на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преступления против экологической безопасности и природной среды
p align="left">Согласно примечанию к главе 26 УК особо крупным размером признаётся размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [29].

Ответственность по ч. 1 ст. 265 наступает при наличии необходимой причинной связи между конкретным нарушением требований экологической безопасности и смертью человека, либо заболеванием людей, либо ущербом, причиненным в особо крупном размере. В случае если указанные последствия наступили от иных событий, то ответственность по данной статье исключается [16, с.573].

По отношению к последствиям вина при совершении данного преступления может быть только неосторожной.

При этом само нарушение требований экологической безопасности может быть совершено лицом сознательно или по неосторожности. Это обстоятельство следует учитывать суду при определении формы реализации уголовной ответственности.

Субъектом этого преступления может быть только лицо, на которое соответствующим актом законодательства возлагается специальная обязанность обеспечивать требования экологической безопасности при выполнении работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию, консервацией, демонтажём, сносом и эксплуатацией объекта.

Проектирование объектов лицом, осуществляющим его в порядке выдвижения индивидуального (творческого) предложения, совершенное с нарушением требований экологической безопасности, не образует состава данного преступления [16, с.573].

В случае нарушения требований экологической безопасности при вводе в эксплуатацию объекта субъектом данного преступления может быть только лицо, выполняющее обязанности по соблюдению названных требований на предприятии (в организации), создавшем или реконструировавшем объект. Члены государственной комиссии, допустившие прием объекта при наличии заведомых нарушений требований экологической безопасности, несут ответственность по ст. 266 УК.

Если лицо, ответственное за соблюдение требований экологической безопасности, обладает признаками должностного лица, то дополнительная квалификация за преступление против интересов службы не требуется.

Ответственность по ч. 2 ст. 265 наступает за нарушения, заведомо создавшие угрозу наступления последствий, указанных в ч. 1 ст. 265 УК.

При определении причинной связи в этом случае следует установить два звена причинно-следственных отношений: непосредственную причинную связь между нарушением требований экологической безопасности и реально возникшим состоянием опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды и связь между существующим состоянием опасности и возможным вредом (когда последствия могли наступить, но не наступили по независящим от лица обстоятельствам).

Психическое отношение лица к возможным последствиям характеризуется косвенным умыслом либо легкомыслием.

Если в таком случае поведение виновного лица предопределялось прямым умыслом к последствиям, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на иное преступление (например, покушение на преступление против здоровья) [16, с.574].

2) Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278 УК).

Рассматриваемое деяние создает угрозу экологической безопасности населения, причиняет вред биологическим основам существования человека.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 278, являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность. Нарушение правил экологической безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами причиняет или создает угрозу причинения вреда экологической безопасности и природной среде [16, с.602].

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 278 выражается в двух альтернативных деяниях:

- нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами производства и потребления, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение;

- те же действия, заведомо создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде [16, с.603].

Под иным обращением экологически опасных веществ и отходов понимается обезвреживание (освобождение опасных веществ или отходов от вредных примесей), утилизация (обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов для дальнейшего производства), складирование (временное размещение на поверхности земли) [16, с.602].

Правила безопасности при обращении с экологически опасными веществами или отходами устанавливаются в зависимости от вида и класса опасности веществ и отходов.

Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

Радиоактивные отходы представляют собой неиспользуемые жидкие, твердые и газообразные радиоактивные вещества радиоактивное загрязнение поверхностей которых превышает установленные уровни радиационной безопасности.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, преимущественно одноклеточные организмы, способные вызвать заболевание людей, животных или растений.

К химическим веществам относятся токсичные вещества, не подвергающиеся распаду и способные причинить вред живому организму или окружающей среде.

В аспекте применения ст. 278 к отходам производства и потребления относятся опасные отходы [16, с.603].

Опасные отходы - отходы, которые содержат в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью (токсичность, инфекционность, взрывоопасность и иные подобные свойства) и присутствующие в таком количестве и в таком виде, что эти отходы самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью человека, в том числе вследствие их вредного воздействия на окружающую среду [22].

Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами может быть выражено в действии или бездействии на любой стадии обращения экологически опасных веществ или отходов (например, захоронение опасных отходов на территории населенного пункта, в водном объекте или ином месте; перевозка экологически опасных веществ или отходов в подвижном составе, который по своей конструкции не соответствует требованиям перевозки опасных грузов, и т.д.).

