на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовые основы политики украинизации 20-х годов ХХ столетия

Правовые основы политики украинизации 20-х годов ХХ столетия

32

МВД УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ УКП ХЭПУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«История государства и права Украины»

На тему «Правовые основы политики украинизации 20-х годов 20 столетия»

Выполнил студент 1 курса 105 группы

Евпаторийского УКП ХЭПУ

г. Евпатория

2008

План

Введение

1. Причины и сущность украинизации

1.1. Коренизация и украинизация, их суть и соотношение

1.2. Причины и условия осуществления политики украинизации

2. Нормативное обеспечение проведения украинизации

2.1. Решения партийных и государственных органов

2.2. Методы осуществления украинизации

2.3. Украинизация государственного аппарата

2.4. Проявление украинизации в ходе кодификации прав УССР в 20 годы

3. Сворачивание украинизации, её последствия

3.1. Причины сворачивания украинизации

3.2. Итоги осуществления политики украинизации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в курсовой работе служит предмет истории государства и права Украины.

Объектом исследования служат правовые основы политики коренизации и украинизации в 20х годах 20 столетия.

Цель работы - всесторонне на основании изучения методической и учебной литературы провести изучение объекта в соответствии с предметом.

Для достижения поставленной предполагается решить следующие задачи:

- перечислить причины и сущность украинизации;

- определить соотношение коренизация и украинизаци;

- дать описание нормативного обеспечение проведения украинизации;

- охарактеризовать решения партийных и государственных органов по вопросу коренизации и украинизации;

- описать основные методы осуществления украинизации;

- дать оценку степени украинизация государственного аппарата;

- привести примеры проявление украинизации в ходе кодификации прав УССР в 20 годы;

- охарактеризовать основные причины сворачивания украинизации;

- описать итоги осуществления политики украинизации.

Для нас современных граждан Украины вопросы национальной принадлежности и статуса родного языка играют большое значение.

Не могли недооценить важность правового решения прав коренного населения Украины и коммунисты, пришедшие к власти в результате Октябрьской революции. Вначале провозглашенная политика украинизации всецело соответствовала нуждам коренного населения, а затем сталинские политики исказили процессы в обществе, определив их, как потакание национализму.

Политика коренизации началась после XII съезда РКП(б) в апреле 1923 года. На этом съезде были осуждены "великороссийский шовинизм и колонизаторские тенденции".

В целом, политика коренизации способствовала общему подъему национального самосознания, которое активировалось среди украинцев во время революции и гражданской войны. Процесс украинизации не только распространял среди народа достижения культуры, но и, по словам О. Субтельного, отождествлял украинскую культуру, которая раньше была чисто народной, с образованием, модернизацией общества и экономики и даже с государством как таковым.

1 Причины и сущность украинизации

1.1 Коренизация и украинизация, их суть и соотношение

Еще Председатель Совнаркома Украины X, Раковский, выступая на заседании Киевского горсовета, утверждал: «Декретирование украинского языка как языка государственного является реакционным, никому не нужным мероприятием» Украинская государственность в ХХ столетии. Историческо-политологические зарисовки, Киев: 1996. А через четыре года он резко критиковал второго секретаря ЦК КП(б)У Д. 3. Лебедя за игнорирование украинского языка и культуры. Чтобы завоевать доверие украинских масс и национальной интеллигенции, в резолюции VIII Всероссийской партийной конференции «О советской власти на Украине» говорилось о долге членов РКП(б) гарантировать право трудящихся учиться и разговаривать в советских учреждениях на родном языке. Неудивительно, что X. Раковский честно признал: «Если село не с нами, то виновато не село, виноваты мы» Там же. В марте 1920 года, являясь фактически наместником Ленина в Украине, он инициировал задачу создания национального рабочего класса, украинизацию школьного образования, организацию Центральной школы червоных старшин, где обучение шло на украинском языке.

При существовании почти сплошь украинского села (среди национальных меньшинств крестьянскими по природе оставались также молдаване, немцы, болгары, греки и белорусы -- в отличие от евреев и русских) и русифицированного города (в семи губернских центрах Украины, кроме Подолии и Волыни, проживало всего 14% украинцев, зато 44% русских, 35% евреев) овладение крестьянской массой означало -- нести идеи коммунизма на их родном языке Нагаевский И., История украинского государства 20 века, Киев: 1994. Характерно, что даже украинские эсеры с марта 1919 года требовали не украинизации городов, а создания культурно-национальных учреждений в деревне и соответствующей школьной политики.

Либерализация советского общества во времена нэпа, стабилизация национально-государственного процесса путем образования Союза ССР содержание сопровождалась самоуправством большевиков в национальной политике.

Взбудораженное в годы революции украинское национально-освободительное движение оставалось реальным фактором, с существованием которого должна была считаться коммунистическая власть.

В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) провозгласил политику коренизации, предусматривавшую вовлечение представителен коренных национальностей в партийный аппарат и государственные органы, применение национальных языков в партийной, хозяйственной работе, образовании, прессе, издательской сфере. Украинский вариант этой политики вошел в историю под названием украинизации. Большевики всячески стремились доказать, что главной целью новой национальной политики является содействие развитию культур и языков бывших угнетенных народов. Но на первый план государственной власти выступило расширение социальной базы большевиков за счет местного коренного населения.

Так, в 1922 г. украинцы составляли только 23% членов КП(б)У. Удельный вес украинцев в составе государственного аппарата не превышал 35%. Чтобы обеспечить себе благосклонное отношение местного населения, необходимо было придать партийным и государственным структурам УССР более национальный характер Нагаевский И., История украинского государства 20 века, Киев: 1994.

