на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преступность несовершеннолетних
p align="left">создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и ре-гиональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупрежде-ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;

имеет самостоятельную законодательную основу -- ком-плекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга пра-вовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;

обеспечивается деятельностью специализированной сис-темы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общест-венных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую ин-формационно-аналитическую базу и обеспечивается в матери-ально-техническом отношении бюджетным финансированием.

Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со специфи-кой правового и фактического положения несовершеннолет-них, как возрастной группы населения, наиболее остро ис-пытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше при-чин преступности, а также личностных качеств несовершен-нолетних правонарушителей.

Борьба с преступлениями несовершеннолетних плани-руется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитатель-ных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры при-званы предупреждать противоправное поведение несовершен-нолетних, пресекать их преступные действия, а также пре-дупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и под-ростков с помощью специфических, характерных для орга-нов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Концептуальные основы и конкретные меры по реше-нию возникающих в этой связи проблем определены в мно-гочисленных документах, утвержденных Президентом и Пра-вительством РФ. В их числе: "Основные направления госу-дарственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению поло-жения детей в Российской Федерации до 2000 года", Постановления Пра-вительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Кон-венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положе-ния детей в Российской Федерации на 1995--1997 гг.".

В 1994 году разработана и начала реализовываться фе-деральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", пре-дусматривающие комплексные меры социальной и экономи-ческой защиты детей.

Непосредственно, в настоящее время, на решение проблем борьбы с преступ-ностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотрен-ные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 мая 1999 г.), Федеральной целевой программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.» (утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625), Законом г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", Указанием Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 "О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних" и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью".

Принятие перечисленных документов реально способст-вовало началу процесса интенсивного перехода функций пре-дупреждения преступности несовершеннолетних от право-охранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслу-живание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов.

В 1995--1996 годах в Российской Федерации действова-ло 991 учреждение социального обслуживания семьи и де-тей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и де-тям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психоло-гической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на соци-альную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попече-ния родителей.

Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно опре-делил также возможности для помещения таких детей в при-емные семьи.

Создана сеть специальных учебно-воспитательных уч-реждений открытого типа для лиц, которые не сумели адап-тироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяж-ничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершен-нолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.

Большинство этих учреждений действуют в республи-канских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по де-лам семьи и молодежи, органами социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные орга-низации, трудовые коллективы, предприниматели, религи-озные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возмож-ности этих учреждений, сконцентрировать усилия на реше-нии наиболее актуальных проблем социальной защиты несо-вершеннолетних.

Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, се-мьи и демографии при Президенте РФ, Департамент про-блем семьи, женщин и детей Министерства социальной за-щиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направ-ленности, занимающиеся вопросами образования, воспита-ния, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслужи-вания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродук-тивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важ-нейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и под-ростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их соз-данию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, дру-гих специалистов по работе с несовершеннолетними право-нарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств.

Сдерживают процессы дальнейшего развития и совер-шенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей не-развитость нормативно-правовой базы, недостаточность на-учно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооцен-ка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления.

Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и под-ростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.

Чтобы поправить сложившееся положение, Правитель-ство РФ проводит в последнее время ряд мер, направленных на совершенствование государственной системы борьбы с пре-ступностью несовершеннолетних.

Вновь возобновили свою профилактическую деятельность комиссии по делам несовершеннолетних. По данным, полу-ченным из 80 регионов России, в настоящее время при орга-нах исполнительной власти и органах местного самоуправ-ления функционирует около 3000 таких комиссий. Для координации действий ми-нистерств и ведомств РФ по предупреждению безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних образована Меж-ведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена пре-жде всего на переориентацию низовых комиссий от приме-нения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюде-нием прав и законных интересов несовершеннолетних.

В законопроектах, подготовленных с целью совершенст-вования деятельности этих комиссий, предполагается их ре-организация в комиссии по защите прав несовершеннолет-них. Разработан также законопроект об учреждении на всех территориях Российской Федерации должности уполномо-ченного по правам детей.

В связи с практической реализацией в стране концеп-ции судебной реформы на законодательном уровне прораба-тывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

В системе органов внутренних дел проведена реоргани-зация приемников-распределителей для несовершеннолет-них. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные дея-ния. В районах и городах при отделах внутренних дел вме-сто ранее действовавших инспекций по делам несовершен-нолетних созданы отделы по предупреждению правонару-шений несовершеннолетних. Они в основном сосредоточили свою деятельность на подростках, совершивших правонару-шения, передав не свойственные им функции ранней профи-лактики органам социальной защиты.

Постепенно идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания, на тру-довой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право прожи-вания вне территории и др. Однако соответствующие изме-нения, внесенные в законодательство и свидетельствующие о начале процесса гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы, на практике плохо реализуются по фи-нансово-экономическим причинам. До начала 1996 года лишь в 39 воспитательно-трудовых колониях (из 61) удалось обо-рудовать помещения для длительных свиданий с родствен-никами, всего в 5 созданы профилактории для проведения воспитанниками отпусков. В итоге расширение прав осуж-денных без возможности их практической реализации мо-жет иметь отрицательные последствия, способствовать ре-цидиву их противоправного поведения.

Одним из важнейших направлений борьбы с рецидив-ной преступностью несовершеннолетних является обеспече-ние социальной адаптации подростков, которые возвраща-ются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой пробле-мой не удается многие годы прежде всего в силу того, что сре-ди покидающих эти учреждения почти половина -- сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практиче-ски неразрешимой стала и проблема их трудоустройства. Федеральные и региональные службы занятости населения укло-няются от работы с этой категорией подростков.

6. Предупреждение преступности несовершеннолетних

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно.

Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц.

Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.