на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовые основы приемной семьи

Правовые основы приемной семьи

Содержание

Введение

Глава 1. Приемная семья как форма воспитания детей

1.1 Понятие приемной семьи и ее основные черты

1.2 Юридические основы создания и функционирования приемной семьи

1.3 Договор о приемной семье: особенности, правовая природа

Глава 2. Работа с приемными семьями на примере ТОСЗН Кологривского района Костромской области

2.1. Приемная семья: особенности регулирования на региональном уровне

2.2 Краткая характеристика приемных семей в Кологривском муниципальном районе Костромской области

Заключение

Нормативно-правовые акты и специальная литература

Приложение

Введение

Согласно Конституции Российская Федерация является государством социального типа, что означает приоритетное внимание со стороны государственных органов на федеральном региональном и муниципальном уровне вопросам социального развития.

Первостепенное значение в этом плане приобретает семья, защита прав детей и в, первую очередь, детей оставшихся без попечения родителей.

Основными формы устройства таких детей, согласно Семейному Кодексу РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи. Следует отметить при этом, что количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране - один из показателей ее благополучия и стабильности.

Поэтому исследование эффективности форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в плане их характеристики с законодательной и практической точек зрения представляется нам достаточно важным.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, самой темой: «Приемная семья как форма воспитания детей», так как действующий Семейный Кодекс РФ впервые на законодательном уровне ввел само понятие такой формы.

Объект исследования: правоотношения, возникающие при создании приемной семьи на основе изучения нормативных актов.

Предмет исследования: система организации приемной семьи над детьми в России.

Цель исследования: сформировать общую картину развития приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации путем исследования теоретических аспектов и практических наработок в формировании законодательного развития института приемной семьи на примере Кологривского муниципального района Костромской области.

Задачи исследования:

Осветить правовой аспект современного российского законодательства по вопросам создания приемной семьи.

Проанализировать отличие приемной семьи от других существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассказать о технологии принятия ребенка в приемную семью.

Охарактеризовать новые тенденции в развитии законодательства о приемных семьях на примере работы с приемными семьями в территориальном отделе социальной защиты населения Кологривского муниципального района Костромской области.

При этом при написании работы нами использовались такие общенаучные методы исследования как исторический, логический, метод системного анализа. Используемые методы в процессе исследования обусловили структуру работы. В первой главе нами анализируются теоретические аспекты развития института приемной семьи в России ,в том числе дан краткий обзор дискуссионных моментов на основе нормативно-правовых актов федерального уровня , во второй - основное внимание уделено анализу законодательства

Костромской области и практическим аспектам развития института приемной семьи в данном регионе Российской Федерации на примере Кологривского муниципального района.

Говоря о юридических аспектах исследования института приемной семьи в такой отрасли законодательства как Семейное право, следует отметить, что данный институт достаточно глубоко проработан учеными и практиками, однако несовершенство некоторых законодательных положений стало причиной возникновения дискуссий по вопросам приемной семьи.

Данные дискуссии в первую очередь касаются существа правоотношений, возникающих в связи с созданием и функционированием приемной семьи как особой формы устройства детей.

При анализе института приемной семьи нами исследовались выводы, содержащиеся в комментариях к Семейному кодексу РФ под редакцией П.В. Крашенинникова, диссертационных трудах Р.А. Шукурова, учебной литературе по гражданскому и семейному праву под редакциями А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М.В. Антокольской М.В, научных публикациях по вопросам приемной семьи Т.И.Дружининой, Л.Ю.Михеевой, О.В.Фетисовой, С.Ю.Чашковой, Н.Ф.Звенигородской и других.

Глава 1 Приемная семья как форма воспитания детей

1.1 Понятие приемной семьи и ее основные черты

Приемная семья "не изобретена" законодательством современной России. Вместе с тем нельзя сказать, что данная форма была привнесена из других стран. В любом обществе есть дети, которые остались без родительского попечения. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. С. 77 - 80.

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" СУ РСФСР. 1928. N 64. Ст. 462., в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.

Как отмечает Т.И Дружинина "Современная патронатная семья существенно отличается от дореволюционной. Сейчас труд патронатных родителей не оплачивается. Более того, они принимают на себя обязанность по содержанию принимаемых в семью приемных детей.» См.: Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 158 - 159.

Итак, при создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия "приемная семья". В связи с этим в юридической литературе по вопросам семейного законодательства развернулась дискуссия, в ходе которой авторы пытались сформулировать само понятие «приемная семья».

Так, по мнению М.В. Антокольской, "приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления" См.:Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.. Л.Ю. Михеева определяет "приемную семью как вид опеки". Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как "форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом, определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности" См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2001. С. 111 ;Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2004. С. 7.. Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детейСм.: Гражданское право: Учебник. Том 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 469 - 470.. Т.И. Дружинина называет приемную семью "самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания" См.:Дружинина Т.И. Указ. соч. С. 158 - 163.. О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть "форма устройства детей" См.:Фетисова О.В. Договор как основание возникновения приемной семьи // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 164.. С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства См.:Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 146, 147, 155..

Говоря о формулировке понятия «приемная семья» исходя из требований законодателя, как нам представляется, следует согласится с позицией, высказанной Н.Ф. Звенигородской. По ее мнению «взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях "устройство", "воспитание" и "форма". Если мы проанализируем ст. 151 СК и ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где приемная семья определяется как "форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью", то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей». См.:Звенигородская Н.Ф. История развития института проемной семьи в России//

Дав определение приемной семьи можно выделить черты сходства или отличия от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители-воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанности делать все по защите его интересов. Семейный кодекс российской Федерации в п. 2 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится полностью на государственном обеспечении в соответствии п. 1 ст. 155 Семейного Кодекса РФ. Разница в двух формах устройства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанности безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возникает из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны предоставить приемной семье.

Приемная семья и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью.

По вопросу о сходстве и различии указанных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы отметить еще один момент. Прекращение правовой связи кровных родителей со своим ребенком при усыновлении не оставляет места для спора о его воспитании, поскольку все желания на этот счет подлинных родителей правового значения не имеют. А при опеке и передаче детей в приемную семью в случаях, если есть родители, возникает ситуация, когда с правовой точки зрения несовершеннолетний имеет двух несущих за него ответственность лиц. Одно из них реально пользоваться своими правами не может, другое ими пользуется, не будучи на самом деле родителем. В таких случаях возможно возникновение конфликтных ситуаций, разногласий между кровными родителями и лицами, управомоченными на воспитание ребенка. Такая потенциально опасная ситуация отмечается многими учеными и практиками, занимающимися вопросами устройства детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.