ринципиально различается преступность выявленных несовершеннолетних по роду занятий. В конце 90-х гг. абсо-лютное количество учащихся и студентов уменьшилось на 1,7%, т. е. оставалось почти стабильным. В то же время их удельный вес в общем контингенте несовершеннолетних преступников увеличился довольно заметно -- с 40,6 до 48,6%. Увеличилось в 1,6 раза количество учащихся и студентов, доставленных в органы внутренних дел за противоправную деятельность.Очень высок и растет удельный вес не работающих и не учащихся подростков, совершающих преступления: в 1994 г. он составлял 33,4% в общем числе выявленных несовершенно-летних преступников, а во второй половине 90-х гг. -- 42,9%. Абсолютное количество лиц, образующих эту группу, вырос-ло на 11,7%.За тот же период почти на 12% увеличилось число несовер-шеннолетних, не имеющих постоянного источника дохода. При-чем в 1999 г. в совершении преступлений участвовало 3,8 тыс. подростков, официально признанных безработными. В каче-стве резерва пополнения данной категории преступников воз-можно рассматривать группу не работающих и не учащихся в 100 тыс. человек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД.Как правило, связаны с криминальной средой именно не работающие и не учащиеся подростки, являющиеся хрони-ческими алкоголиками и наркоманами.Уголовно-правовой рецидив применительно к несовершен-нолетним преступникам составляет 14--15%. Вместе с тем вели-ка распространенность криминологического рецидива, а также неоднократное совершение преступлений до первого разобла-чения. По выборочным данным, подростки до привлечения к уголовной ответственности успевают совершить 5--8 преступ-лений (особенно типичны многоэпизодные кражи). Ежегодно более 700 тыс. подростков привлекаются к административной ответственности, 85--88 тыс. доставляются в органы внутрен-них дел за совершение общественно опасных деяний до дос-тижения возраста уголовной ответственности.2. Причины преступности несовершеннолетнихУголовно-правовые проблемы, связанные с ответ-ственностью несовершеннолетних, могут быть успешно разрешены, если изучается соответствующий криминологический аспект. Нельзя не признать, что данная проблема привлекала внимание криминологов и в пре-жние годы Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершен-нолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966. -С.280-296; Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Мос-ковского университета, 1984. - С.134-142. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9., и в настоящее время. Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несо-вершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998. -С.215-278;Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999. -С.685-708;Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999. - С.264--283.. Поэтому имеет-ся довольно обширный материал, позволяющий судить о структуре и динамике преступности несовершенно-летних, о лицах, совершающих противоправные дея-ния в указанном возрасте, в частности, об их возраст-ных особенностях, условиях, в которых протекало ста-новление и формирование их личности. Это создает предпосылки для формирования концепции предуп-реждения правонарушений несовершеннолетних на различных этапах развития общества, определения роли в этом как государства, так и негосударственных организаций. Представляет интерес вопрос об объективности этих гипотез. Криминологический аспект преступнос-ти несовершеннолетних специфичен по той причине, что объектом внимания является человек, находящий-ся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминаль-ное поведение. Отмечают ряд неизменных особенностей личнос-ти подростков, которые обусловлены психологически-ми факторами переходного возраста. Ряд специалис-тов предлагает оказание медицинской помощи подро-сткам, проявляющим агрессивность, особенно в пери-од полового созревания, с тем, чтобы с помощью тера-певтического вмешательства, применения психотроп-ных веществ исключить перерастание агрессивного поведения в антисоциальное, в том числе преступное.С учетом этого возникла специфичная кримино-логическая теория Тарда, согласно которой внушение, оказываемое в различных формах на человека, в соче-тании с его склонностью к подражанию формирует из него либо правопослушного члена общества, либо пре-ступника.