на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принципы российского права
p align="left">Законодательное закрепление и четкое формулирование принципов правового регулирования таможенных платежей являются непременным условием эффективного функционирования нормативной базы, регулирующей порядок и условия уплаты таможенных платежей. Важную роль принципы играют в формировании судебной и административной практики, в содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в таможенном законодательстве.

Комплексный характер правового регулирования отношений, возникающих по поводу таможенных платежей, предполагает, что часть принципов имеет административно-правовую природу (принцип охраны государственной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу, принцип защиты экономических интересов Российского государства), другая же часть - финансово-правовую (налогово-правовую) природу (фискальный принцип, запрет придания обратной силы законам о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги и (или) сборы, повышающим налоговые ставки, устанавливающим или отягчающим ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков, и др.).

Рассмотрим, принципы, характерные для регулирования таможенных платежей (специальные принципы). К ним относят: Правовое регулирование таможенных платежей [Электронный ресурс]: http://www.for-expert.ru/tamozhennye_platezhy/3.shtml

1. Таможенный протекционизм. Таможенный протекционизм - одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. В преамбуле ТК РФ сказано: «Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством...» "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 №61-ФЗ // Российская газета. - №106. - 03.06.2003.

Такой подход позволяет говорить о многоцелевом характере современного протекционизма. С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово-экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики, внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент «проснуться» и обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость. С другой стороны, и это находит свое отражение в современном таможенном законодательстве, таможенный протекционизм как совокупность общественных отношений, возникающих в результате обособления внутреннего экономического пространства от условий конкуренции на внешних рынках, выполняет наступательную функцию, связанную с интеграцией в мировое хозяйство и активизацией международных экономических отношений. Активизация внешнеэкономической политики, безусловно, оказывает позитивное воздействие на решение внутриполитических задач. В связи с этим проявляется конструктивный характер таможенного протекционизма, обеспечивающего нормальное взаимодействие национальной экономики с внешним рынком в целях реализации основных направлений внутренней экономической политики.

Протекционизму противопоставляется свобода торговли (фритредерство - от англ. free trade), которая представляет собой политику минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Свобода торговли развивается на основе свободного соотношения рыночного спроса и предложения.

Вопрос о том, какая внешнеторговая политика лучше - фритредерство или протекционизм, составляет предмет многовекового спора. В 1950-1960 гг. наметился некоторый отход от протекционизма в сторону большей либерализации внешней торговли. Однако уже с начала 70-х годов стала проявляться обратная тенденция - активное и более изощренное использование тарифных и нетарифных инструментов в протекционистских целях.
Современный таможенный протекционизм отличается новыми формами и инструментами регулирования, в значительной мере видоизменившими саму деятельность государства по защите национальной экономики с помощью таможенных рычагов. Он характеризуется все большей географической и товарной избирательностью, переносом центра тяжести на нетарифные методы регулирования.

В настоящее время выделяется несколько основных форм протекционизма:

- селективный протекционизм, направленный против отдельных стран или отдельных товаров;

- отраслевой протекционизм, защищающий определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство в рамках так называемого аграрного протекционизма);

- коллективный протекционизм, проводимый группами государств в отношении стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм, осуществляемый методами внутренней экономической политики (внутреннее налогообложение, субсидирование и т.д.).

2. Фискальный принцип. Данный принцип правового регулирования таможенных платежей предполагает, что принимаемые в этой области нормативные акты должны отстаивать интересы государственной казны. Фискальный принцип ранее занимал основное место в таможенном регулировании, и первоначально ввозные пошлины так и назывались: «фискальные», поскольку за их счет государство прежде всего пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары.

Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на защиту интересов национального рынка. В настоящее время фискальная функция в экономически развитых странах в значительной степени утратила свое значение.

