на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Представитель госдарства в акционерном обществе: миссия почетна и выполнима
p align="left">Ответственность представителя государства

В соответствии с действующим законодательством нарушение представителем государства - работником органа, который управляет принадлежащими государству акциями в соответствии со своими должностными обязанностями, установленного порядка согласования проектов решений, принимаемых органами управления акционерного общества, а также неисполнение указаний, данных ему органом управления, влечет дисциплинарную ответственность. Аналогичные нарушения, допущенные представителем государства, осуществляющим свои полномочия на основе гражданско-правового договора, влекут ответственность, предусмотренную договором и законодательством. Типовая форма такого договора при решении вопроса об ответственности не оговаривает оснований ее наступления и размера, а также отсылает к законодательству. При этом согласно Положению о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1998 № 2031 (далее - Положение), и типовой форме договора представитель государства не несет ответственности за последствия решений, за которые он проголосовал в соответствии с указаниями органа, его назначившего.

Таким образом, законодательством урегулированы составы проступков, предусматривающих дисциплинарную ответственность представителя государства в рамках трудовых отношений. Причем к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только представители государства, которые ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности.

О какой же тогда ответственности "в соответствии с законодательством" говорится в Положении и договоре? Попробуем разобраться.

Оснований для наступления материальной ответственности в рамках трудового законодательства в данном случае нет, так как отсутствует причиненный нанимателю ущерб.

По нашему мнению, возможны случаи выхода за рамки дисциплинарной ответственности - вплоть до наступления уголовной ответственности. Например, в случае, когда госслужащий, исполняющий полномочия представителя государства согласно должностным обязанностям, при принятии решений органами управления общества голосует вразрез с указаниями органа управления, вследствие чего правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам причинен крупный ущерб или существенный вред 2  . Уголовная ответственность, подчеркнем, наступает для должностного лица - работника госоргана (а не члена наблюдательного совета!), обладающего специальными признаками субъекта преступления против интересов службы (уполномоченного в установленном порядке на совершение юридически значимых действий) за противоправное поведение (превышение служебных полномочий), то есть за умышленное совершение действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе. С наступлением уголовной ответственности может возникнуть и гражданско-правовая (имущественная) ответственность представителя государства при предъявлении в рамках уголовного дела гражданского иска о возмещении ущерба.

А вот имущественная ответственность представителя государства как члена наблюдательного совета перед АО, если она не предусмотрена уставом общества, невозможна. Это объясняется тем, что на члена наблюдательного совета не возложено обязательство совершать в пользу общества определенное действие (действовать в интересах общества добросовестно и разумно). Как следствие, члены наблюдательного совета не несут ответственности перед обществом за убытки, причиненные виновными действиями (бездействием), в том числе и солидарной.

Специфика работы представителя государства

Необходимо отметить, что представитель государства, несмотря на уровень его профессиональной подготовки и степень личной ответственности, физически не может осуществлять полный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО. Но он должен провести анализ фактического состояния дел и подготовить соответствующие предложения по улучшению экономических показателей общества. Представитель государства вправе требовать проведения собрания, заседания наблюдательного совета или аудиторской проверки деятельности общества, а также вносить предложение в отраслевой орган о проведении внеплановой ведомственной ревизии или иной установленной проверки общества, получать от исполнительного органа общества информацию о его деятельности, данные о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и потребляемого сырья (работ, услуг), другие документы.

Перечень вопросов, по которым представитель государства обязан согласовывать свою позицию с органом, осуществляющим управление акциями, определен Положением и является исчерпывающим. Это означает, что по остальным вопросам представитель государства вправе принять решение самостоятельно. Вместе с тем Положение не запрещает ему "подстраховаться" и заручиться письменным указанием органа управления по иному вопросу. Но деятельность субъекта хозяйствования настолько многогранна, что на все случаи жизни готовый ответ не всегда найдется сразу, в том числе и в органе управления акциями. Поэтому представитель государства должен быть готов принять соответствующее решение лично, основываясь на своем знании законодательства, устава общества и интересов государства-акционера, которое он представляет.

Свою трудовую деятельность представитель государства фактически осуществляет в несколько этапов:

- участие в подготовке проектов решений органов управления акционерного общества;

- согласование отдельных проектов решений с органом, осуществляющим управление акциями;

- участие в обсуждении вопросов на заседании наблюдательного совета и собрании акционеров;

- участие в голосовании, подписание протокола решений.

В связи с этим представитель государства заинтересован в том, чтобы в уставе АО были детально проработаны основные вопросы: установление ясных и прозрачных правил процедуры общества, изменение уставного фонда, назначение и освобождение от должности руководителя общества, отчуждение и залог имущества АО, распределение прибыли (выплата дивидендов), реорганизация и ликвидация общества 3  . Представитель государства - член наблюдательного совета должен голосовать за такой количественный состав наблюдательного совета (учитывая соотношение числа представителей государства и остальных акционеров, их право на квалифицированное число голосов), который обеспечивал бы на заседаниях совета представителям государства количество голосов, адекватное доле государства в уставном фонд. Это гарантирует проведение необходимых государству решений в наблюдательных советах таких акционерных обществ.

