на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принципы избирательного права
настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. Так, под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом.

Например, французский ученый М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом или способностями. Это не означает, что все члены нации имеют право голоса» Цит. по: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003. С. 345..

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). Имеются общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные треборания, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности (т.е. так называемое пассивное избирательное право).

Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Законодательство зарубежных стран устанавливало ранее высокий возрастной ценз, равный 20 - 25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи.

После окончания второй мировой войны начался процесс снижения избирательного возраста. Возрастной ценз был снижен в Великобритании с 21 года до 18 лет законом о народном представительстве 1969 года, в ФРГ - путем изменения ст.38 основного закона в 1970 году, в США - первоначально законом об избирательных правах в 1970 году, а затем XXVI поправкой к конституции в 1971 году, во Франции - законом № 74-631 от 5 июля 1974 года, в Греции - законом 1982 года.

Снижен возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и других странах. Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса. Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако его практическое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей.

Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь «место для сна», в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире: так, в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений) Законодательство о выборах в зарубежных государствах. М.: Научно-методический совет при ЦИК РФ, 2003. С. 14-15..

Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Понадобилась длительная борьба, чтобы пробить первую брешь. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. Небезынтересно напомнил», что США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария-в 1971 году.

Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые фактически играют ту же роль. Наряду с названными цензами существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший командный состав). Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». Так, ст.48 конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе»; законодательство штатов Алабамы, Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы избиратель имел «хороший характер».

В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные меньшинства. Так, в Южно-Африканской Республике по «закону» до 1994 года избирательных прав было лишено все коренное население страны - африканцы. Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз (23 - 25 лет - в нижнюю палату, 30-40-в верхнюю).

При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т.д. Фактически круг лиц, баллотирующихся на выборах, еще более сужается. Большинство кандидатов - это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т.д., пользующиеся поддержкой политических партий.

В зарубежных демократических государствах избирательное право сегодня является «формально равным». Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде случаев искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты. Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми.

Так, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых они предпочитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 года голосовали не за кандидатов на должность главы государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали президента. Такие выборы не являются прямыми.

Непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается.

При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы будут трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т.д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютного характера, так как она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

3. Принципы обеспечения безопасности выборов в зарубежных государствах

Существующие в законодательстве иностранных государств правовые положения, касающиеся обеспечения безопасности выборов, можно условно подразделить на четыре группы:

ограничения на проникновение криминалитета в органы власти;

запрет создания и деятельности политических партий и общественных организаций экстремистской направленности;

ограничения на вмешательство в избирательный процесс иностранных субъектов;

закрепление в уголовном законодательстве соответствующих составов преступлений, связанных с выборами Конституционная и законодательная защита от проникновения криминальных элементов во властные структуры в государствах СНГ // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 8. С. 55-67..

Как показывает практика зарубежных стран, право избирать и быть избранными в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления гарантируется конституциями, избирательными законами и иными правовыми актами. В ряде стран наказание в виде лишения свободы влечет ограничение активного избирательного права. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания (СНГ), с определенным его сроком (более пяти лет лишения свободы - Индонезия, более одного года - Австрия), конкретным составом преступления (Италия).

Указанные нормативные акты также устанавливают категории лиц, не пользующихся пассивным избирательным правом. Так, Конституцией Греции оно ограничивается для граждан, осужденных за тяжкие уголовные преступления. Права быть избранными в парламент Великобритании согласно Закону от 2 июля 1981 г. «О народном представительстве» не имеют те, кто в судебном порядке признан банкротом или приговорен более чем к одному году тюремного заключения.

Аналогичные ограничения для лиц с криминальным прошлым содержатся в законодательных актах о выборах стран СНГ. Например, ст.3 Закона «О выборах в Национальное собрание Азербайджанской Республики» гласит: «Не могут быть избраны депутатом Национального собрания, независимо от погашения судимости, лица, осужденные за тяжкие преступления, и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда».

