на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принципы хозяйственного процессуального права
p align="left">Независимость судей обеспечивается также установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, процедурой осуществления правосудия (тайна совещательной комнаты, право на особое мнение и т.п.), ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием организационно-технических условий для деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей и другими гарантиями. В частности, принцип независимости судей должен обеспечиваться и соответствующей организацией работы в хозяйственном суде, начиная с распределения исковых заявлений, заявлений, жалоб и протестов. Порядок их распределения должен исключать возможность влияния на судью лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц.

Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом вытекает из норм Конституции.

В ст. 8 ХПК установлено, что юридические лица при осуществлении правосудия в хозяйственном суде равны перед законом и хозяйственным судом независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, а граждане - независимо от проис-хождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства и других обстоятельств.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства юридических лиц и граждан перед законом и хозяйственным судом вытекает из положений Конституции о том, что все равны перед законом и имеют равную защиту прав и законных интересов (ст. 32). Этот принцип имеет также гражданско-правовую основу. Гражданское законодательство исходит из того, что субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 2 ГК).

Различия для юридических лиц по форме собственности (государственная и частная), по месту нахождения (в Республике Беларусь или в другом государстве, в столице или в другом населенном пункте), подчиненности, характеру деятельности, а для граждан - по происхождению, социальному и имущественному положению и другим обстоятельствам не влекут никаких процессуальных и других правовых последствий. Возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение судебных актов и другие процессуальные действия осуществляются по единым правилам, обяза-тельным для всех: как для лиц, участвующих в деле, так и для хозяйственных судов.

Принцип равенства юридических лиц и граждан перед законом и хозяйственным судом проявляется в хозяйственном судопроизводстве также в том, что граждане и юридические лица, занимая определенное процессуальное положение в деле, пользуются равными правами и несут равные процессуальные обязанности на всех стадиях процесса.

Содержание указанного принципа раскрывается еще и в том, что в хозяйственном судопроизводстве правосудие осуществляется хозяйственными судами, которые, во-пер-вых, образуют единую систему во главе с Высшим Хозяйственным Судом и, во-вторых, по единым правилам, изложенным в ХПК.

Равенство физических лиц, а не только индивидуальных предпринимателей, перед законом и хозяйственным судом выделен законодателем как принцип потому, что ХПК допускает участие в хозяйственном процессе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Например, в хозяйственный суд вправе обратиться физическое лицо при оспаривании решения регистрирующего органа об отказе в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственный язык хозяйственного судопроизводства (ст. 17 Конституции, ст. 10 ХПК). Судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь (белорусском или русском). Участвующим в деле лицам, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в хозяйственном суде на родном языке.

С одной стороны, принцип государственного языка хозяйственного судопроизводства преследует цель заранее поставить в известность лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, что производство по делу в хозяйственном суде будет вестись либо на белорусском, либо на русском языке, которые являются государственными языками. Хозяйственный суд - орган государственной власти, осуществляющий правосудие, поэтому лица, участвующие в деле, могут заранее подготовить для себя наиболее благоприятные условия для преодоления возможного языкового барьера.

С другой стороны, закон предоставляет право участвующим в деле лицам, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, знакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях, в том числе выступать в процессе на родном языке, используя переводчика. Таким образом, гарантируется охрана прав и законных интересов этих лиц, возможность активного участия их в процессе. В процессуальных законах некоторых государств (например, Армении) лица, участвующие в деле, имеют право выступать в процессе на любом другом языке.

При подготовке дела к судебному разбирательству, в судебном заседании хозяйственный суд обязан разъяснить лицам, участвующим в деле, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, их право пользо-ваться в процессе родным языком и услугами переводчика. Переводчик может быть приглашен и по инициативе хозяйственного суда.

В тех случаях, когда закон предусматривает обязанность вручать копии процессуальных документов лицам, участвующим в деле (ст. 125, 164 ХПК и др.), а также иным лицам, интересы которых затрагиваются решением хозяйственного суда, перевод этих процессуальных документов обеспечивается по инициативе хозяйственного суда. Оплата труда переводчиков и выплата им понесенных расходов в связи с явкой в хозяйственный суд производятся из средств республиканского бюджета.

Лица, участвующие в деле, вправе рассчитывать, что действия, совершаемые ими в процессе на родном языке, будут точно доведены до хозяйственного суда, поэтому закон устанавливает гарантии этого права. Основания для отвода судьи распространяются и на переводчика (ст. 23 ХПК). Переводчик наделен определенными процессуальными правами и обязанностями (ст. 53 ХПК). В частности, переводчик вправе задавать вопросы участникам процесса с целью уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол. Недопустимо совмещение в одном лице по делу, рассматриваемому хозяйственным судом, функций переводчика и другого участника процесса. Переводчик несет уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод.

Принцип гласности. Этот принцип в общей форме закреплен в ст. 114 Конституции, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

ХПК (ст. 11) конкретизирует смысл общего правила принципа гласности. В нем указано, во-первых, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства с занимаемых мест, т.е. без ограничений. А кино- и фотосъёмка, видеозапись, аудиозапись, прямая радио- и телевизионной трансляция заседания допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Во-вторых, уточняется, что не только слушание дела в целом, но и совершение отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательными актами. Отсюда вытекает противоположное общее правило об открытости как слушания дела в целом, так и совершения отдельных процессуальных действий.