В Российской Федерации значение фискальной функции регулирования таможенных платежей на порядок выше. Фискальный принцип в таможенном праве означает, что всякая возможность выбора того или иного варианта уплаты таможенных платежей должна быть поставлена в зависимость от интересов казны (фиска). Фискальный принцип в механизме регулирования таможенных платежей реализуется также посредством:

- установления приоритетности требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого в погашение задолженности кредиторам. Речь идет о возможности принудительной продажи товара, находящегося под действием таможенного режима, предоставляющего ту или иную тарифную льготу (например, временный ввоз (вывоз), использование режима таможенного склада и т.д.). Так, в случае продажи образцов, демонстрировавшихся на торговой ярмарке и заявленных под таможенный режим временного ввоза, в погашение задолженности перед транспортно-экспедиторской организацией задолженность кредитору будет погашаться из суммы, оставшейся после расчета с таможенным органом вследствие изменения таможенного режима (торговые образцы, заявленные первоначально к режиму временного ввоза, для того чтобы их продать, необходимо поместить под режим выпуска для свободного обращения и, следовательно, уплатить причитающиеся таможенные платежи);

- требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов и сборов. С целью исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов по причине наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта), пропажи товаров, находящихся под таможенным оформлением (кроме ситуаций, связанных с возникновением чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельств), а также по причине несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий уплаты таможенных платежей (обеспечение уплаты таможенных платежей - ст. 122 ТК РФ). В отношении подакцизных товаров требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов, как правило, ужесточаются;

- предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных налогов в порядке кредитования налогоплательщика. Таможенным кодексом РФ (ст. 121) устанавливается, что «в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей... За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, установленным Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам».

Большое значение для обеспечения фискальных интересов государства при осуществлении правового регулирования таможенных платежей имеет язык нормативных правовых актов. Формулировки норм, регулирующих данные вопросы, должны отличаться предельной четкостью и определенностью. В противном случае законодатель может создать легальные возможности для таможенного декларанта избежать уплаты таможенных платежей в установленном объеме.

3. Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей. Данный принцип означает открытость процесса формирования и реализации политики регулирования таможенных платежей на всех ее этапах. Гласность в регулировании вопросов по этой проблематике выступает гарантией защиты от произвола таможенных властей. Реализация этого принципа на практике позволяет говорить о равнопартнерских взаимоотношениях между таможенными органами и плательщиками таможенных платежей.
Законодатель не раз возвращается к закреплению этого важного принципа.

Так, например:

- в ст. 11 ТК РФ определено: «Нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их публикации этим комитетом»;

- в ст. 388 ТК РФ в качестве одной из обязанностей таможенных органов определена обязанность опубликования правовых актов по таможенному делу: «Акты законодательства Российской Федерации по таможенному делу, иные акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации общего характера подлежат опубликованию соответственно в печатных изданиях высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и изданиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации».

Функция информирования населения о состоянии и развитии правовой базы таможенного регулирования возложена на специальный Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью в структуре ГТК России, который выпускает «Таможенный вестник» и «Таможенные ведомости» - официальные издания ГТК России.

В приказах ГТК России, которыми утверждаются различные правила, инструкции и т.д., можно встретить следующую формулировку: «Отделу по связям со средствами массовой информации и общественностью приступить к освещению Приказа в средствах массовой информации».

Реализация рассматриваемого принципа на практике означает:

- информирование о причинах принятого решения, действия или бездействия таможенных органов;

- информирование о действующих правовых актах;

- консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

- ответственность за недостоверную информацию.

Информирование о причинах принятого решения или действия таможенных органов является важной гарантией от административного произвола таможенных властей и осуществляется на основе запроса, подаваемого в соответствии со ст. 387 ТК РФ «Получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия».

Согласно ч. 2 ст. 389 ТК РФ, на таможенные органы возлагается обязанность предоставлять всем заинтересованным лицам информацию о действующих нормативных правовых актах по таможенному делу. Реализуя эту обязанность, таможенные органы предоставляют:

1) бесплатно информацию о названии, предмете и издании, в котором опубликован действующий акт таможенного законодательства;

2) сами тексты опубликованных нормативных актов. Это действие рассматривается как услуга, за которую таможенные органы взимают сбор (плату), размер которого устанавливается ГТК России совместно с Министерством финансов РФ.

Частое обновление и «специфичность» таможенного законодательства заставляют участников внешнеэкономической деятельности обращаться к должностным лицам таможенных органов, сотрудникам научно-исследовательских учреждений и учебных заведений структуры ГТК России за консультациями, связанными с практикой таможенно-тарифного регулирования.

