ринципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны - это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:- Социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности - быта, образования, труда, досуга).- Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).- Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).- Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствами уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого - обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение. Предупреждение преступности несовершеннолетних подразделяется на раннюю, непосредственную, профилактику предпреступного поведения, профилактику рецидива.Ранняя профилактика рассчитана на тех, кто оказался в неблагоприятных условиях жизни и направлена на устранение этих условий до того, как их отрицательное влияние скажется на поведении несовершеннолетних. Она проводится путем надзора и контроля за соблюдением законов, оказанием социальной помощи и улучшением жизненного уровня, правоохранительной и общественной защитой и поддержкой несовершеннолетних групп риска (сирот, бездомных, детей осужденных родителей).Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках, пьянках, мелких кражах). Здесь, кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правом и воспитательном планах. Также государственные и общественные органы выявляют и устраняют обстоятельства и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний стал совершать правонарушения.Предпреступное поведение означает систематическое совершение правонарушений, характер и интенсивность которых показывают на вероятность совершения преступления в будущем, здесь несовершеннолетний стоит на грани преступления и для профилактики применяются постановка на учет в государственные и общественные организации по воспитательной работе и контролю, устройство в спортивно-трудовые лагеря, отряды и клубы, а также гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).Меры предупреждения рецидива включают наблюдение и контроль органов по делам несовершеннолетних, а также правоохранительных организаций, правовую и моральную поддержку общественными организациями, социальную реабилитация, трудовое и бытовое устройство освобожденных из мест лишения свободы, либо осужденных к иным мерам, изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков.Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду.Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения. Для этого необходимо: - выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; - изучать личности этих подростков; - определять и устранять источники отрицательного влияния на них; - исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; - осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; - периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу. В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов. Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям: ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних; воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности; непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений; воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию. В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия. 4. Региональные особенности преступности несовершеннолетних.В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Такой подход подразумевает следующее:1. Оценку криминальной ситуации в регионе на основе сопоставления ее с криминальной ситуацией в экономическом районе, в котором находится этот регион, и в России в целом.2. Реализацию принципа полноты региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.3. Максимальное использование для предупреждения преступлений несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов путем сосредоточения основных усилий на формировании и развитии инфраструктуры профилактики.4. Принятие в соответствии с Федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения РФ ее субъектов, законов и иных нормативных актов.5. Осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов.6. Согласование программ предупреждения преступности несовершеннолетних на региональном уровне с программами и потребностями на местном уровне.Многими исследователями (А.И. Долгова, Г.И. Забрянский, Г.М. Миньковский и др.) выявлена устойчивая зависимость между уровнем преступности и такими показателями, характеризующими регион, как удельный вес и общая численность детей и подростков в населении; доля несовершеннолетних, проживающих в общежитиях: преобладание в структуре взрослого населения одиноких женщин, неблагополучных, а также неполных семей, как и родителей, профессия которых требует частых или длительных отлучек, семей, прибывших из других населенных пунктов; высокая концентрация судимых лиц, бытовых правонарушителей (пьяниц, хулиганов и т. д.), лиц, состоящих на различных медицинских учетах (алкоголиков, психически больных и др.).Однако наиболее тесная зависимость установлена между особенностями преступности и числом распавшихся семей в регионах (Д.В. Ермаков). При сравнении регионов по этому показателю установлено почти полное совпадение минимального и максимального уровней преступности несовершеннолетних и соответствующими показателями распавшихся семей. Это дает основание рассматривать семейное неблагополучие в качестве основного показателя для объяснения различий преступности несовершеннолетних в регионах, прогнозирования ее тенденций, а также для выбора приоритетных направлений профилактической работы.Криминогенная обстановка в нашей области, согласно статистике, значительно ухудшилась. Количество зарегистрированных преступлений увеличилось до 25 тысяч, что составляет 1669 случаев в расчете на 100 тысяч населения. По Центральному федеральному округу и России этот показатель гораздо выше: 2077 и 2477 соответственно. Белгородская правда от 15. 02. 06 №21Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в прошлом году, осталось на уровне 2004 года и составило 10,2 процента от общего объема преступлений в Белгородской области. На 37 процентов снизилось количество право-нарушений, совершенных нетрезвыми подростками, и на 16,5 процента -- групповых преступлений. Одновременно с этим на 73,7 процента возросло число совершенных несовершеннолетними разбоев и на 35,3 процента -- грабежей.Основной мишенью малолетних злоумышленников становились мобильные телефоны. Более половины всех грабежей и краж с участием подростков связаны с мобильными телефонами. Причем, по словам руководителей районных отделов ПДН, причины роста этих правонарушений -- социальные.Росту преступлений такого рода способствует и нахождение несовершеннолетних в позднее время на улице.Сегодня инспектора по делам несовершеннолетних переносят акцент в своей работе детей на их родителей. Неблагополучная обстановка в семье -- питательная среда для подростковой преступности. Всего в прошлом году к административной ответственности привлечено более 7,5 тысячи несовершеннолетних и почти 5,5 тысячи взрослых, из которых более 3,5 тысячи -- родители, не исполняющие обязанности по воспитанию и обучению детей. Подготовлено 407 материалов на лишение родительских прав. За прошлый год в органы внутренних дел области доставлено более пяти тысяч безнадзорных и находящихся в социально опасном положении несовершеннолетних. 4,5 тысячи возвращены родителям. Родителям, которые подчас даже не могут внятно ответить, где их ребенок находится в данный момент и чем занимается.В целом региональная характеристика организованной преступности отражает все те тенденции, которые проявляются в развитии российской организованной преступности в целом. Однако специфика нашего региона накладывает свои особенности на состояние и структуру действующей здесь организованной преступности.Губернатор Белгородской области Е. Савченко отмечает, что организованная преступность в области активизирует свою деятельность в сфере экономики. Растет незаконный оборот оружия и наркотиков, число квартирных краж, угонов машин.Библиографический список литературы1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ). 2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп. от 13 января 2001 г.).3. Постановление Пленума ВС РФ №7 от 14 февраля 2000. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». /Российская газета от 14.03. 2000.4. Гилинский Я. Криминология. Курс лекций. - СПб., 2002.5. Глухова А.А. Виктимологические факторы преступности. - Н.: Новгород, 1999.6. Иншаков С.М. Криминология: Практикум. - М., 2003.7. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2004.8. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2004.9. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.,1993.10. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы. //Социально-политический журнал. - 1995.-№2. 11. Кириков А. В., Рыбаков Д. В. Понятие и значение правового обеспечения предупреждения преступлений.// Журнал "Право :Теория и практика". - 2004.-июнь. 12. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений ОВД. - Тюмень: 1994. 13. Козаченко И.Я. Квалификация хулиганства и отграничение его от смежных составов преступлений. - Свердловск, 1994.14. Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. -- М.: Изд-во БЕК, 1998.15. Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. -- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. 16. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1999. 17. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети - преступники. / Ред. Ю.И. Иванов. - Мн.: Литература, 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|