на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Применение оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ РФ
анные правила определяют, что "сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие. Так, например, Правил предусматривают в качестве оснований применения оружия и производства предупредительных выстрелов, следующие случаи;

противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

Существуют две группы условий. К первой группе условий применения оружия следует отнести те, которые возникают и существуют независимо от воли противодействующих сторон, а ко второй группе следует отнести обстоятельства, порождаемые активными волевыми действиями представителя власти, совершение которых предусмотрено нормой права и является одной из гарантий правомерности нанесения вреда правонарушителю.

По смыслу законодательства, к первой группе условий применения оружия и боевой техники в охране Государственной границы РФ, относятся:

а) условия, допускающие применение:

отсутствие пассажиров в транспортных средствах, при попытке их угона;

применение оружия допускается только в пределах приграничной территории;

отсутствие возможности прекратить нарушение или задержать лиц, нарушающих установленные правила, с помощью других средств;

исполнение служебных обязанностей или общественного долга и др.

б) условия, исключающие применение:

случайный характер пересечения Государственной границы;

несчастный случай;

пол и возраст нападающих и др.

Для сотрудников Федеральной службы безопасности также важное значение имеют такие условия применения оружия, прописанные в Уголовном Кодексе РФ, как обстоятельства, вызывающие состояние необходимой обороны и крайней необходимости.

В большинстве законодательных актов для обозначения правил, которые необходимо соблюсти до, и после применения оружия используется термин "порядок". Для сотрудников Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в частности, такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20. Внешне выраженными проявлениями условий, по смыслу вышеназванного постановления Правительства РФ являются:

а) совершаемые до применения оружия:

получение разрешения на применение оружия (в том случае, если представитель власти не имеет права применять оружие самостоятельно);

информирование лица, в отношении которого может быть применено оружия об официальном положении должностного лица;

ясное и конкретное изложение требования, с невыполнением которого связана возможность применения огнестрельного оружия (в зависимости обстоятельств, требования могут иметь форму жестикуляции посредством рук и оружия);

производство предупреждения о применении данной меры принуждения. Предупреждение в зависимости от обстоятельств может быть выражено жестами, словами и предупредительными выстрелами;

предоставление лицу, которому адресовано предупреждение, достаточного времени для выполнения правомерных действий;

б) совершаемые после применения оружия:

предоставление доврачебной помощи лицам, получившим ранения;

охрана места происшествия;

доклад о факте применения оружия и его результатах;

информирование в некоторых случаях родственников и пострадавших лиц;

уведомление прокурора в случае ранения или гибели людей.

Еще одним элементом, составляющим правовые основы, являются пределы применения оружия. Под пределами следует понимать правил, устанавливающие границы допустимых действий должностных лиц по нанесению вреда правонарушителю.

В законодательстве, определяющем полномочия сотрудников и военнослужащих Пограничной службы Федеральной службы безопасности по применению оружия термин "пределы" не употребляется, но правоограничения установлены. Усматривается несколько пределов ограничений.

Первый предел ограничений - по территории. Например, абзац 1 статьи 35 закона РФ "О Государственной границе РФ" определяет допустимым применение оружия в пределах приграничной территории. Однако часть 3 ст.30 указанного закона предусматривает возможным использование предоставленных прав и за пределами приграничной территории в случаях пограничных поисков и операций сотрудников ФСБ на приграничной территории.

Второй предел ограничений - по времени. В большинстве случаев оружие сотрудниками ФСБ во время выполнения своих обязанностей по защите и охране Государственной границы РФ.

Третий предел ограничений - по субъектам применения. Усматривается три категории таких субъектов:

лица с меньшими физическими возможностями (женщины, несовершеннолетние)

пассажиры воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств

лица, которые пересекли Государственную границу случайно или в результате несчастного случая.

Четвертый предел - по размеру причиняемого вреда. Законодатель призывает сотрудников Федеральной службы безопасности стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. Это требование очень актуально, так как вытекает из конституционных положений о высшей ценности человеческой жизни и здоровья. Во многом данное положение о минимизации вреда поглощается нормами Уголовного кодекса РФ о необходимой обороне.

