на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Применение норм иностранного семейного права и ограничения его применения
раки иностранных граждан, лиц без гражданства, заключенные за пределами территории РФ, также признаются в российской Федерации согласно п.2 ст.158 СК РФ при условии соблюдения законодательства государства, на территории которого они заключены.

На территории России браки с иностранными гражданами расторгаются на общих основаниях: согласно п. 1 ст. 160 СК РФ расторжение браков между гражданами России и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков между иностранными гражданами производится в соответствии с российским законодательством. Место заключения брака и место жительства супругов с точки зрения российской коллизионной нормы решающего значения не имеют. Но в соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишиневской конвенцией 2002 г. при расторжении брака на территории РФ супругами - гражданами стран СНГ применению подлежит законодательство страны их гражданства.

За пределами РФ российские граждане, проживающие за границей, могут расторгать браки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, если речь идет о браке, расторжение которого по российскому законодательству возможно в органах записи актов гражданского состояния. Также расторжение брака возможно, в-третьих, в компетентных органах иностранных государств. Их решения признаются в России действительными и в том случае, когда речь идет о супругах - российских гражданах, и тогда, когда один из супругов имеет российское, а другой - иностранное гражданство, и тогда, когда оба супруга - иностранные граждане.

Заключение брака во всех государствах порождает, а расторжение брака - прекращает правоотношения между супругами.

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, согласно ст. 161 СК РФ, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. А при его отсутствии - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. если супруги не имеют и не имели совместного места жительства, то правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации.

Установление и оспаривание отцовства, материнства определяются по законодательству государства, гражданином которого является ребенок по своему рождению (п.1 ст.162 СК РФ). На территории России порядок установления и оспаривания отцовства и материнства в соответствии с п.2 ст.162 СК РФ осуществляется по российскому законодательству.

Права и обязанности родителей и детей по общему правилу определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. (ст.163 СК РФ). Если родители и дети не имеют совместного места жительства, права и обязанности сторон определяются по законодательству государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.пвляется ребенок.у государства.ного места жительства, права и обязанности сторон определяются по законодательству государства.

Несколько иные правила выбора применимого права установлены ст.164 СК РФ в отношении алиментных обязательств других членов семьи и алиментных обязательств совершеннолетних детей. По общему правилу эти правоотношения, так же как и родительские, регулируются законодательством государства, на территории которого стороны имеют совместное место жительства. Однако при отсутствии такового алиментные обязательства данного вида определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

В Семейном кодексе РФ отсутствуют правила выбора применимого права относительно опеки и попечительства. Такие коллизионные нормы содержатся в двусторонних и много сторонних международных соглашениях, что означает допустимость присутствия в указанных отношениях иностранного элемента. В соответствии с Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам обязанность принять опекунство (попечительство) устанавливается законодательством государства, гражданином которого является лицо, назначаемое опекуном (попечителем). Установление или отмена опеки и попечительства производятся по законодательству государства, гражданином которого является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство. Правоотношения между опекуном (попечителем) и подопечным регулируется законодательством страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).

При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;

2) усыновление - при одинаковом гражданстве сторон - производится на территории другого государства.

В Российской Федерации усыновление российских детей иностранными гражданами ранее было сравнительно редким явлением и осуществлялось на общих основаниях, т.е. с применением российского (советского) права. Однако с ростом числа усыновляемых иностранцами детей появилась необходимость корректировки законодательства, касающегося как порядка усыновления, так и коллизионных вопросов. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. Волтерс Клувер, 2007, с.73

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Но также должны быть соблюдены нормы российского законодательства: ст.124-126, ст.127 (кроме абз.8 п.1), ст.128, ст.129, ст.139 (кроме абз.5), ст.131 - 133 Семейного кодекса РФ,

Что касается международных договоров, то общие принципы усыновления нашли отражение в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конкретно вопросам усыновления посвящена наиболее значимая в настоящее время Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон (п. 2 ст. 165 СК РФ) формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в России не допускается. Посреднической деятельностью, однако, не является деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Есть еще один аспект усыновления с участием иностранцев - это признание в России вынесенных за границей решений. Возможны случаи, когда дети - российские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. Российское законодательство (п. 4 ст. 165 СК РФ) допускает признание произведенного за границей (органом государства, гражданином которого является усыновитель) усыновления ребенка - российского гражданина, проживающего за пределами России, если от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации, получено предварительное разрешение на усыновление.

Говоря о применении к усыновлению иностранного права, нельзя не заметить, что российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства. Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. Волтерс Клувер, 2007, с.78 Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»

Для усыновления российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и. если в соответствии законодательством государства и (или) международным договором РФ, согласие самого ребенка на усыновление.

3. Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права

При регулировании семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в ряде случаев Семейный кодекс РФ предписывает применение норм иностранного семейного права. В связи с этим возникает необходимость уяснения содержания норм иностранного семейного права.

Порядку установления содержания норм иностранного семейного права посвящена ст.166 СК РФ, согласно которой суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008)

Применение норм иностранного семейного права включает в себя следующие аспекты: порядок установления содержания иностранного семейного права; порядок толкования и особенности применения иностранного семейного права; определение наличия оснований к отказу в применении иностранного семейного права; порядок применения материального права при неустановлении содержания иностранного семейного права.

Применение норм иностранного семейного права происходит в силу коллизионных норм, которые содержат отсылку к праву определенного государства. Иностранное семейное право должно применяться так, как оно понимается и применяется в соответствующем государстве.

В соответствии со ст.2 Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства, каждая Договаривающаяся Сторона создает или назначает единый орган: для получения запросов об информации и для принятия мер по этим запросам. В России осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами Министерство юстиции. Однако западная доктрина демонстрирует весьма критическое отношение к Европейской конвенции 1968г. «Практическая польза Конвенции незначительна. Не только передача ходатайств о предоставлении информации отнимает много времени и сил, но полученный результат гораздо незначительнее по сравнению с заключением эксперта» Ерпылева Н.Ю., И.В. Гетьман-Павлова. Установление содержания норм иностранного законодательства в международном частном праве. «Адвокат», 2008, № 7

Как указывает Матвеева Н.В., среди причин игнорирования коллизионных норм большинство судей (70 %) называют не действующий в России механизм предоставления информации об иностранном праве. Министерство юстиции не справляется с запросами и чаще всего ограничивается отпиской, что получить информацию о законодательстве запрашиваемого государства не представляется возможным. Матвеева Н.В. Усыновление (удочерение) российских детей иностранными лицами: система и стадии. «Законы России: опыт, анализ, практика», 2008, № 1

Судебная практика показывает, что в нынешних условиях обращение в Министерство юстиции - наименее эффективный способ получения информации. Обеспечение судов информацией об иностранном праве напрямую в числе основных функций Министерства не называется. Ерпылева Н.Ю., И.В. Гетьман-Павлова. Установление содержания норм иностранного законодательства в международном частном праве. «Адвокат», 2008, № 7

Кроме того, помощь в установлении содержания норм иностранного семейного права оказывают другие компетентные органы РФ - консульские органы. Согласно п.8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998г. № 1330, в функции консульских учреждений входит формирование банков данных по законодательству государства пребывания.

Также оказывают помощь в установлении норм иностранного семейного права эксперты. В качестве экспертов, т.е специалистов в области иностранного права, могут выступать не только специалисты российских государственных организаций, но также представители международных, иностранных, негосударственных организаций. Согласно п.5 ст.2 ФЗ от 31.05.2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства при условии регистрации в специальном реестре Федеральной регистрационной службы. Эксперт может быть определен по инициативе суда и по инициативе сторон, других заинтересованных лиц, участвующих в деле.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.