Действующее законодательство устанавливает платный характер услуг по консультированию только в том случае, если текст соответствующего правового акта был опубликован. Если же правовой акт не был опубликован, взимание платы за консультирование не допускается.

Установлению режима гласности и публичности регулирования таможенных платежей способствует определение меры ответственности за недостоверную информацию, предоставляемую таможенными органами (ст. 392 ТК РФ).

Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей не исключают принятие правовых актов по данной проблематике с грифами «секретно» и «для служебного пользования», но чаще всего данными актами регулируются отдельные правоохранительные аспекты, связанные, например, с технологией проведения таможенного контроля. В случае издания правовых актов ограниченного пользования важно, чтобы такие документы не касались вопросов установления налоговых обязанностей в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Касаясь правовых аспектов информирования и консультирования по таможенным вопросам, особо следует выделить требование, обращенное к компетентным органам, о заблаговременном информировании о всех существующих изменениях в правовой базе регулирования таможенных платежей. В этой связи проанализируем одно из ключевых положений постановления Правительства РФ от 22 октября 1997 г. N 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики». В соответствии с ч. 2 п. 1 данного постановления решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок. Значение этой правовой нормы трудно переоценить. По существу, она означает самоограничение властных полномочий государства в данной области. Однако в последнее время стала проявляться тревожная тенденция фактического отказа государства от взятых на себя обязательств. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 310 «О частичном изменении Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 148» новые повышенные ставки таможенной пошлины вступают в силу через один месяц со дня официального опубликования постановления, а не через 180 дней, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22 октября 1997 г. N 1347.

Как Правительство РФ решило возникшую в этой связи юридическую коллизию? Оно констатировало, что действие абз. 2 п. 1 постановления от 22 октября 1997 г. N 1347 не распространяется на отношения, регулируемые постановлением от 8 апреля 2000 г. N 310, что, по существу, означает грубейшее искажение принципа нормативности и общеобязательности источников права. Такие случаи, к сожалению, не единичны и создают опасные прецеденты «избирательности» нормативно-правового регулирования в таможенной сфере.

4. Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей. Данный принцип лучше всего рассматривать на примере действия механизма таможенно-тарифного регулирования. Специфика таможенного дела предопределяет то решающее воздействие, которое оказывает координация таможенной политики на международном уровне на национальный механизм таможенно-тарифного регулирования.

Международное сотрудничество в таможенно-тарифной сфере развивается:

- на двустороннем уровне (например, договоренности о создании Таможенного союза России и Белоруссии);

- на региональном уровне (различные интеграционные объединения и группировки - ЕС, СНГ, ЛАСТ и т.д.);

- на глобальном уровне (через механизм ГАТТ/ВТО).

Основными принципами (направлениями) международного сотрудничества в таможенно-тарифной сфере являются:

1) принцип тарифных уступок;

2) принцип наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации);

3) принцип тарифных преференций наименее развитым странам.

Предоставление тарифных уступок касается организации многосторонних переговоров (конференций) по таможенным тарифам. В основе этого принципа лежит механизм ограничения размера таможенной пошлины на конкретные тарифные позиции отдельных государств. Таможенная пошлина считается «ограниченной», если достигнуто хотя бы одно из следующих соглашений:

а) соглашение о снижении пошлины до определенного уровня;

б) соглашение не поднимать пошлину выше существующего уровня;

в) соглашение не поднимать пошлину выше определенного уровня.

Российская Федерация не является пока участницей ГАТТ/ВТО. Советский Союз вел переговоры с секретариатом ГАТТ и отдельными странами-членами ГАТТ о предоставлении ему статуса наблюдателя еще с начала 80-х годов прошлого века. В мае 1990 г. Совет ГАТТ принял решение о предоставлении СССР статуса наблюдателя.