В данном параграфе мы провели систематическое рассмотрения порядка применения оружия сотрудниками ФСБ РФ, дали основания применения сотрудниками ФСБ России оружия, выяснили в каких случаях оно может применяться. Опираясь на ссылки законодательства, провели подробный анализ полномочий сотрудников органов Федеральной службы безопасности по применению оружия.

Глава 2. Применение специальных средств сотрудниками ФСБ России

§1. Правовые основы применения специальных средств сотрудниками ФСБ России.

При изучении содержания положений нормативных актов, регулирующих вопросы применения специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, также относящимся к мерам административного принуждения Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник. - Москва: МарТ, 2003. - с. 149., рекомендуем использовать метод анализа. Представляется целесообразным всю совокупность нормативных положений также с учебной целью разделить на составные части - элементы правовых основ аналогично правовым основам применения оружия и боевой техники. Полномочия военнослужащих по применению специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности закреплены: в Федеральном законе "О федеральной службе безопасности", Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации", УК РФ, Уставе Гарнизонной и Караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749. Постановлениями Правительства и других подзаконных актах.

В статье 36 закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует применение специальных средств в защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с законом РФ "О милиции" Закон РФ от 18.04.1991 № 1025-1 «О милиции»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, N 16, ст. 503..

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так в частности закон РФ "О милиции" предусматривает, что при применении физической силы, специальных средств сотрудник обязан:

предупредить о намерении использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

Кроме вышеназванных условий данный закон предусматривает запрет применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.

В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.

§2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России

Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:

случаи применения специальных средств;

условия применения специальных средств;

собственно порядок применения специальных средств;

пределы применения специальных средств.

Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:

воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;

нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;

достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;

захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;

невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;

иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.

Условиями применения специальных средств являются:

предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;

обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;

доклад по команде о применении специальных средств;

соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;

в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;

физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.

Пределы применения специальных средств:

а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;

б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.

В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.

Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.

Заключение

Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.

В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.

Во второй части нашей работы мы затронули такой аспект, как порядок применения сотрудниками ФСБ оружия и специальных средств. В ходе приведенного анализа были выделены составные элементы порядка применения оружия и специальных средств, а именно: случаи (основания), условия применения, собственно порядок применения, а также пределы ограничений применения. Изучив законодательный, материал мы дали подробную характеристику каждому из этих элементов.

Приоритетными направлениями развития, касающимися данной сферы деятельности сотрудниками ФСБ, на наш взгляд, являются:

систематизация законодательства, регулирующего порядок применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ, так как значительное количество нормативных правовых актов содержат правила, относящиеся к данной сфере деятельности ФСБ;

законодательство, регламентирующее вопросы применения оружия и специальных средств должно ориентировать представителей власти на то, чтобы наносимый вред был минимальным, что противоречит нормам международного права;

сокращение количества государственных ведомственных структур, наделенных полномочиями по применению оружия, что напоминает о влиянии командно-административной системы прошлого.

Список нормативных правовых актов и литературы

Законодательство Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2009

2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15

3. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" // Российская газета, N 241, 18.12.1996.

4. Закон РФ от 18.04.1991 № 1025-1 "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, N 16, ст.503.

5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"

6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст.2954

7. Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ "О государственной охране" // Российская газета, N 106, 06.06.1996.

8. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 19.11.2007, N 47 (1 ч), ст.5749

9. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 №1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" // Российская газета, N 209, 28.10.1997.

Монографии и статьи:

10. П.Н. Саклаков, С.И. Щербак, А.Н. Коратаев. Правовое регулирование применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите Государственной границы Российской Федерации. - Голицыно: Пограничный институт ФСБ России, 2005. - 136 с.

11. Л.П. Попов. Административное право. - М.: Юристъ, 2006. - 703 с.

12. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. - М.: Эскмо, 2005. - 1008 с.

13. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник. - Москва: МарТ, 2003. - 368 с.

14. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - 670 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.