на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации
p align="left">Если обратиться к мировому опыту, то только в одном из ныне существующих федеративных государств - в Нигерии - население лишено права влиять на формирование органов государственной власти субъектов федерации. Причем именно Нигерия является наиболее нестабильным из существующих федеративных государств - далеко не лучший пример для подражания! Избрание руководства субъектов федерации населением является необходимым элементом политической стабильности государства, поскольку позволяет правильно распределить социальную ответственность.

Многие ученые высказывают отрицательное мнение по поводу нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и критически оценивают Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-Пи, в котором данный порядок признан соответствующим Конституции Российской Федерации. Можно отметить, что фактически ликвидация губернаторских выборов, финансовая зависимость большинства субъектов РФ от Центра, перераспределение доходов субъектов РФ по решению Москвы, усиление централизации и ослабление децентрализации правового регулирования постепенно делают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным.

Развитие федеративных отношений в России в последнее время характеризуется активной реализацией Российской Федерацией своих полномочий в сфере совместного ведения, даже вторжением в предметы ведения субъектов Федерации. При этом не принимается никаких мер, гарантирующих возможность субъектов Российской Федерации осуществлять всю полноту государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения в соответствии со статьей 73 Конституции России. Именно это необходимо сделать без изменения Конституции Российской Федерации, чтобы Россия не превратилась окончательно в унитарное государство.

В качестве одного из вариантов реформирования механизма реализации конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами может быть следующий.

Во-первых, закрепить перечень исключительных полномочий субъектов Российской Федерации в качестве уточнения статьи 73 Конституции России. Сделать это можно в договоре между Российской Федерацией и ее субъектами. Это будет соответствовать Конституции Российской Федерации, так как часть 3 статьи 1 предусматривает Федеративный и иные договоры в качестве формы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Перечень должен быть открытый, чтобы сохранился остаточный принцип определения предметов ведения субъектов Российской Федерации, то есть в нем закрепить основные исключительные полномочия субъектов, не отрицая других. Использование данной формы разграничения предметов ведения не позволит Федерации произвольно вмешиваться хотя бы в регулирование закрепленного перечня предметов исключительного ведения субъектов Российской Федерации (под видом реализации своих полномочий по предметам совместного ведения).

Во-вторых, необходимо создать механизм защиты прав субъектов Российской Федерации в сфере федеративных отношений. Эту роль должен выполнять Конституционный Суд Российской Федерации, но многие его решения критически оцениваются в юридической науке. Ученые уже высказывали мнение о необходимости введения процедуры пересмотра решений Конституционного Суда Российской Федерации. В качестве органов, имеющих право пересмотреть решение Конституционного Суда Российской Федерации, предлагались Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президиум Конституционного Суда, Конституционное присутствие при Президенте Российской Федерации либо орган, в который входили бы Председатели Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, представители Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде. Для обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в состав органа, пересматривающего решения Конституционного Суда Российской Федерации, должны входить представители субъектов Российской Федерации. Это могут быть председатели конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, представители от групп субъектов Федерации, объединенных в федеральные округа.

Реализация указанных предложений позволит обеспечить: верховенство Конституции Российской Федерации, реализацию конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, права субъектов Российской Федерации по осуществлению всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения в соответствии со статьей 73 Конституции России См.: Стародубцева И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №12. - с.26-30..

3. Принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации (на примере Приморского края)

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник// Изд.4, перераб. и доп. - М. - 2006. - с.403..

Согласно ч.2 статьи 5 Конституции РФ - республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч.2 ст.11 Конституции).

В уставе Приморского края написано, что «Приморский край является субъектом Российской Федерации. Статус Приморского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Приморского края.

В Приморском крае человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государственная власть в Приморском крае осуществляется для общего блага, защиты и безопасности людей. На территории Приморского края признаются и гарантируются неотъемлемые права проживающих в нем народов, малочисленных этнических общностей на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.

Единственным источником власти в Приморском крае являются представляющие многонациональный российский народ граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края. Никто не может присваивать власть в Приморском крае.

Территория Приморского края едина и является составной частью территории Российской Федерации. В границы Приморского края включаются административно-территориальные единицы, образующие территорию края. Изменение территории Приморского края не может быть произведено без согласия края.

Законодательство Приморского края состоит из Устава Приморского края, законов Приморского края, иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Приморского края, Губернатором Приморского края, Администрацией Приморского края и иными государственными органами Приморского края.

Устав Приморского края обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Приморского края, принятым по предметам ведения Приморского края как субъекта Российской Федерации, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на всей территории края.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Приморском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система органов государственной власти Приморского края устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.

Систему органов государственной власти Приморского края составляют:

1) Законодательное Собрание Приморского края - постоянно действующий высший и единственный законодательный орган государственной власти Приморского края;

2) Администрация Приморского края - высший исполнительный орган государственной власти Приморского края;

3) иные органы исполнительной власти Приморского края, формируемые Администрацией Приморского края.

Высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.

Порядок формирования, полномочия и организация деятельности органов законодательной и исполнительной власти Приморского края определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края и иными нормативными правовыми актами Приморского края.

Судебную власть в Приморском крае осуществляют органы правосудия, определенные федеральным законом. К судам Приморского края относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции Приморского края. Полномочия, порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законом Приморского края.

Приморский край вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации экономические и иные соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края.

Административно-территориальными единицами в Приморском крае являются города краевого подчинения, административные районы, внутригородские районы, городские и сельские населенные пункты. Решения по вопросам административно-территориального устройства принимаются Законодательным Собранием Приморского края по представлению Губернатора Приморского края с учетом решений органов местного самоуправления, отражающих мнение населения, проживающего на территории административно-территориальных единиц, чьи интересы затрагиваются при этом.

Приморский край имеет свои флаг и герб. Символы Приморского края, их описание и порядок официального использования устанавливаются законами Приморского края. День официального опубликования Устава Приморского края - 25 октября - считается Днем Приморского края.

Приморский край имеет свой исторически сложившийся административный центр - город Владивосток. Статус города Владивостока как административного центра Приморского края устанавливается законом Приморского края.

Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Приморского края. Законодательное Собрание Приморского края состоит из 40 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 20 депутатов Законодательного Собрания Приморского края избираются на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Приморского края. 20 депутатов Законодательного Собрания Приморского края избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Приморского края. С момента начала работы Законодательного Собрания Приморского края нового созыва полномочия Законодательного Собрания Приморского края прежнего созыва прекращаются. Законодательное Собрание Приморского края обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Смета расходов на содержание Законодательного Собрания Приморского края утверждается Законодательным Собранием Приморского края. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Приморского края предусматриваются в краевом бюджете отдельной строкой.

Законодательное Собрание Приморского края: принимает Устав Приморского края и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Приморского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморского края; осуществляет толкование Устава и законов Приморского края; осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Приморского края, исполнением краевого бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Приморского края, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Приморского края; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.