Целесообразно поддержать точку зрения крими-нологов Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти-водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995. , которые ведут речь о возникновении тако-го феномена, как организованная преступность несо-вершеннолетних. В ее основе лежат психологические закономерности, предполагающие неформальное воз-никновение и развитие сообществ подростков и моло-дежи, объединяющихся вокруг тех из них, которые обладают задатками лидера. Это внутренняя законо-мерность данного процесса. Внешняя же заключается, согласно позиции Тарда и его сторонников, в подража-нии подростков определенным кумирам, авторитетам, образ которых формируют электронные средства мас-совой информации, иные СМИ, печатные издания, ви-деопродукция. Если образы берущих верх в жизни «крутых» парней через указанные источники информации внуша-ются в сознание подросткам косвенно, то криминальные авторитеты непосредственно пытаются взять под конт-роль подростковые и молодежные группировки, приви-вая им криминальные ценности, соответствующий сте-реотип поведения. Неформальные молодежные группи-ровки стремятся взять под контроль определенную тер-риторию, в связи с чем неизбежны их столкновения для подавления других сообществ и т. п. Однако с момента капитализации экономических отношений стала более четко проявляться тенденция к трансформации нефор-мальных подростковых и молодежных группировок в соответствующие разбойные группы и банды, занимаю-щиеся помимо этого уличным рэкетом, пополняющие из своего числа организованные группы совершеннолет-них преступников, где используются в качестве боеви-ков, непосредственных исполнителей.Опасность этого обстоятельства заключается в том, что сохраняются групповые формы всех тех преступле-ний, которые и ранее совершали несовершеннолетние, с поправкой на негативную динамику. Надлежащая взаимосвязь между участниками, стремление скрыть криминальную линию поведения от правоохранитель-ных органов привели к длительному периоду их пре-ступной деятельности, когда безнаказанность вела к смене одного преступного эпизода другим. По итогам последних лет, определенная часть несовершеннолет-них была разоблачена в качестве активных участников организованных преступных групп. Каждый десятый участник организованных преступных групп был несо-вершеннолетним.В поведении несовершеннолетних четко просле-живается стремление действовать по внушаемой им со стороны негативного окружения формуле: цель оправ-дывает средства. Тем более что наглядных примеров, подтверждающих такую практику, в современных ус-ловиях более чем достаточно. Одних только усилий сотрудников отделов по профилактике правонаруше-ний несовершеннолетних, работников уголовного ро-зыска, участковых инспекторов с их ограниченными возможностями влияния на подучетных несовершенно-летних для сдерживания их криминального поведения недостаточно. Здесь требуются общепрофилактические меры, прежде всего со стороны органов исполнитель-ной власти, которые бы по месту жительства организо-вали надлежащим образом досуг подростков.В современных условиях, пока основные усилия направлены на дискредитацию и ликвидацию прежних форм работы с подростками и молодежью, никаких новых форм по работе с ними не создано. Вследствие этого несовершеннолетние становятся добычей различ-ных сект, наркодельцов, сутенеров Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998. - С.627-633..Формирование личности подростка в основном происходит под влиянием семьи и ближнего окруже-ния. Рост случаев негативного характера этого влия-ния в последние годы связан с понижением уровня материальной обеспеченности. Безработица, безденежье родителей приводит к тому, что подростки оказы-ваются в бедственном положении.Кризисными являются случаи, когда родители все средства тратят на спиртное, наркотики. В итоге несовершеннолетние вынуждены уходить из дома, ис-кать случайные заработки, а во многих случаях совер-шать кражи, в первую очередь продуктов питания. Отсутствие средств к существованию приводит к тому, что подростки совершают кражи вместе со своими ро-дителями, родственниками. При этом родители могут положительно характеризоваться, работать, однако не-возможность обеспечить себя и свою семью честным трудом приводит к совершению указанных преступле-ний.Как и ранее, в настоящее время сокращается подро-стковый протест против невыносимых условий прожи-вания в семье, что стимулирует в течение последнего десятилетия подростковую безнадзорность. Поэтому привлечение социальных служб к решению проблем детской беспризорности, социального сиротства, без-надзорности, профилактики правонарушений несовер-шеннолетних не просто желательно, а необходимо.К сожалению, остается проблемой и то, что поме-щение проблемного подростка в детские учреждения еще не означает изменения линии его поведения, по-скольку многие подростки, проживающие в интерна-тах, социальных приютах, -- источник пополнения криминальной среды. Необходимо подчеркнуть, что многие из них вообще не знали семьи.Характерным в преступлениях, совершенных подростками, является виктимное поведение постра-давших, которые ранее избивали, истязали подрост-ков, вынуждали их уходить из дома либо провоцирова-ли совершение преступлений иным аморальным пове-дением.Мерой предупреждения может выступить ужесто-чение карательной практики в отношении лиц, приме-няющих насилие к несовершеннолетним, вовлекающих их в противоправную деятельность (ст. 150, 151 УК РФ), а также не исполняющих обязанности по воспи-танию несовершеннолетних.3. Меры предупреждения преступности несовершеннолетнихДля предупреждения преступности несовершенно-летних в условиях современной России необходимо со-здание более эффективной системы общесоциальной и индивидуальной профилактики .