p align="left">создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и ре-гиональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупрежде-ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде; имеет самостоятельную законодательную основу -- ком-плекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга пра-вовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью; обеспечивается деятельностью специализированной сис-темы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общест-венных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую ин-формационно-аналитическую базу и обеспечивается в матери-ально-техническом отношении бюджетным финансированием. Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со специфи-кой правового и фактического положения несовершеннолет-них, как возрастной группы населения, наиболее остро ис-пытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше при-чин преступности, а также личностных качеств несовершен-нолетних правонарушителей. Борьба с преступлениями несовершеннолетних плани-руется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитатель-ных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры при-званы предупреждать противоправное поведение несовершен-нолетних, пресекать их преступные действия, а также пре-дупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и под-ростков с помощью специфических, характерных для орга-нов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Концептуальные основы и конкретные меры по реше-нию возникающих в этой связи проблем определены в мно-гочисленных документах, утвержденных Президентом и Пра-вительством РФ. В их числе: "Основные направления госу-дарственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению поло-жения детей в Российской Федерации до 2000 года", Постановления Пра-вительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Кон-венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положе-ния детей в Российской Федерации на 1995--1997 гг.". В 1994 году разработана и начала реализовываться фе-деральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", пре-дусматривающие комплексные меры социальной и экономи-ческой защиты детей. Непосредственно, в настоящее время, на решение проблем борьбы с преступ-ностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотрен-ные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 мая 1999 г.), Федеральной целевой программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.» (утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625), Законом г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", Указанием Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 "О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних" и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью". Принятие перечисленных документов реально способст-вовало началу процесса интенсивного перехода функций пре-дупреждения преступности несовершеннолетних от право-охранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслу-живание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов. В 1995--1996 годах в Российской Федерации действова-ло 991 учреждение социального обслуживания семьи и де-тей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и де-тям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психоло-гической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на соци-альную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попече-ния родителей. Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно опре-делил также возможности для помещения таких детей в при-емные семьи. Создана сеть специальных учебно-воспитательных уч-реждений открытого типа для лиц, которые не сумели адап-тироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяж-ничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершен-нолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. Большинство этих учреждений действуют в республи-канских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по де-лам семьи и молодежи, органами социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные орга-низации, трудовые коллективы, предприниматели, религи-озные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возмож-ности этих учреждений, сконцентрировать усилия на реше-нии наиболее актуальных проблем социальной защиты несо-вершеннолетних. Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, се-мьи и демографии при Президенте РФ, Департамент про-блем семьи, женщин и детей Министерства социальной за-щиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направ-ленности, занимающиеся вопросами образования, воспита-ния, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслужи-вания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродук-тивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важ-нейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и под-ростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их соз-данию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, дру-гих специалистов по работе с несовершеннолетними право-нарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств. Сдерживают процессы дальнейшего развития и совер-шенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей не-развитость нормативно-правовой базы, недостаточность на-учно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооцен-ка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления. Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и под-ростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений. Чтобы поправить сложившееся положение, Правитель-ство РФ проводит в последнее время ряд мер, направленных на совершенствование государственной системы борьбы с пре-ступностью несовершеннолетних. Вновь возобновили свою профилактическую деятельность комиссии по делам несовершеннолетних. По данным, полу-ченным из 80 регионов России, в настоящее время при орга-нах исполнительной власти и органах местного самоуправ-ления функционирует около 3000 таких комиссий. Для координации действий ми-нистерств и ведомств РФ по предупреждению безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних образована Меж-ведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена пре-жде всего на переориентацию низовых комиссий от приме-нения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюде-нием прав и законных интересов несовершеннолетних. В законопроектах, подготовленных с целью совершенст-вования деятельности этих комиссий, предполагается их ре-организация в комиссии по защите прав несовершеннолет-них. Разработан также законопроект об учреждении на всех территориях Российской Федерации должности уполномо-ченного по правам детей. В связи с практической реализацией в стране концеп-ции судебной реформы на законодательном уровне прораба-тывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних. В системе органов внутренних дел проведена реоргани-зация приемников-распределителей для несовершеннолет-них. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные дея-ния. В районах и городах при отделах внутренних дел вме-сто ранее действовавших инспекций по делам несовершен-нолетних созданы отделы по предупреждению правонару-шений несовершеннолетних. Они в основном сосредоточили свою деятельность на подростках, совершивших правонару-шения, передав не свойственные им функции ранней профи-лактики органам социальной защиты. Постепенно идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания, на тру-довой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право прожи-вания вне территории и др. Однако соответствующие изме-нения, внесенные в законодательство и свидетельствующие о начале процесса гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы, на практике плохо реализуются по фи-нансово-экономическим причинам. До начала 1996 года лишь в 39 воспитательно-трудовых колониях (из 61) удалось обо-рудовать помещения для длительных свиданий с родствен-никами, всего в 5 созданы профилактории для проведения воспитанниками отпусков. В итоге расширение прав осуж-денных без возможности их практической реализации мо-жет иметь отрицательные последствия, способствовать ре-цидиву их противоправного поведения. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидив-ной преступностью несовершеннолетних является обеспече-ние социальной адаптации подростков, которые возвраща-ются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой пробле-мой не удается многие годы прежде всего в силу того, что сре-ди покидающих эти учреждения почти половина -- сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практиче-ски неразрешимой стала и проблема их трудоустройства. Федеральные и региональные службы занятости населения укло-няются от работы с этой категорией подростков. 6. Предупреждение преступности несовершеннолетних Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно. Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц. Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|