на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Предпринимательская деятельность в Украине
p align="left">5. Условия осуществления предпринимательской деятельности

Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства.

В законе «О предпринимательстве» в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Порядок регистрации регулируется «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».

Предпринимателями в Украине могут быть: граждане Украины, граждане других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, юридические лица независимо от форм собственности.

Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться частным лицом без образования юридического лица, а также путем создания различного вида предприятий (частных, коллективных и др.).

Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя, государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;

регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;

документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.

Исполком должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации. Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.

Порядок присвоения органами государственной статистики органам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.

Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке.

Новыми положениями, предусмотренными в постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.98г. №740, являются следующие: введение ускоренной (в течение 1дня) регистрации (перерегистрации) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20% регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, положение о возможности административной ответственности должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.

Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти, дающий право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перечень органов государственной исполнительной власти утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. С момента получения лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течение срока действия лицензии.

Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента - государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.

6. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия

Правовой режим имущества предприятий определятся правовыми способами владения имуществом при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Имущество предприятия составляют, в соответствии со ст.10 Закона «О предприятиях в Украине», основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Осуществляя это право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом.

В соответствии с Законом Украины «О собственности» предприятия могут быть как собственниками, так и не собственниками. Коллективные предприятия, как правило, являются собственниками. Исключение могут составлять коллективные предприятия общественных организаций, дочерние предприятия хозяйственных обществ и т.д. Если правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственного предприятия определены как право полного хозяйственного ведения, то специального термина для частного предприятия закон не предусматривает.

В уставе предприятия закрепляется перечень имущества, переданного учредителями в его собственность (полное хозяйственное ведение).

Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджетов; поступления от разгосударствления и приватизации собственности; приобретение имущества другого предприятия, организации; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан, иные источники, не запрещенные законодательством. Однако следует иметь в виду, что кредиты не являются непосредственным источником формирования имущества. Во-первых, их необходимо возвращать, поэтому источником формирования имущества могут быть только доходы от использования кредитов. Во-вторых, в указанном выше перечне не указано имущество, которое может быть получено предприятием по договору аренды. В указанном случае предприятие получает имущество, которое необходимо возвращать. Доходы от использования арендованного имущества могут являться источником формирования имущества предприятия-арендатора.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются предприятию по решению суда (ст. 13 Закона «О предприятиях в Украине»).

В соответствии со ст. 6 ГК Украины защита гражданских прав предприятия осуществляется судом путем: признания этих прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право; компенсации морального вреда; изменения или прекращения правоотношения; взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков.

Система и структура управления предприятием зависят, прежде всего, от его типа и его устава. Структура управления предприятием непосредственно зависит от его общей организационной структуры. Наличие на предприятиях функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления - это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархической взаимосвязи.

Под хозяйственной деятельностью следует понимать любую деятельность, связанную с производством и обменом материальных и нематериальных благ. На всех предприятиях обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (ст.18 Закона «О предприятиях в Украине»). Распределение прибыли, полученной в результате осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет, определяется учредительными документами предприятия. Особенности распределения прибыли между учредителями зависят от вида предприятия, определяются учредительным договором, уставом, положением и, как правило, обусловлены размером доли учредителя в уставном фонде предприятия.

Государственное воздействие на выбор направлений и объемов использования прибыли осуществляется через установленные нормативы, налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.18 Закона «О предприятиях в Украине» часть чистой прибыли может передаваться в собственность членов или трудового коллектива предприятия. Необходимо отметить, что передача части прибыли в собственность членов трудового коллектива на практике встречается редко и, в основном, на госпредприятии. Распределение части прибыли между работниками предприятия, трудовой коллектив которого не является собственником имущества этого предприятия, возможно на основе соглашения и должно быть предусмотрено в уставе. Указанная часть прибыли распределяется на вклады между членами трудового коллектива (персонифицируется). Только персонифицированные вклады членов трудового коллектива учитываются при приватизации имущества государственных предприятий.

Планирование является особой формой деятельности, в которую входит разработка планов экономического и социального развития предприятия мероприятия по их выполнению. Перспективы развития предприятия определяются исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги. В настоящее время планирование деятельности предприятий осуществляемое государством, носит рекомендательный, а не директивный (как это было раньше) характер. Предприятие самостоятельно определяет план своей деятельности.

Отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договора. Предприятие самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, которая представляет собой деятельность Украинских и иностранных хозяйствующих субъектов, построенную на взаимоотношениях между ними, осуществляемую и расположенную как на территории Украины, так и за ее пределами. Основными нормативными актами, регулирующими порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются Законы Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования». Основными видами внешнеэкономической деятельности являются: экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы; оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины различного вида услуг иностранным хозяйствующим субъектам; научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; международные финансовые операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины, кредитные и расчетные операции; совместная предпринимательская деятельность, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм собственности, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом, как на территории Украины, так и за ее пределами; другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законами Украины.