Преступление является юридически оконченным с момента совершения соответствующего нарушения, если оно имело место в течении года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо с момента создания угрозы причинения вреда здоровью людей или природной среде [16, с.604].

Субъективная сторона нарушения правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами, совершенного в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, характеризуется прямым умыслом. Однако если нарушение правил безопасности создает угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде, то ответственность по ч. 1 ст. 278 наступает при установлении признаков косвенного умысла или легкомыслия по отношению к возможным последствиям. Если в таком случае поведение виновного лица предопределялось прямым умыслом к последствиям, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на иное преступление (например, покушение на соответствующее преступление против здоровья).

Субъектом преступления являются лица, на которых соответствующими нормативными актами возложена обязанность по обеспечению безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Общественная опасность нарушения правил экологической безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами существенно увеличивается, если такое нарушение было совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо если оно повлекло причинение ущерба в особо крупном размере.

Применительно к причиненному ущербу вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Ответственность по ч. 3 ст. 278 наступает только при наличии неосторожной формы вины по отношению к смерти человека или заболеванию людей. Если по отношению к указанным в ч. 3 ст. 278 последствиям вина будет умышленной, то содеянное следует квалифицировать как преступление против человека.

При уголовно-правовой оценке содеянного по ч. 2 и ч. 3 ст. 278, наличие признака административной преюдиции не требуется [16, с.604].

Из всего вышесказанного следует, что преступления против экологической безопасности наносят огромный непоправимый ущерб экологической безопасности и природной среде, а следовательно посягают на неотъемлемое право каждого человека на существование в благоприятной окружающей среде.

2.1.2 Преступления, нарушающие конституционное право граждан на получение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды

В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан.

Так, Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого гражданина на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды [11].

Сбор и представление информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения реализуется через систему государственных органов, уполномоченных осуществлять мониторинг окружающей среды.

Информация Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь является открытой и официальной [16, с.579].

Ст. 268 предусматривает ответственность за сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию [29].

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие информированность населения о состоянии экологической безопасности.

Предметом данного преступления являются сведения, относящиеся к информации Национальной системы мониторинга окружающей среды: об авариях с экологическими последствиями; радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды; состоянии здоровья населения, подвергшемуся вредному воздействию.

Сведения об авариях с экологическими последствиями - это данные о разрушении или повреждении зданий, сооружений, технических устройств на объектах, использующих экологически вредные материалы и вещества, повлекшие выброс или разлив этих веществ (материалов).

К сведениям о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей загрязнении окружающей среды относятся данные об источнике загрязнения и изменении окружающей среды в результате вредного на нее воздействия.

Другим опасным для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнением окружающей среды является ее изменение вследствие размещения в природных объектах (лесах, водах и т.д.) ядовитых, сильнодействующих веществ, вредных отходов производства и т.д.

Сведения о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию - это данные о наличии или отсутствии определенных заболеваний, их динамике у людей, попавших под воздействие вредных для жизни и здоровья веществ и отходов [16, с.579].

Сведения о состоянии окружающей среды должны быть основаны на достоверных фактах.

Объективная сторона данного преступления выражается в сокрытии либо искажении сведений об авариях с экологическими последствиями; радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды; состоянии здоровья населения, подвергшемуся вредному воздействию.

Сокрытие сведений представляет собой бездействие, выражающееся в несообщении (утаивании, умолчании) соответствующей информации Национальной системы мониторинга окружающей среды. К сокрытию сведений следует относить и умышленное несвоевременное их сообщение.

Искажение сведений - это действие, которое характеризуется представлением неточной, не соответствующей действительности информации.

Преступление по ч. 1 ст. 268 считается оконченным с момента сокрытия либо утаивания соответствующих сведений.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: должностное лицо сознает, что скрывает от общественности сведения о загрязнении окружающей среды либо понимает, что представляет не соответствующую действительности информацию, и желает поступать подобным образом. Мотивы и цели не влияют на квалификацию данного преступления [16, с.579].

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, на которое возложена обязанность делать сообщения о состоянии экологической среды и здоровья населения.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, совершенные лицом, обязанным представлять такие сведения, но не обладающим признаками должностного лица, влечет административную ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.