Такой статус позволял правительству СССР непосредственно следить за работой ГАТТ, присутствовать на всех заседаниях сессий и заседаниях Совета представителей и других органов ГАТТ, за исключением бюджетной комиссии; получать полную информацию о деятельности Соглашения, а также высказывать свое мнение после выступлений стран-участниц ГАТТ. Однако наблюдатель не участвует в принятии решений, и соответственно на него не распространяются договоренности, достигнутые в рамках ГАТТ. В декабре 1991 г. Россия как правопреемница СССР «унаследовала» статус наблюдателя в ГАТТ. В мае 1992 г. было принято постановление Правительства РФ N 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле», в котором отмечалась необходимость проведения переговоров о получении Россией статуса полноправного члена ГАТТ. Была образована специальная Межведомственная комиссия, призванная, помимо прочего, выработать предложения об изменениях в механизме внешнеэкономических связей России и российском законодательстве, в том числе и по вопросам таможенного регулирования, с целью выполнения Российской Федерацией соответствующих обязательств по ГАТТ.

Уже сейчас, независимо от того, какое решение будет принято относительно участия Российской Федерации в ГАТТ/ВТО, российское таможенное законодательство в значительной степени ориентировано на принципы универсального таможенно-тарифного сотрудничества, что нашло свое законодательное выражение в ряде нормативных актов. Так, например, о необходимости «учета обычной международной практики» говорится в постановлении Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона РФ «О таможенном тарифе» (п. 3). В самом Законе РФ «О таможенном тарифе» также содержатся отсылки к мировой практике. Например, резервный метод установления таможенной стоимости (ст. 24), по существу, сводится к использованию механизма оценки товара для таможенных целей, установленного статьей VII ГАТТ.

Для вступления в ВТО России предстоит:

1) привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнеторговые отношения, в полное соответствие с нормами ГАТТ/ВТО;

2) взять на себя обязательство зафиксировать, т.е. «связать», уровень ставок импортных пошлин по большинству тарифных позиций, а также обязательство по их снижению в течение определенного срока.

Безусловно, вступление России в ВТО будет способствовать большей интеграции нашего государства в мировое хозяйство и систему международных экономических отношений. Несомненный позитивный результат даст и приведение российского внешнеторгового законодательства с общепринятыми международными стандартами, закрепленными в документах ГАТТ/ВТО. «Связывание» отдельных позиций российского импортного таможенного тарифа сделает российскую таможенную политику более стабильной и предсказуемой, будет содействовать созданию в нашем государстве более благоприятного инвестиционного климата. Наконец, последовательное вхождение России в систему ВТО усилит защиту России от торговой дискриминации на иностранных рынках (например, посредством использования процедуры разрешения торговых споров, предусмотренной ГАТТ).

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что присоединение России к ВТО будет иметь и серьезные негативные последствия, связанные с усилением иностранной конкуренции для неокрепшей российской экономики (прежде всего это коснется аграрного сектора). Таким образом, принятие Россией обязательств в связи с вступлением в ВТО должно учитывать современные реалии социально-экономического положения России: принимать в расчет текущую внутриэкономическую ситуацию и опираться на собственные планы экономических преобразований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, сформулируем основные выводы:

В генетическом аспекте принципы права характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

В гносеологическом плане они выступают особыми юридическими понятиями, адекватно выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

С онтологической позиции принципами права являются основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.

В функциональном аспекте принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

Таким образом, мы решили поставленные перед началом исследования задачи и достигли главной цели работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - №237. - 25.12.1993.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ // Российская газета. - №106. - 03.06.2003.

3. Григонис Э. П. Теория государства и права: Курс лекций/ Э.П. Григонис - СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002.

4. Иванов Р.Л. О понятии принципов права [Электронный ресурс]: http://www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1996-i2/a115/article.html#8

5. Иванов Р.Л. О понятии принципов права [Электронный ресурс]: http://www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1996-i2/a115/article.html#8

6. Неновски Н. Право и ценности. - М.: Прогресс, 2007.

7. Правовое регулирование таможенных платежей [Электронный ресурс]: http://www.for-expert.ru/tamozhennye_platezhy/3.shtml

8. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. - М.: Юрид. лит., 1977.

9. Спасов Б. Закон и его толкование. - М.: Наука, 1986.

10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Юстицин-форм, 2002.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/index.php

12. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург: УИФ Наука, 2003.

13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

14. Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. - М.: Юрид. лит., 2002.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.