Жизненно важными являются вопросы социального развития, включающие в себя улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей и др. Решаются они трудовым коллективом с участием собственника либо уполномоченного им органа в соответствии с уставом, коллективным договором, законодательством. В связи с этим, предприятие обязано обеспечить всем работникам безопасные и безвредные условия труда. Отношения между собственником предприятия и работником по этим вопросам регулируются Законом Украины «Об охране труда». Собственник предприятия обязан возместить работнику ущерб, причиненный ему увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в полном размере потерянного заработка в соответствии с законодательством.

Предприятие в случае необходимости вправе осуществлять профессиональную подготовку работников за свой счет, как непосредственно на предприятии, так и путем обучения в учебных заведениях на договорных началах. Пенсионеры и инвалиды, работавшие до ухода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с его работниками, имеющимися социальными услугами и льготами согласно уставу (Положению) предприятия.

7. Прекращение деятельности предприятия

Прекращение деятельности предприятия - одно из юридических понятий хозяйственного права. Это специфическая правовая работа. К содержанию понятия "прекращения" входят юридические основания ("условия"), акты и процессуально правовые действия относительно прекращения деятельности предприятия как субъекта права. Эти основания, акты и действия предусмотрены законодательством о предприятиях. Общие основания прекращения деятельности предприятий всех видов определены Законом Украины "О предпринимательстве" (ст. 11). Общий процессуальный (процедурный) порядок и формы прекращения регулирует Закон Украины "О предприятиях в Украине" (статье 34-36). В случае банкротства предприятия правоотношения прекращения регулируются Законом Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом" от 14 мая в 1992г. (в редакции от 30 июня в 1999г.), который тоже распространяется на предприятия всех видов. Особенные основания и формы прекращения деятельности предприятий отдельных видов установлены также законами об этих предприятиях.

Деятельность предприятия прекращает его владелец (высший орган предприятия, уполномочен орган). Прекращение за юридическими основаниями, как отмечалось выше, может быть два видов: добровольным и принудительным. Юридическими основаниями добровольного прекращения предприятия является инициатива владельца предприятия или предусмотренные законом или учредительными документами обстоятельства. Мотивы инициативы предприятия (предпринимателя) закон не регулирует. Это могут быть: изменение профиля деятельности, конкуренция, затоваривание и тому подобное. К предусмотренным законом или учредительным договором обстоятельств принадлежат: окончание срока, на который создавалось предприятие; достижение цели, поставленной основателями во время создания предприятия (ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Учредительные документы предприятий могут включать и другие основания этого вида. Решение о прекращении деятельности предприятия из этих оснований принимает его высший орган. Предприниматели обязаны прекратить свою деятельность также "в случае окончания срока действия лицензии" (ст. 11 Закона Украины "О предпринимательстве"). Виды юридических оснований принудительного прекращения предприятия определены в законодательстве о предприятиях (ст. 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах").

Принудительно предприятия прекращаются, во-первых, на основании решений суда (арбитражного суда) о признании недействительными учредительных документов предприятия (несоответствие их действующему законодательству) и акта (решение основателя) о создании предприятия. Во-вторых, предприятие прекращается на основании решения суда (арбитражного суда) по предоставлению органов, которые контролируют его деятельность, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства. В-третьих, предприятие прекращается на основании решения суда (арбитражного суда) в случае несвоевременного сообщения им об изменении своего местонахождения (при изменении местонахождения предприятие должно в 7-дневной срок сообщить об этом регистрирующий орган). В-четвертых, предприятие прекращает свою деятельность на основании решения арбитражного суда о признании его банкротом. Порядок такого прекращения определяет Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом". Закон предусматривает две правовых формы прекращения предприятия: ликвидацию и реорганизацию (ст. 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). В случае ликвидации предприятие прекращается как субъект права без правопреемства. Реорганизация предусматривает возникновение на основе действующего предприятия одного или больше новых предприятий как субъектов права. В случае реорганизации предприятия все его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемников). Законодательство определяет пять правовых способов реорганизации предприятия: слияние, присоединение, деление, выдел и превращение. С юридической точки зрения эти способы отличаются в зависимости от того, к какому субъекту права переходят все имущественные права и обязанности предприятия, которые реорганизуются.

Слияние двух и больше предприятий в одно означают переход прав и обязанностей каждого из них к предприятию, которое возникло в результате правового акта слияния. В этом случае возникает новое предприятие. Присоединение одного предприятия к другому значит, что к нему переходят права и обязанности присоединенного предприятия. Новое предприятие в результате такой реорганизации не возникает. Подол предприятия является созданием на базе одного существующего предприятия двух и больше предприятий как субъектов права. При таких условиях происходит деление всего имущества предприятия. Такой способ реорганизации предусматривает утверждение владельцем (уполномоченным органом) раздельного акта (балансу). Согласно настоящему акту части имущества и соответствующие права и обязанности реорганизованного предприятия переходят к предприятиям, созданным в результате деления. Выдел предусматривает, что из действующего предприятия выделяются один или больше структурных подразделений, которые создаются, как самостоятельные предприятия Деления всего имущества предприятия этот способ реорганизации не предусматривает. Согласно раздельному акту (балансом) к ним переходят части имущества и соответствующие права и обязанности реорганизованного предприятия. Превращение предприятия как способ реорганизации означает превращение одной формы собственности на другую (например, государственной на коллективную) и соответственно изменение организационно-правовой формы предприятия. Такой способ реорганизации массово применяется в процессах корпоратизации и приватизации имущества государственных предприятий. При превращении к предприятию, которое только что возникло, переходят права и обязанности прежнего предприятия. Ликвидация и реорганизация предприятия тянет за собой исключение его из государственного реестра предприятий Украины. Из даты исключения предприятие считается реорганизованным или ликвидированным. Статусу субъекта права и юридического лица предприятие избавляется после осуществления относительно него мероприятий, которые являются ликвидационным процессом, урегулированным законом. В частности, это такие мероприятия:

Ликвидация предприятия ликвидационной комиссией, которая назначается органом (лицом), который принял решение о ликвидации. Этот орган (лицо) может возложить обязанность относительно ликвидации предприятия на его органы управления.

Установление порядка и сроков ликвидации, их устанавливает орган, который принял решение о ликвидации (владелец, уполномоченный орган, суд, арбитражный суд).

Устанавливается также срок для удовлетворения претензий кредиторов. Он не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

Выполнение ликвидационной комиссией своих обязанностей: сообщение о ликвидации предприятия в прессе (за местонахождением), о порядке и сроках ликвидации; употребление необходимых мер для взыскания дебиторской задолженности предприятия, выявления его кредиторов и претензий последних. Кредиторам и другим юридическим и физическим лицам, которые имеют соглашения с предприятием, сообщается о ликвидации письменно.

Осуществление ликвидационной комиссией по закону установленным порядком: инвентаризации и оценки имущества организации, реализации имущества, расчетов с кредиторами и членами трудового коллектива, составления ликвидационного баланса и представления его органу, который назначил ликвидационную комиссию, или владельцу.

Имущественные претензии кредиторов к предприятию, которое ликвидируется, удовлетворяются из его имущества. При этом законодатель допускает, что соответствующего имущества для удовлетворения претензий всех кредиторов может не хватить (презумпция недостаточности имущества). Поэтому в законодательстве о ликвидации предприятий действует общее правило очередности удовлетворения долгов предприятием-должником, который ликвидируется. В зависимости от оснований ликвидации предприятия установлены два вида очередности. Если предприятие ликвидируется в обычном порядке, действует очередность, установленная ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине". Она должна быть конкретизирована уставом. Если предприятие объявлено банкротом, действует очередность, определенная ст. 31 Закона Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом". Обычная очередность - это первоочередные и другие долги предприятия-должника. Первоочередными являются долги: перед бюджетом; расходы на возобновление естественной среды, которой нанесен вред ликвидированным предприятием; расчеты из оплаты согласно трудовым договорам (контрактами) ликвидированного предприятия; требования кредиторов, обеспеченные залогом. Очередность удовлетворения других долгов должна быть установлена в уставе (учредительном договоре). Она должна определяться согласно частям 2, 4, 5 ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине, а именно: вторая очередь - за требованиями органов государственного социального страхования и социального обеспечения. В пределах этой очереди осуществляется капитализация платежей, надлежащих из предприятия в связи с причинением увечья, другого повреждения здоровья гражданина или в связи с его смертью; третья очередь - своевременно обнаружены и заявлены требования кредиторов, не обеспеченные залогом; четвертая очередь - возвращение взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия и выплаты за акциями трудового коллектива; пятая очередь - претензии, обнаруженные и заявленные по окончании срока, установленного для их заявления, а также любые другие требования. Суть очередности заключается в том, что требования каждой следующей очереди выполняются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если в пределах одной очереди имущества для полного погашения долгов не хватает, оно распределяется между кредиторами пропорционально к заявленным ими и определенных ликвидационной комиссией сумм. При ликвидации предприятия применяется категория так называемых погашенных претензий (ч. Из ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Погашенными по закону признаются претензии: не довольные за нехваткой имущества; не признанные ликвидационной комиссией. Последние могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд кредиторами. Иски об удовлетворении их требований должны быть поданы кредиторами в течение месяца со дня получения сообщения о полном или частичном непризнание претензии. Имущество, которое осталось после погашения долгов предприятия , используется согласно с решением собственника имущества.

Перечень ссылок

1. «Предпринимательское право Украины». Учебник.- Харьков: Эспада, 2008., с,457

2. Щербина В.С. Господарське право. Навчальний посібник. - К.: Юрінком Інтер, 2009,-365с.

3. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. -- М., 2007.,-512с.

4. Тітов М. І. Банкрутство: матеріально-правові та процесуальні аспекти / За наук. ред. В. М. Гайворонського. -- Харків, 2008.,-344с.

5. Саніахметова Н. О. Правовий захист підприємництва в Україні: Навч. посібник. -- К.: Юрінком Інтер, 2009.,-320с.

6. Демиденно В. В., Шемякин О. М. Право України: Навч. посібник для вузів,-- К.: ІСДО, 2008.,-542с.

7. Господарське право: Практикум / В. С. Щербина, Г. В. Пронська, О. М. Вінник та інші; за заг. ред. В. С. Щербини. -- К.: Юрінком Інтер, 2008.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.