Законность - превыше всего

Само собой разумеется, что в отличие от иных акционеров представитель государства не имеет права нарушать один из основных принципов своей деятельности - принцип законности. Он выражается в строгом соответствии решений органов управления общества, принимаемых с участием представителя государства, требованиям законодательства и устава общества, а также голосовании против предлагаемых проектов решений, противоречащих законодательству и уставу (даже выгодных всем акционерам).

Если при подготовке проектов решений собрания акционеров представитель государства принимает непосредственное участие и может упредить "слабо подготовленные" проекты решений, поскольку они представляются собранию наблюдательным советом, то при подготовке проектов решений наблюдательного совета сделать это уже сложнее (эти проекты, как правило, готовятся председателем до проведения заседания наблюдательного совета). Свое отношение к ним представитель государства должен выразить прежде всего с позиций соблюдения требований законодательства, устава общества и интересов государства - и при согласовании с органом, осуществляющим управление акциями (не просто представить на согласование проекты решений, но и внести свои предложения по решению вопросов), и при обсуждении вопроса на заседании наблюдательного совета, собрании акционеров (довести до сведения участников нормы законодательства и устава, без учета которых подготовлен проект решения, привести убедительные аргументы в пользу другого решения), и при голосовании (голосовать "против", если решение вопроса лежит вне плоскости законодательства и устава АО; если же у представителя государства недостаточно голосов для отклонения такого решения и оно принимается, то он должен заявить свое особое мнение и приобщить его к протоколу).

На практике иногда нарушаются требования устава по голосованию на заседаниях наблюдательного совета и оформления протоколов заседаний, на которых присутствуют представители государства и протоколы которых ими подписываются. Между тем неправильное оформление протокола может свести на нет немалую работу представителя государства, проделанную им до принятия решения по подготовке проекта решения, по его согласованию, обсуждению.

Контроль за деятельностью директора и другие вопросы

Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью руководителя акционерного общества. Необходимость такого контроля очевидна, так как руководитель может наделяться широкими полномочиями в отношении имущества общества. На практике наделенный подобными полномочиями руководитель в отсутствие деятельных инструментов управления, контроля может способствовать переводу части финансовых потоков общества в так называемые организации-спутники, заключению корыстных сделок, приводящих к искусственному завышению себестоимости продукции, сокрытию от акционеров актуальной информации о состоянии дел и другим негативным последствиям.

В подавляющем большинстве обществ, участником которых является государство, именно наблюдательный совет заключает трудовой договор с директором общества и в случае, если число голосов в наблюдательном совете, принадлежащих представителю государства, гарантирует принятие решения в интересах государства (а на это нацелена политика управления акционерными обществами с участием государства), то мнение этого представителя является решающим в определении кандидатуры директора и, как следствие, осуществлении дальнейшей деятельности общества. По инициативе представителя государства в устав АО включаются нормы, ограничивающие единоличные права директора по распоряжению собственностью общества. Так, согласно Примерному уставу к компетенции общего собрания акционеров может быть отнесено согласование сделок по отчуждению основных средств стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества; наблюдательный совет вправе согласовать сделки по отчуждению основных средств стоимостью от 10 до 50% балансовой стоимостью активов. Согласовать сделки по отчуждению основных средств в меньших объемах вправе опять-таки дирекция (коллегиальный исполнительный орган), а не директор единолично. При этом представитель государства не должен забывать о согласовании своей позиции с органом, его назначившим.

Что же касается определения стоимости отчуждаемого имущества общества, то представитель государства может инициировать его оценку в соответствии с Положением об оценке государственного имущества в редакции постановления Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12.06.2001 № 24/100/33.

Решения наблюдательного совета о распределении прибыли и выплате дивидендов необходимо готовить и принимать не в "урезанном виде", а в ясной и прозрачной форме (они должны включать: направление прибыли на формирование фондов общества, размер дивидендов в рублях на 1 акцию, сроки (начало и конец) выплаты дивидендов). Это тем более актуально, что дальнейшее движение денежных средств, начисленных в виде дивидендов на госпакет акций, регулируется нормами финансового права, предусматривающего жесткие санкции за их невыполнение.

При вынесении на собрание акционеров вопросов об изменении уставного фонда, реорганизации или ликвидации общества следует учитывать требование законодательства о согласовании такого решения с органом приватизации. Ненормальной является ситуация, когда за таким согласованием по вине представителя государства обращаются уже после того, как собрание приняло решения, либо тогда, когда соответствующие изменения в устав уже зарегистрированы в исполкоме. Ведь в случае отказа необходимо будет созывать собрание для отмены ранее принятого решения, вновь вносить изменения в устав и их регистрировать.

Поводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем: представитель государства является ключевой фигурой в налаживании теснейшей связи органов государственного управления, реализующих полномочия государства - собственника акций, и акционерных обществ. Вместе с тем, очевидно, назрела необходимость увеличить специально подготовленный штат сотрудников в этих органах, занимающихся исключительно вопросами, связанными с участием в управлении негосударственными юридическими лицами. Задача их предельно ясна - выработка эффективных инструментов проведения государственной экономической политики в деятельности АО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998 г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 10 декабря -1998 г. // Мн.: Амалфея, - 1999.

Гражданское право: Учебник, под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, М.: Проспект. - Т. 2. - 2000.

Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева. - М., ПРОСПЕКТ, 1998. - 632с.

Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996.

Иоффе О. С. Советское гражданское право. Т.1 Л., 1958., Новицкий И. Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.

Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн. 1. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.