Законодательство иностранных государств в соответствии с общепризнанными принципами международного права запрещает создание и деятельность экстремистских политических партий и общественных объединений, пропагандирующих и применяющих в ходе избирательного процесса насильственные методы. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в СМИ не должны содержать призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Нарушение указанных требований закона, как правило, влечет приостановление или запрет деятельности политической партии.

Вопросы приостановления деятельности и ликвидации политических общественных объединений имеют принципиальное значение для защиты основ конституционного строя. Как указывает Ю. Юдин, в зарубежной практике в этом случае, во-первых, запрещается создание замещающих данное общественное объединение политических партий или организаций (Никарагуа, ФРГ), во-вторых, депутаты представительных органов, являющиеся членами запрещенной партии, автоматически утрачивают свои мандаты (Чили, Бразилия), в-третьих, права руководителей и членов распущенной политической партии могут быть ограничены (Турция).

В качестве иллюстрации можно привести запрет деятельности Социалистической партии Турции по решению Конституционного суда.14 ноября 1991 года генеральный прокурор Турции обратился в Конституционный суд. Ссылаясь на публикации Социалистической партии и заявления ее руководителей, в том числе во время избирательной кампании по выборам в парламент, он утверждал, что деятельность партии направлена на подрыв государственной безопасности, территориальной целостности и единства нации. В своем решении от 10 июля 1992 года Конституционный суд объявил о роспуске Социалистической партии. Это повлекло за собой конфискацию и передачу имущества Социалистической партии в Казначейство и запрещение ее руководителям занимать любой подобный пост в будущем.

Международные правовые акты допускают ограничения на вмешательство иностранных субъектов в избирательный процесс. Так, ст.16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает возможность ограничений на политическую деятельность иностранцев. В свою очередь, согласно п.7 ч.1.8. разд.1 Рекомендаций для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами «не допускается: какое-либо прямое или косвенное противоправное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций, иных иностранных субъектов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц».

Национальное законодательство зарубежных стран, как правило, закрепляет запрет финансирования избирательных кампаний иностранными государствами, организациями, юридическими лицами и гражданами, а также ограничения на участие в выборах иностранных граждан.

Для обеспечения безопасности организации и проведения выборов важным является закрепление в законодательстве зарубежных стран соответствующих составов правонарушений. Уголовные кодексы зарубежных государств обычно относят преступления, связанные с выборами, к посягательствам на основы конституционного строя. С позиций защиты безопасности государства законодатель не делает принципиальных различий между насильственным захватом или удержанием власти и обманным способом ее получения в результате подкупа или шантажа избирателей, фальсификации избирательных документов, неправильного установления результатов выборов и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами.

В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц.

Развитие конституционных государств привело к провозглашению классических стандартов всеобщих, равных, тайных и свободных выборов. Реализация этих принципов стала отождествляться с самой сущностью демократии. Уже с середины XIX века принятие конституций и избирательных законов стали включать в анналы важнейших событий мировой истории.

Однако известно и другое: названные стандарты избирательного права, даже будучи отраженными в текстах конституций, далеко не всегда становились гарантиями демократических избирательных систем (мажоритарной, пропорциональной и их разновидностей).

Более того, списки избирателей, выдвижение кандидатов, образование избирательных округов, ведение избирательных кампаний, условия голосования, определение результатов выборов - то есть то, что в совокупности и составляет избирательную систему, все чаще оказывались монополизированными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь Мир, 2006.

Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (по документам Межпарламентского Союза).

Законодательство о выборах в зарубежных государствах. М.: Научно-методический совет при ЦИК РФ, 2003.

Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов /Отв. ред. А.В. Иванченко. М.: Норма, 1999.

Конституционная и законодательная защита от проникновения криминальных элементов во властные структуры в государствах СНГ // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 8.

Международные избирательные стандарты и безопасность избирательного процесса // Вестник ЦИК РФ. Специальный выпуск. 2003.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.М., 2003.

Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве.М., 2004.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.