Правовые основы деятельности службы судебных приставов РФ
Отчет по квалификационной практике в Федеральной Службе Судебных Приставов по городу Иваново Правовые основы деятельности службы судебных приставов РФ Содержание Раздел 1. Организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов Раздел 2. Права и обязанности судебного пристава-исполнителя Раздел 3. Возбуждение и закрытие Исполнительного производства Список используемой литературы Приложение Федеральный Закон о судебных приставах Раздел 1 Организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области создано 29 декабря 2004 года в соответствии с Указами президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13.10.2004 №1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", от 13.10.2004 №1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов". В соответствии с приказом Минюста России от 3 декабря 2004г. № 187 "Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" задачами Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области являются: · обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории Ивановской области; · организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; · управление районными, межрайонными и специализированными отделами; Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России и Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов. Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области возглавляет руководитель Управления - главный судебный пристав Ивановской области. В состав Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области входят: аппарат управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области; территориальные отделы судебных приставов, состоящие из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами. Раздел 2 Права и обязанности судебного пристава-исполнителя Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя закреплены в ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О Судебных приставах»: Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей 1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: 1) принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; 2) предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; 3) рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; 4) обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. 2. Судебный пристав-исполнитель имеет право: 1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; 2) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; 3) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; 4) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; 5) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; 6) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; 7) использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; 8) в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; 9) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; 10) вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; 11) совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Как видно из содержания приведенной статьи, перечень прав судебного пристава-исполнителя не является закрытым. В соответствии ст.4 Федерального закона от 21.07.1997г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В основном все свои процессуальные действия судебный пристав-исполнитель оформляет постановлениями (ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии ст.7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, виновное лицо может быть подвергнуто штрафу в размере до 100 МРОТ, а лицо уклоняющееся от явки к судебному приставу-исполнителю может быть подвергнуто принудительному приводу. Раздел 3 Возбуждение и закрытие Исполнительного производства 3.1 Возбуждение исполнительного производства Исполнительное производство -- это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов. Исполнительное производство с одной стороны представляет собой совокупность самых различных исполнительных процедур, отличных по содержанию. Вместе с тем, любое исполнительное производство осуществляется по определенным этапам, стадиям и совершение исполнительных действий происходит планомерно и поступательно. Первой и обязательной стадией исполнительного процесса является возбуждение исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства -- единственное основание не только для осуществления принудительного исполнения, но и в целом для совершения каких-либо исполнительных действий. Представляется, что даже осуществлять запросы о наличии у должника денежных средств судебный пристав-исполнитель не вправе до вынесения постановления о возбуждении производства. Возбуждение исполнительного производства осуществляет судебный пристав-исполнитель единолично. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на судебном приставе-исполнителе при поступлении к нему исполнительного документа лежат две обязанности. Во-первых, он обязан принять исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя к исполнению. Во-вторых, при наличии определенных условий (фактического состава) он должен возбудить исполнительное производство. Таких условий два. Первое условие: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению. На основании п. 1 ст. 16 Закона исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, о чем им выносится соответствующее постановление. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению определены в п. 1 ст. 14 Закона.. Второе условие: исполнительный документ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Такие требования сформулированы в статье 8 Закона. 3.2 Прекращение исполнительного производства Прекращение исполнительного производства означает прекращение каких-либо мер (в том числе исполнительных действий), направленных как на добровольное, так и на принудительное взыскание, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: «по прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются». В силу п.п. 6 п. 1 ст. 27 Закона прекращение исполнительного производства является одним из оснований для его окончания. Статья 23 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований прекращения исполнительного производства, к которым относятся: принятие судом отказа взыскателя от взыскания; утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником; смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявление его умершим, признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего; 4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя; истечения установленного законом срока для данного вида взыскания; отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом; отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 24 Закона). После принятия решения о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 3 ст. 24 Закона) - Список используемой литературы
1. http://fssp37.icomtex.ru/ 2. http://ru.wikisource.org/wiki/Положение_о_Федеральной_службе_судебных_приставов 3. Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. Приложение Российская Федерация Федеральный Закон о судебных приставах Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.03.2007 N 29-ФЗ) Глава I Общие положения Статья 1 Задачи судебных приставов На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Страницы: 1, 2, 3
|