом влияют на экономическое состояние и финансовую стабильность в стране. Они могут способствовать росту экономики, служить материальной основой, обеспечивающей права и законные интересы граждан, юридических лиц и общества в целом. Но при слабом не скоординированном регулировании со стороны государственных органов те же субъекты денежно - кредитных отношений могут явиться фактором, провоцирующую экономическую, политическую и социальную нестабильность. Поэтому одним из важнейших направлений государственного регулирования денежной и кредитной сферы должно стать создание надёжной системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и законных интересов всех лиц, в той или иной форме вкладывающих собственные денежные средства в денежную и кредитную систему России.

В процессе совершенствования государственной денежно - кредитной политики также должны быть решены организационные и правовые проблемы золотовалютных резервов Банка России. Они могли бы не просто накапливаться и использоваться для обеспечения стабильности рубля, но и в разумных пределах применяться в целях стимулирования роста занятости населения, повышения уровня его платёжеспособности, активизации отечественного промышленного производства.[9,17]

1. Правовые аспекты денежно - кредитного регулирования. Денежно - кредитная сфера России

Конституция России и федеральное законодательство упоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой и кредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно - кредитной системе», «денежно - кредитной политике», «денежно - кредитном регулировании», но не раскрывают содержание этих понятий(ст.71, 114 Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Отсутствует в законодательстве и единый подход к определению сущности государственного регулирования денежной - кредитной сферы. Все годы реформ продолжается полемика по вопросу о роли государства в современном обществе, в рыночной экономике, в денежной и кредитной сфере.

Денежно - кредитная сфера России часто оценивается лишь в контексте функционирования банковской системы. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы России не может отождествляться лишь с регулированием банковской деятельности. Так, деятельность пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов, валютных бирж и некоторых иных такого рода организаций реализуется именно в денежной и кредитной сфере, в связи с чем, не может оставаться вне профессионального воздействия со стороны государственных органов, основной функцией которых является денежно - кредитное регулирование.

Не менее важным элементом денежной и кредитной сферы России являются валютные и фондовые биржи. Правовое регулирование их деятельности не отличается высоким качеством и согласованностью, наличием эффективного механизма государственного воздействия. Например, крайне расплывчато закреплены полномочия государственных органов в отношении валютных бирж. В законодательстве упоминается лишь Банк России и только в контексте установления им порядка осуществления валютными биржами сделок с иностранной валютой (ст. 4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. ). В качестве государственного органа, регулирующего деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, федеральное законодательство признаёт уже не Банк России, а Правительство РФ (ст. 3 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998г.). Причем, в отличие от отношений, связанных с деятельностью фондовых и валютных бирж, на деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней в полной мере распространяется Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г.

Значительные объёмы денежных и кредитных операций совершаются на фондовых биржах. Регулирование деятельности фондовых бирж и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации, в соответствии со ст. 39 Федерального закона осуществляется уже не Банком России и не Правительством РФ, а Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) либо уполномоченными ею органами.

Не менее важным направлением государственной регулирующей деятельности в денежно - кредитной сфере является денежная эмиссия. По Конституции России исключительным правом на денежную эмиссию в России наделён Банк России. Причём Конституция России не ограничивает исключительных прав Банка России эмиссией только банкнот или монеты. Однако, вопреки Конституции России, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» такое ограничение устанавливает, сводя эмиссионные полномочия Банка России лишь к выпуску в обращение банкнот и монеты. В результате созданы предпосылки для утверждений, будто Банк России вовсе не является единственным банком, выпускающим деньги в обращение. Более того делается вывод, что любой коммерческий банк России может выпускать и выпускает свои деньги. Следует признать, что при нынешнем качестве правового регулирования такие случаи возможны, в особенности в процессе межбанковского кредитования.

Значительное место в денежно - кредитной сфере занимает инвестиционная деятельность. В особенности та её часть, которая связана с денежными средствами, целевыми банковскими вкладами, паями, акциями и другими ценными бумагами, вкладываемыми в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (ст. 1 Закона РСФСР « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991г.). Таково же значение части страховой деятельности, связанной с формированием и использованием денежных фондов за счёт страховых взносов в интересах последующей (при наступлении страховых случаев) защиты интересов застрахованных лиц (ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992г.).[3,323]

2. Некоторые положения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьях некоторых авторов

Серьёзной причиной, порождающей проблемы в денежно - кредитной сфере России, является отсутствие правовых норм, устанавливающих взаимосвязанную систему институтов, образующих единый согласованный механизм регулирования денежно - кредитных отношений, разграничивающих их компетенцию, определяющих порядок взаимодействия и распределения ответственности между ними. В результате возникают серьёзные внутрисистемные противоречия.

О существовании особого рода государственных органов денежно - кредитного регулирования упоминает федеральное бюджетное законодательство. По мнению профессора, доктора юридических наук Гейвандова Я.А., согласно ст. 151 БК РФ органом денежно - кредитного регулирования в современной России признаётся только Банк России, который, кроме того, обеспечивает устойчивость национальной валюты (ст. 75 Конституции России). Однако и Правительство России в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции России тоже «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно - кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления государственной денежно - кредитной политики и обеспечения устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение государственной денежно - кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 4, 16 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Несмотря на несогласованность некоторых норм, из Конституции России следуют важные выводы:

государственное регулирование денежной и кредитной сферой отнесено к исключительному велению РФ;

регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительной компетенцией только какого - либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России.

Более того, из Конституции России следует, что Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу. Например, государственные полномочия в денежной и кредитной сфере, выражающиеся в принятии соответствующих законодательных актов, предоставлены Федеральному Собранию РФ и Президенту России.

Президент России имеет и иные полномочия в денежно - кредитной сфере, обусловленные его полномочиями гаранта Конституции РФ и реализуемые путём издания нормативных правовых актов в форме указов. Опосредованное регулирующее воздействие Президента России проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождения его от должности (ст. 83 Конституции России). Аналогичным образом серьёзное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета Директоров Банка России, также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)». Существенные полномочия по регулированию денежно - кредитной сферы реализуют и федеральные суды. Косвенное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности в финансово - кредитной сфере оказывают антимонопольные, налоговые, таможенные и иные органы, хотя непосредственно денежно - кредитные правоотношения они, естественно, не регулируют. [2,12].

Итак, государственное регулирование денежно - кредитной сферы - это сложное многоплановое явление. С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно - кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно - кредитной системы, включая Центральный банк РФ: принимаются федеральные законы и иные нормативные акты; утверждаются основные направления единой государственной денежно - кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно - кредитной системы; осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных и кредитных услуг. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии (регистрация, лицензирование, надзор, контроль) на организации, функционирующие в денежно - кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность. Речь идёт о государственном регулировании предпринимательской и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита. Например, применительно к кредитным организациям такое регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

Таким образом, следуя логике Конституции России и федерального законодательства, наиболее общие полномочия и ответственность за состояние денежно - кредитной сферы возложены на федеральные органы государственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, Банк России). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектов денежно - кредитных отношений, то часть таких полномочий возлагается либо на Правительство РФ, либо на Банк России, а другая часть полномочий должна иметь совместный для Правительства России и Банка России характер.[6,64]

Как пишет профессор Василишен Э.Н., согласно Закону РФ «О центральном банке РФ (Банке России)» (статьи 1 и 14), ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствии с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно - кредитной политики. ЦБР решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно - ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.