на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан
p align="left">Действующая в настоящее время система социальной защиты в Республике Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия. Пенсионная система Республики Казахстан призвана обеспечивать государством материальную поддержку каждого гражданина, достигшего законно установленного возраста или состояния, препятствующего трудовой деятельности.

В Казахстане реформы в пенсионной системе осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. В июне 1997 года был принят закон «О пенсионном обеспечении в РК», в соответствии с которым были заложены основы функционирования новой системы пенсионного обеспечения. Как было отмечено выше, наряду с накопительной пенсионной системой была сохранена и действовавшая ранее солидарная пенсионная система со всеми обязательствами государства перед пенсионерами.

Одним из преимуществ проводимой пенсионной реформы в республике явилось внедрение и развитие накопительной пенсионной системы, направленной на создание рыночной инфраструктуры и коренного улучшения модели социального обеспечения. В накопительной системе пенсия граждан формируется за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков. При выходе на пенсию накопленные сбережения выплачиваются вкладчикам с индивидуальных пенсионных счетов.

В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» была введена система добровольных взносов, за счет которых формируется дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей. Таким образом, каждый гражданин в Казахстане имеет дополнительную возможность увеличить свои пенсионные накопления.

Сегодня все фонды в Казахстане имеют добровольные пенсионные счета, количество которых уже превышает 40 тысяч. Это свидетельствует о доверии населения к накопительной пенсионной системе.

Пенсионная система Казахстана развивается очень динамично. Сегодня пенсионные фонды обладают мощным капиталом, который используется в экономике республики.

Так, по состоянию на 1 июня 2007 года активы в накопительной пенсионной системе Казахстана превысили 1 триллион тенге и достигли 10% от произведенного внутреннего валового продукта страны.

При этом благоприятной предпосылкой можно считать неуклонную динамику роста пенсионных накоплений. Если в 2006 году суммарный прирост пенсионных накоплений по республике составлял 10-13 миллиардов тенге в месяц, то уже за 2007 год - 13-15 миллиардов тенге. Зарегистрированное в республике среднемесячное увеличение пенсионных активов указывает, что пенсионные фонды являются одним из основных инвесторов на фондовом рынке, а на рынке корпоративных ценных бумаг занимают большую долю.

В республике также произошло увеличение чистого инвестиционного дохода до 270 миллиардов тенге. Увеличение данного показателя является одним из факторов успешного развития пенсионной системы в стране.

Пенсионные взносы инвестируются в финансовые инструменты в целях обеспечения роста пенсионных накоплений и, что очень важно, их защиты от инфляции. В настоящее время преодолена тенденция, когда инфляция поглощала пенсионные накопления. Так, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период апрель 2006 - апрель 2007 года составил 9,14% при уровне инфляции за этот период 7,7%. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день решена одна из важных задач по защите накоплений вкладчиков.

Приведенные статистические данные позволяют утверждать, что реформа накопительной пенсионной системы успешно проведена. Уже тот факт, что объем произведенного ВВП в 2006 году составил 10,1 триллиона тенге, и 10% из них - это объем суммарных пенсионных активов, свидетельствует о состоятельности пенсионной системы и стабильном росте пенсионных активов. Постоянный рост пенсионных активов также указывает на рост заработной платы и благосостояния казахстанцев.

Развитие накопительной системы напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация НПФ. Сегодня развитие пенсионного сектора зависит от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих уровень инфляции.

Поэтому финансовая политика государства строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в стране. Пенсионные резервы позволяют обеспечить прирост производства товаров и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров.

Ведется разработка новых подходов в управлении пенсионными активами. Уделяется большое внимание обеспечению достаточным количеством доходных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ассортимент которых сможет удовлетворить спрос.

В перспективе развитие национального фондового рынка будет связано с дальнейшим формированием инфраструктуры регионального финансового центра Алматы, а через него и роли Казахстана в финансовой жизни Центральноазиатского региона. При этом фонды получат возможность работать на торговой площадке этого регионального финансового центра.

В конце 2006 года Агентством по финансовому надзору был представлен новый подход регулирования пенсионных фондов. Наиболее актуальным вопросом для пенсионных фондов как институциональных инвесторов стали новые правила инвестирования пенсионных активов. С 1 января 2007 года инвестиционный портфель пенсионных фондов должен содержать 70% ценных бумаг наиболее успешных и стабильных казахстанских компаний, котирующихся на международном рынке.

Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в первую очередь о деньгах вкладчиков.

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая отдаленные регионы, на основе электронной карточки. В качестве одного из ее базовых приложений планируется предусмотреть электронные услуги по пенсионному обеспечению граждан. Внедрение электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам с вкладчиками, так и упрощения процедуры перевода накоплений между фондами.

Подводя итоги прошедшего периода реформирования пенсионной системы, можно утверждать, что пенсионная система оказывает все большее позитивное влияние на социальную сферу, а также играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее время казахстанская модель пенсионного обеспечения является лучшей на постсоветском пространстве. Важным аспектом новой пенсионной системы можно также отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная в республике, явилась важным шагом на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения благосостояния казахстанцев в соответствии с социально ориентированной политикой государства.

Заключение

Согласно 17 Принципу ООН в отношении пожилых людей, пожилые люди должны иметь возможность вести достойный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию.

Достойное обеспечение старости своих граждан - одна из главных задач развитых государств. В этой связи в своем Послании народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» (г. Астана, 1 марта 2006 года) Президент Республики Казахстан обратил внимание на то, что мы строим социально ориентированное общество, в котором окружены заботой и вниманием люди старшего поколения, материнство и детство, молодежь, общество, которое обеспечивает высокое качество и передовые социальные стандарты жизни всех слоев населения страны.

Начавшийся во второй половине девяностых годов экономический рост создал предпосылки для проведения активной социальной политики. В новых условиях реформирование системы социальной защиты было направлено на создание и реализацию законодательства по регулированию трудовых отношений, активное содействие занятости, переход к накопительной пенсионной системе и оказание адресной государственной помощи.

Единым базовым социальным индикатором с 2005 года является прожиточный минимум, определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины, необходимой для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определение размеров пенсий, предоставления социальной помощи осуществляться на основе прожиточного минимума.

В Республике Казахстан государство старается поддерживать достойный образ жизни пожилых людей путем различных выплат.

Действующая в настоящее время система социального обеспечения в Казахстане характеризуется преобладанием государственного участия. За счет государственного бюджета осуществляется социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов и иных категорий населения.

Социальным обеспечением сегодня охвачено более 3,5 млн. человек (или 23,6 % всего населения).

По отношению к каждой категории малообеспеченных граждан применяются соответствующие меры: пассивные - оказание материальной помощи; активные - содействие занятости, адаптация трудоспособной части бедного населения к требованиям рынка.

В целях дальнейшего углубления социальных реформ постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года № 1241 утверждена Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа). Программа предусматривает:

· поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным стандартам;

· развитие социального страхования основных социальных рисков (наступление старости, потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);

· совершенствование организации социальной помощи;

· расширение доступности социального обеспечения и социальных услуг;

· создание условий для расширения охвата населения социальным обеспечением и улучшения возможностей индивидуального выбора;

· дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы социального обеспечения;

· совершенствование нормативной правовой базы системы социального обеспечения.

Программы государственного пенсионного обеспечения во всех развитых западных странах ориентированы в основном на обеспечение пенсионного дохода низко и среднедоходных групп населения. Так, по данным на 1992 год пенсионные выплаты в США для пенсионеров, входящих в высокодоходные группы населения составляли 20% от предыдущего дохода, в низкодоходные от 63 до 81 %.

В целом, согласно Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», замещение пенсией утраченного дохода должно составлять не менее 40%. В Казахстане он равен 32 %, поэтому необходимо ввести государственное базовое пособие по возрасту.

Пенсионная система Республики Казахстан не предусматривает льготное обеспечение какой - либо категории граждан. В соответствии с законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» женщины выходят на пенсию в возрасте 58 лет, мужчины - 63 лет. В этой связи Министром труда и социальной защиты было отмечено, что в дальнейшем существует возможность выравнивания возраста выхода на пенсию, с тем, чтобы и мужчины и женщины выходили на пенсию при достижении одного возраста. Аналогом может служить пенсионная системы стран Европы, где пенсионный возраст не определен отдельно для женщин и мужчин.

Использованные источники

1. Закон РК «О пенсионном обеспечении в РК»

2. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 19.06.1995 года № 2337 «О правовом положении иностранных граждан в РК»

3. Закон РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года

4. www.zakon.kz

5. www.profbuh.forum.com.kz

6. www.gratanet.com

7. www.phenix.pushkinlibrary.kz

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.