В-третьих, приводится перечень участников процесса, которые присутствуют при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании: лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики.

Перечень оснований для закрытого судебного разбирательства является исчерпывающим - это защита государственных, коммерческих, личных и иных охраняемых законом секретов. Причем этот перечень несколько уже, чем предусмотренный в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 6 названной Конвенции говорится: «Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоя-тельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия».

Реализация принципа гласности способствует укреплению доверия к правосудию, обеспечению беспристрастности хозяйственного суда, точному соблюдению законности при рассмотрении дел, оказывает предупредительное и воспитательное воздействие на должностных лиц и граждан.

Закрытое судебное заседание допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом:

для защиты предусмотренных законодательными актами государственных секретов (см. законы от 17 ноября 1997 г. «О предприятиях» и от 29 ноября 1994 г. «О государственных секретах» (в ред. Закона от 4 января 2003 г.);

при удовлетворении ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческого и иного охраняемого законодательством секрета либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому судебному разбирательству. В частности, ст. 28 Конституции предоставляет каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании с целью защиты тайны корреспонденции, врачебной тайны и т.п.

Право на юридическую помощь (ст. 12 ХПК). Конституция установила, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе пользоваться в любой момент помощью адво-катов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи запрещается (ст. 62).

Раскрывая этот конституционный принцип, ХПК предусматривает возможность оказания юридической помощи при ведении дел в хозяйственных судах через: адвокатов в соответствии с Законом от 15 июня 1993 г. «Об адвокатуре» (в ред. Закона от 30 апреля 2003);

своих представителей.

Юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.

Обязательность судебных постановлений и распоряжений (ст. 17 ХПК). Принцип обязательности судебных постановлений предусмотрен непосредственно Конституцией.

Хозяйственный суд при осуществлении правосудия на различных стадиях процесса выносит разные судебные акты в форме решений, определений, постановлений, определений о судебном приказе, приказов как исполнитель-ных документов.

Принцип обязательности судебных актов вытекает из самой природы судебной власти, предусмотренной Конституцией.

Вступивший в законную силу судебный акт, не отмененный в установленном ХПК порядке, как акт, вынесенный органом государственной власти, является обязательным для всех без исключения лиц на всей территории Республики Беларусь.

Обязательность судебных актов означает, что государственные и иные органы, общественные объединения, должностные лица и граждане, а также другие лица:

должны исходить из презумпции истинности, правиль-ности и законности вступившего в законную силу судебного акта;

не вправе принимать к своему производству и разрешать споры, по которым уже принят судебный акт хозяйственного суда;

не вправе отменять или изменять судебный акт хозяйственного суда;

обязаны исполнять судебный акт хозяйственного суда в объеме их прав и обязанностей, указанном в судебном акте.

Обязательность судебных постановлений не исключает права их обжаловать в установленном ХПК порядке (в надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельст-вам).Особенности этой нормы заключаются в следующем:

к судебным актам отнесены, помимо решений, определений и постановлений, еще и приказы, которые являются исполнительными документами;

обязательны и подлежат неукоснительному исполнению не только судебные акты хозяйственного суда, но и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения;

основанием для ответственности является неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неуважения к хозяйственному суду.

Ответственность за неисполнение судебных актов, требований и других обращений хозяйственного суда предусмотрена ХПК и другими актами законодательства.

Обязательность судебного акта не лишает заинтересованных лиц, не участвующих в деле, возможности обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Обязательность судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь и обязательность актов иностранных судов на территории Республики Беларусь устанавливаются ХПК, другими законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Применение норм иностранного права (ст. 16 ХПК). Этот принцип означает, что в случаях, предусмотренных законодательством, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, хозяйственный суд должен установить существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем иностранном государстве. В этих целях хозяйственный суд может обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в Республике Беларусь, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как правило, выступают Министерство иностранных дел и его подразде-ления (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.). Право выбора компетентного органа, организации или специалиста, которые могут оказать содействие в получении информации о существовании и содержании - норм иностранного права, принадлежит хозяйственному суду, рассматривающему конкретное дело.

Существенную помощь в установлении существования и содержания норм иностранного права оказывают и соответствующие международные договоры Республики Беларусь.

В частности, ст. 1 Европейской конвенции об информации о зарубежном праве (1968 г.)1 предусмотрено, что договаривающиеся стороны обязуются предоставлять друг другу в соответствии с положениями Конвенции информацию о своем праве и судебном производстве в гражданских и коммерческих областях, а также о своих юридических органах. Функции принимающего и передающего агентства в Республике Беларусь возложены на Министерство юстиции.

Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.), предусматривается, что высшие судебные органы и министерства юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств предоставляют друг другу по просьбе аналогичных органов другой стороны сведения о действующем или действовавшем законодательстве и практике его применения. Некоторые спорные вопросы по данной проблеме получили свое разрешение в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 3 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц». В судебной практике сложилось правило, что существование и содержание норм иностранного права считается установленным с момента получения от компетентного органа или должностного лица надлежащим образом заверенных копий запрашиваемых нормативных правовых актов, переведенных на язык судопроизводства. Этот момент является существенным, поскольку в случае невозможности установления существования и содержания норм иностранного права хозяйственный суд вправе применить соответствующие нормы права Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.

4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.

7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.