p align="left">Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими обра-зуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Россий-ской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбит-ражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы су-дей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность. Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и 16 арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, уста-новленном федеральным законом. Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо пред-ставление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Ар-битражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных су-дов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодатель-ными (представительными)- органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государ-ства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители пред-седателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (изби-раются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ. Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осущест-вляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требова-ниям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впер-вые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом. В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификаци-онные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рас-сматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновен-ности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационно-го класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж- ного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и дея-тельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Вер-ховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.). Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации су-дебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам, Конститу-ция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию кон-ституционных и законодательных норм. Пониманию того, в каких случаях суду надлежит непосредственно приме-нять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении от 31 октября 1995 г. В этом Постановлении указывается, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматривае-мые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Кон-ституцию РФ в качестве акта прямого действия. Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответ-ствии с законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими 18 правовыми актами: указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ведомств, актами органов местного самоуправления, актами общественных объединений и т. д. Следова-тельно, нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд выступает как главный механизм господства закона, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права. Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятель-ность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий су-дьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой го-сударства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обес-печению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья име-ет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Осущест-вляются и другие меры по обеспечению условий, необходимых для судебной деятельности. 19 Независимости судей способствует законодательный запрет вмешательства в их деятельность. Всякое такое вмешательство преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находя-щихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для оз-накомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи не-сменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согла-сия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в от-личие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой су-дья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым. По общему правилу полномочия судьи не ограничены определенным сро-ком. Исключение составляют судьи районных (городских) народных судов, су-дьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), впервые назначаю-щиеся на свои должности. Они назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Такое правило установлено в целях своеобразного испытательного срока для "нович-ка", в течение которого он должен зарекомендовать себя как полностью соот-ветствующий своей должности. Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 20 2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уго- ловной ответственности или заключение его под стражу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта РФ; 4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти. Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалифика- ционной коллегии судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных зако-ном основаниях, а именно письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях: занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении су-дьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди-цинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляю-щего авторитет судебной власти; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реоргани-зацией суда. Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей. Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая пред-ставляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновен-ности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется 21 ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот. Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть при-влечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом феде-ральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи рас-пространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имуще-ство и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с про-изводством по уголовному делу в отношении судьи. Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного ми-ра. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запреще-но привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осу-ществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в за-конную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступ-ном злоупотреблении. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно при-нудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке произ-водства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его лично-сти должен быть немедленно освобожден. Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от не-обоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом феде-ральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответст-вующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу до-пускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Ге-нерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ. Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за пра-вонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти тре-буют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных слу-жащих. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. М.1998 М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. М. 1998. Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации". Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации".
Страницы: 1, 2, 3
|