Принцип справедливости в уголовном праве
2 Переделать: 1. Сократить объем до 70-60 стр. 1. Отредактировать поправки преподавателя 1. Добавить в список литературы 15-30 источников, желательно теоретических (монографии, статьи) 1. КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ 1. По книге можно что-нибудь добавить или использовать ссылки. 1. МОЙ e-mail: buro82@mail.ru Содержание - Введение 3
- Глава 1. Понятие принципа справедливости 5
- 1.1. Справедливость как философско-этическая категория 5
- 1.2. Содержание принципа справедливости 13
- Глава 2. Реализация принципа справедливости в нормах уголовного кодекса РФ 27
- 2.1. Реализация принципа справедливости в нормах общей части УК РФ 27
- 2.2. Реализация принципа справедливости в нормах особенной части УК РФ 39
- Глава 3. Реализация принципа справедливости в правоприменительной практике 46
- Заключение 67
- Список используемой литературы 68
- Содержание
- Введение…………………………………………………………………….3
- Глава 1. Понятие принципа справедливости…………………………….5
- 1.1. Справедливость как философско-этическая категория……………..5
- 1.2. Содержание принципа справедливости (объединить с п. 1.3. …………………………….12
- 1.3. Справедливость как принцип уголовного права…………………...29
- Глава 2. Реализация принципа справедливости в нормах Уголовного Кодекса РФ………………………………………………………………...39
2.1. Реализация принципа справедливости в нормах Общей части УК РФ…………………………………………………………………………..39 2.2. Реализация принципа справедливости в нормах Особенной части УК РФ……………………………………………………………………...52 Глава 3. Реализация принципа справедливости в правоприменительной практике…(можно сократить) …………………………………………………………………59 Заключение………………………………………………………………..88 Список литературы……………………………………………………….89 ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с общепризнанным правовым принципом non bis in idem Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (статья 50, часть 1), Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает, что никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны (пункт 7 статьи 14), а Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет, что никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства (пункт 1 статьи 4 Протокола № 7 в редакции Протокола N 11). Указанный запрет, по существу, является конкретизацией общеправового принципа справедливости и направлен на обеспечение правовой безопасности и правовой стабильности, что нашло отражение и в уголовном законодательстве Российской Федерации. Согласно статье 6 УК Российской Федерации принцип справедливости в уголовном праве означает, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, а наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Эти положения корреспондируют и предписанию статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о допустимости возложения на гражданина только таких ограничений прав и свобод, которые соразмерны конституционно значимым целям и направлены на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это, конечно, прекрасно. Однако продекларировать, провозгласить какой-либо из принципов в законодательстве - это одно, а обеспечить его выполнение - задача куда более сложная. Предметом рассмотрения данной дипломной работы является понятие принципа справедливости в уголовном праве и его реализация. Автор попытается выяснить, насколько велика пропасть в отечественном уголовном законодательстве между пафосной декларацией этого принципа, и тем, насколько его реальное воплощение в жизнь обусловлено тем же самым уголовным законодательством. Это и является главной целью данной работы. В первой главе будут рассмотрены теоретические вопросы о понятии справедливости вообще и справедливости в уголовном праве в частности. Вторая глава также посвящена вопросам теоретического анализа норм Общей и Особенной частей УК РФ на предмет их соответствия принципу справедливости. Третья же глава посвящена анализу судебной практики по данной проблеме. В работе будут использоваться работы Волженкина Б. В., Прохорова Л. А., Рарога А., Акимовой Е., Юшкова Ю. Н. и других авторов (перечислить фамилии наиболеее важных авторов) различных авторов, , написанные, в основном, в последние годы, а также обширная практика судов общей юрисдикции и Конституционного Суда. На основе анализа источников, автор попытается не только выявить проблемы, но и, по возможности, предложить свое решение, высказать свое отношение. В конце каждой главы будут подведены промежуточные итоги, а в заключении автор постарается разрешить поставленные перед исследованием задачу, в соответствии с целью данной работы. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ1.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯНравственное чувство справедливости заявляет о себе, прежде всего, как возмущение несправедливостью. Когда мы сталкиваемся, образно говоря, с «наказанием и награждением непричастных», в нас возникает глубокий протест, мы чувствуем, что нарушен важнейший принцип воздаяния по заслугам, и хотим восстановить попранный порядок справедливости. Каждый должен получить то, что он заслужил, и причем в свой срок. Если вознаграждения и сроки путаются, то происходит то, о чем пел Владимир Высоцкий: «А люди все роптали и роптали, а люди справедливости хотят: мы в очереди первыми стояли, а те, что сзади нас, уже едят!» Нас приводит в ярость нарушение равенства там, где оно должно неукоснительно соблюдаться, и доводит до исступления ситуация, когда злодей властвует и торжествует, а добрый и хороший человек унижен, подавлен и проводит свои дни в бедности. Хотя некоторые специалисты права уверяют нас, что «талионное право» - око за око, зуб за зуб - осталось в далеком прошлом, я очень сомневаюсь в этом. Массовое сознание чаще всего жаждет равного воздаяния за проступок, особенно если этот проступок намеренно жесток и сознательно злокознен. В крайней ситуации это означает, что за оторванное ухо следует отрывать ухо. И «хотя современное просвещенное право стремится к полной отмене смертной казни, а за разбой и бандитизм дает длительные сроки заключения, множество людей продолжают видеть справедливым только наказание, приближенное к содеянному, когда преступник должен испытать те же страдания, что и жертва, а грабитель пережить эмоции ограбленного». Курс советского уголовного права / Под ред. А. А. Пионтковского, П. С. Ромашкина, В. М. Чхиквадзе. - М.: Юридическая литература, 1970. С. 79. Я не буду давать оценку этой тенденции, а просто зафиксирую ее как факт. Возмущение несправедливостью - очень сильное чувство, способное подвигнуть людей на бунт, революцию, создание тайных обществ и политических партий, на борьбу с несправедливыми законами, которая длится порой всю жизнь. Справедливость - ведущий лозунг всех революций, ради нее жертвуют собственным благополучием, личным счастьем, развитием способностей и даже жизнью. Погибнуть за правое дело - всегда было почетно. Народные герои, в той или иной форме отстаивающие справедливость, надолго сохраняются в исторической памяти. Им ставят монументы, их имена дают улицам и городам. Однако чувство справедливости, как всякое, впрочем, чувство, оказывается порой весьма коварным. На определенном этапе борьбы за справедливость можно обнаружить, что лозунг «Справедливость для всех» неявно подменяется заботой о справедливости для себя, т.