Популярный в 1917--1920 годах среди национально-демократических сил термин «украинизация» после «завоевания Украины большевиками» (высказывание В, Ленина весны 1919 года) означал формирование национального по составу административного аппарата, который бы безусловно подчинялся московскому центру, и вынужденное ослабление контроля за национально-культурными процессами.

В условиях «диктатуры пролетариата» сам ход национально-культурного возрождения давал возможность постепенной большевизации сферы просвещения (учительство республики перешло на платформу советской власти в 1923--1924 годах), науки и культуры, воспитания «нового человека», выявления национально сознательных граждан с целью их дальнейшей нейтрализации.

В Украине политика коренизации сводилась к украинизации общественно-политической жизни. Сущность ее была в следующем Рыбалка И., История Украины, Харьков: 1997:

· украинский язык начал широко использоваться в публичных выступлениях, государственной и партийной деятельности, внешних атрибутах власти (в том числе в различных надписях, вывесках, печатях)

· на украинский язык также были переведены судопроизводство, общеобразовательные и высшие учебные заведения, театры, периодическая пресса

· для служащих был установлен срок (в пределах одного года) для перехода на украинский язык, появилась даже сеть государственных курсов по его изучению

· произошла украинизация отдельных воинских частей

· появилась Украинская Автокефальная Церковь

Большую роль в проведении украинизации сыграли Всеукраинская Центральная комиссия при СНК УССР и наркомат образования, который возглавлял Скрыпник.

1.2 Причины и условия осуществления политики украинизации

После событий Украинской революции 1917--1920 гг. большая часть украинских этнических территорий вошла в состав формально независимой Украинской Советской Социалистической Республики. УССР была провозглашена на Всеукраинском съезде советов рабочих и солдатских депутатов, с участием крестьянских депутатов, который проходил в Харькове 25 декабря 1917 г. Съезд был конституирован как высший орган власти Украинской ССР. В его состав вошел 41 человек, 35 из которых представляли большевистскую партию. Было сформировано первое правительство Советской Украины -- Народный Секретариат.

Это "правительство" действовало в эмиграции, вначале в Таганроге, затем в Москве. В июле 1918 г. состоялся I съезд Коммунистической партии (большевиков) Украины. Осенью 1918 г. руководство КП(б)У приняло уникальное в мировой практике государственного строительства решение: оно распустило органы советской власти УССР, сформированные в конце 1917 г., и всю полноту власти передало чисто партийному органу -- Повстанческому бюро. Однако такой подход подвергся критике даже со стороны В. Ленина.

В марте 1919г. в столице Советской Украины -- г. Харькове (до 1934 г.) была принята первая советская Конституция УССР. Этот документ создавался на основе Конституции РСФСР 1918 г. и носил крайне идеологизированный классовый характер.

УССР называлась даже не государством, а "организацией диктатуры трудящихся и эксплуатируемых масс пролетариата и беднейшего крестьянства над вековыми угнетателями и эксплуататорами" В документе была сформулирована задача перехода от буржуазного общества к социиализму. Конечной целью государственного строительства виделось вхождение в состав некой Единой международной социалистической республики. Центральными органами советской власти в УССР считались Всеукраинский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в год, постоянно действовавшие Всеукраинский Центральный Исполнительней Комитет (ВУЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК). Разделения власти между этими органами не существовало. Фактически все они могли издавать нормативные акты, имевшие силу закона Украинская Центральная Рада. Документы, материалы, Киев: 1997.

Органами советской власти на местах были советы рабочих и крестьянских депутатов, также волостные, уездные и губернские съезды советов.

Существовала многоступенчатая система выборов делегатов на Всеукраинский съезд.

Конституция УССР 1919 г. содержала перечень категорий лиц, которые не могли выбирать и быть избранными в органы власти. К ним относились: лица, использовавшие наемный труд, имевшие нетрудовые доходы, занимавшиеся частной торговлей, торговым и коммерческим посредничеством, осужденные за корыстные и порочные преступления, бывшие служащие и агенты полиции, жандармерии, члены царской семьи, а также духовные лица -- монахи и служители различных культов. В то же время избирательные права в УССР предоставлялись рабочим и крестьянам из других государств.

До 1922 г. УССР теоретически считалась независимым государством, выступала в качестве субъекта международного права. Однако эта независимость была формальной, ибо на всей территории бывшей Российской империи, контролируемой большевиками, обладали реальной властью только РКП(б) (Российская коммунистическая партия большевиков)-- при этом Компартия Украины считалась региональной организацией РКП), РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия), ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) и др.

Сразу после образования СССР главной линией национальной политики стала коренизация. Ее украинскую разновидность назвали "украинизацией".

Политику советской украинизации не следует идеализировать. Ее целью было укоренение властей в украиноязычной среде. Коренизация должна была заставить чекистов, учителей, профессоров и пропагандистов перейти на язык того населения, которое они "обслуживали" - каждый в рамках своей профессии. Компартийная диктатура держалась на трех китах - терроре, воспитании и пропаганде.

Однако советская кампания коренизации не могла не сближаться в определенных измерениях с политикой украинизации, проводимой национальными правительствами. Преследуемый в течение сотен лет родной язык украинцы теперь услышали в школах, культурных и государственных учреждениях. Украинизация осуществлялась даже за пределами УССР - в местах компактного проживания украинцев.

В отличие от других национальных республик, где коренизация ограничивалась преимущественно задачами укрепления власти, в Украине она способствовала духовному возрождению. УССР владела таким экономическим и человеческим потенциалом, как все остальные национальные республики вместе взятые. Именно поэтому в Кремле уделяли ей повышенное внимание Моця О., Рычко В., История политических и правовых учений, - М: Юридическая литература,1997.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.