В июне 1999 года в Российской Федерации был принят специализированный Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорнос-ти и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Россий-ская газета. - 1999, 30 июня.. Комплекс норм данного закона определил основные направления про-филактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних, а также обрисовал круг субъектов и особенности профилактического воздей-ствия в отношении указанных лиц.Основными задачами деятельности по профилак-тике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних указанным законом названы:· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;· социально-педагогическая реабилитация несо-вершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;· выявление и пресечение случаев вовлечения не-совершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.Опыт создания специализированных норматив-ных актов, направленных на профилактику преступно-сти несовершеннолетних, имеется и за рубежом.Так, в 2001 году в США был принят новый закон «О контроле и предупреждении подростковой преступ-ности» (Juvenile Crime Control and Delinquency Preven-tion Act of 2001). Данный нормативно-правовой акт федерального уровня является новой версией закона 1974 г. с тем же названием и призван создать соответ-ствующие правовые рамки для разработки эффектив-ных программ по предупреждению подростковой пре-ступности.В соответствие с этим законом расширен круг полномочий органа по контролю и предупреждению подростковой преступности. В частности, они наделены правом ассигнования государственных средств на созда-ние программ в области предупреждения подростковой преступности. Особое значение имеют целевые програм-мы, создающие условия лечения и реабилитации подро-стков, страдающих от заболеваний мозга, а также став-ших жертвами насильственных преступлений.Ряд норм данного закона посвящен разработке проектов, касающихся мер по профилактике преступ-ности среди подростков, отбывающих заключение. Осо-бенно приветствуются те проекты, которые основаны на индивидуальном подходе к несовершеннолетним преступникам. Особое значение для профилактики и превенции подростковой преступности имеют скоординированные усилия государственных органов власти, органов мест-ного самоуправления и представителей местных общин по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся все меры, которые помогают как-то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных центров, центров и клубов самодея-тельности, поддержка различных молодежных движе-ний (в частности, бой-скаутского движения) и др.Согласно указанному закону планируется созда-ние «горячих линий» в школах, по которым была бы возможна оперативная передача сведений о соверше-нии насильственных преступлений в школах. Эти меры не были бы эффективными, если бы законом не нала-гались дополнительные запреты и не усиливались бы санкции за ношение огнестрельного оружия без соот-ветствующей лицензии.Ряд норм посвящен поддержке национальных меньшинств (в особенности, индейцев) в области пре-дупреждения подростковой преступности. В последнее время в США особенно широко осу-ществляется политика поддержки крупных городов, улучшения качества в них жизни и обеспечения безо-пасности для граждан. Особое место там занимают спе-циальные программы, направленные на предупрежде-ние насилия среди молодежи. Они осуществляются в трех направлениях:меры по борьбе с правонарушениями среди молодых людей, относящихся к национальным меньшинствам;меры предупреждения отсева из школ молодых людей из группы риска и содействие их трудоустройству;меры обеспечения здорового начала для детей и молодежи.Профилактика преступности несовершеннолетних должна начинаться с антикриминогенного воздей-ствия семьи на подростка. Проблема «неблагополучных» семей существова-ла всегда, однако ранее она в какой-то мере компенси-ровалась усилиями детских комнат милиции, инспек-ций по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону, поэтому необхо-димо возобновление профилактической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение к профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, об-щественных объединений и движений.Помимо семьи, антикриминогенное воздействие должно оказывать и окружение подростка по месту жительства или проведения досуга, что справедливо отмечалось и отмечается криминологами.В советский период это обстоятельство выполня-ло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функ-ционировали специализированные детские учрежде-ния, организующие досуг подростков по месту житель-ства. Во-вторых, действовала система субъектов -- не-государственных организаций, осуществлявших профи-лактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания.Важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, по-скольку само воспитание наряду с обучением составля-ет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном уровне. Изменение системы ценност-ных ориентации привело к утрате системного воспита-тельного воздействия на несовершеннолетних. В сочета-нии с различного рода социальными проблемами, кото-рые влекут закрытие школ, забастовки учителей, диф-ференциацию учащихся по их имущественному положе-нию и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы под-ростков, приводит к ослаблению педагогического конт-роля за учащимися. В итоге весомая доля несовершен-нолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымога-тельства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.Деятельность государственных специализирован-ных органов может также оказать позитивное профи-лактическое влияние на преступность несовершенно-летних.Этого можно достичь следующими способами:во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуп-равления мероприятий по выявлению подростков, ока-завшихся в трудных жизненных ситуациях, и по ока-занию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и при-нимая меры к тем, кто нарушает права несовершенно-летних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспече-ния работы с подростками по месту жительства, одна-ко это необходимо, поскольку деформации нравствен-ного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпоч-тении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из тако-го подростка рецидивиста;во-вторых, поддержание и развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Безусловно, этот вопрос является актуальным, однако за рубежом наряду с решением проблемы борьбы с преступностью должное внимание на уровне государства, его субъектов уделяется профилактике правонарушении несовершеннолетних Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. -С.113-116. В этом плане недопустимо сокращение числа оперупол-номоченных уголовного розыска по делам несовершен-нолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике право-нарушений среди несовершеннолетних, важно их взаи-модействие с иными заинтересованными субъектами.К мерам общесоциальной профилактики можно также отнести обеспечение координации деятельности всех органов, учреждений и организаций (в том числе общественных), осуществляющих предупреждение пре-ступлений несовершеннолетних, устранение дублиро-вания и четкое размежевание компетенции, осуществ-ление совместных мероприятий, а также обмен инфор-мацией между ними.Позитивную роль в деле противодействия под-ростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолет-них, в состав которой входили бы система специализи-рованных судов, мест отбывания уголовного наказа-ния, следственных изоляторов и т. д.Помимо вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные меры, пре-пятствующие доступу несовершеннолетних к пор-нографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно ре-шить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных фун-кций подростков-беспризорников, а также организо-вать деятельность органов, способствующих трудоуст-ройству несовершеннолетних.ЗаключениеПодростковая преступность объясняется избранием несовершеннолетним антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсут-ствием жизненного опыта в целях самоутверждения. Криминалистическая характеристика преступле-ний, совершаемых несовершеннолетними, имеет свою специфику. Чаще всего подростки решаются на группо-вые преступления - более половины краж, две трети грабежей и 90% разбоев среди несовершеннолетних со-вершается группой. Если было обнаружено, что пре-ступление было совершено группой, изучается роль каждого участника группы, наличие связи группы с организованной преступностью. При расследовании обя-зательному выяснению подлежит выяснение наличия взрослых в группе несовершеннолетних. Взрослые в та-ких случаях чаще всего являются подстрекателями.Список литературы1. Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти-водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998. 3. Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999. 4. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. 5. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990. 6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Мос-ковского университета, 1984. 7. Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несо-вершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998. 8. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9. 9. Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998. 10. Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «О неудовлетво-рительном функционировании государственной системы профилактики правонару-шений несовершеннолетних» от 17.06.1997 г. №1-ГП-79-97//Образование в доку-ментах, -1997.-№19. 11. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. 12. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорнос-ти и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Россий-ская газета. - 1999, 30 июня. 13. Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999. 14. Чучаев А.И. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. - Институт международного права и экономи-ки. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997. 15. Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершен-нолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966.
Страницы: 1, 2
|