е. под справедливостью скрытно таится забота о собственном благополучии: справедливо то, что хорошо для меня. К сожалению, многие боевитые политические лидеры, говорящие о справедливости от лица народа, как только приходят к власти, начинают понимать справедливость именно таким образом, да к тому же не всегда отдают себе в этом отчет. Они предпочитают «заблуждаться», сохраняя иллюзию о себе как о радетелях справедливости. «Правовая система, чтобы отвечать требованию справедливости, должна предусматривать наделение равными правами и установление равных обязанностей, а также ответственности всех субъектов при одинаковом уровне поведения». Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжловой. - М.: Зерцало, 1999. С. 97. Такой подход, мягко говоря, не всегда выдерживается. Право закрепляет равенство и неравенство. Так как значительная часть общественных отношений регулируется юридическими нормами, то вполне правомерен вывод о том, что в реальной жизни абсолютной справедливости нет. Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость. И по смыслу, и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. «Латинское слово ьstitia переводится на русский язык и как «справедливость», и как «правосудие». Не совсем ясно, идет ли речь по существу об одном понятии или о разных. Возможно, мы имеем дело в данном переводе со справедливостью, включающей в себя и правосудие. Подтверждение можно найти в образе богини справедливости Фемиды с Весами Правосудия. Интересны символические средства, используемые для данного образа: завязанные глаза, означающие не что иное, как равный (одинаковый, но не уравнительный) правовой подход ко всем (проявление абстрактно-формального равенства), весы и др». Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон / Н. Д. Дурманов. - М. Юридическая литература, 1967. Поступать по справедливости - значит ли действовать соответственно общим и равным требованиям права? В комментарии к одному преторскому эдикту Ульпиан писал: «Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении к другому, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого» (фраза, напоминающая нам впоследствии сформулированный Кантом категорический императив). По мнению Аристотеля: «Справедливость - это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздать по заслугам». В ХVIII cтолетии веке английский юрист Блэкстоун дал следующее определение: «Закон есть норма гражданского поведения, предписанная верховной властью в государстве, указывающая на то, что верно и справедливо, и запрещающая то, что неверно и несправедливо». Эта формулировка не раз подвергалась критике, в основу которой была положена мысль о несовместимости права и справедливости. При отрицании правовой природы справедливости мы имеем дело с подменой правового (всеобщего и равного) значения справедливости неким отдельным, частным (даже частичным) интересом и произвольным содержанием. Другой вопрос, что нередко на практике при одинаковом поведении субъекты наделяются разными правами и обязанностями, а также ответственностью. «Назначение права - регулировать и направлять поведение людей в обществе. Возникая в ответ на общественную потребность в поддержании устойчивости и целостности общества, право выражает общественно-историческую необходимость его существования и развития». Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций / А. В. Наумов. - М.: Издательство БЕК, 1997. С. 37. Оно имеет официально закрепленный и гарантированный государством характер. Исполнение его норм обеспечивается силой принуждения с помощью органов государства и должностных лиц. Право в качестве своего источника имеет волю законодателя, будь то народное собрание, монарх, парламент или Государственная Дума. «Принятые законы формально закрепляют, фиксируют права и обязанности граждан. Заключенные в них требования являются теперь обязательными для исполнения, а нарушения этих требований или отклонения от них рассматриваются как незаконное поведение, предполагающее правовую ответственность». Разгильдяев Б. Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация / Б. Т. Разгильдяев. - Саратов, 1993. С. 42. Справедливость же, входящая в понятие права, это саморегулятор поведения человека. Человек зачастую руководствуется простыми соображениями собственной выгоды, следуя утилитарному интересу. Довольно часто вместо «не справедливости» ведут речь о «не праве», бесправии. Если просто следовать языку, подсказывающему, что «неглубокий» есть отрицание «глубины», можно заключить, что несправедливое право есть не-право, и исключить его из сферы действующего права. Но правильно ли это? Цицерон считал и плохой закон действующим («Lex mala»). Здесь необходимо признать, что справедливость - категория оценочная. То, что представляется справедливостью для одних, часто оборачивается несправедливостью для других. Причем каждая сторона искренне убеждена в истинности и справедливости своей позиции, ее самоочевидности и негодует на несогласных. Истоки многих конфликтов (экономических, политических, национальных) лежат нередко в разной оценке той или иной ситуации с позиции взаимодействующих сторон. Студент, которому достался «трудный» билет на экзамене недоволен, а другой, которому достался «легкий», - вполне; старушка, которой не уступили места в трамвае, считает такое положение вещей несправедливым, а молодой человек думает, что он заслужил это сидение, так как целый день работал, и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|