на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы правовой регламентации. Личные права и свободы человека
p align="left">Контроль и запись телефонных и иных переговоров граждан, несомненно, являются эффективным инструментом раскрытия преступлений. Вместе с тем прослушивание означает серьезное вторжение государства в частную жизнь граждан. Его можно легко использовать "не по назначению" - для установления тотального контроля за образом мыслей, высказываниями и взаимоотношениями людей. В этой связи задача законодателя видится в том, чтобы, не нанося ущерба качеству раскрытия преступлений, защитить частную жизнь граждан от незаконного и необоснованного вмешательства.

По российскому законодательству контроль телефонных и иных переговоров представляет собой меру ограниченного применения. Прослушивание допустимо только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 1 ст. 186 УПК РФ). Принимая во внимание весьма существенное ограничение прав граждан при прослушивании и отсутствие у них возможности защитить эти права, закон следует дополнить положением о том, что данная мера может быть применена только при невозможности получить интересующие следствие сведения иными способами.

Части 1, 2 ст. 186 УПК РФ определяют, чьи переговоры и на каком основании могут быть записаны и прослушаны. Названных в законе субъектов можно разделить на две группы - в зависимости от их процессуального положения и целей, которые ставят при этом органы уголовного преследования:

а) обвиняемый, подозреваемый, иные лица - при наличии достаточных оснований полагать, что их телефонные и иные переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела;

б) потерпевший, свидетель, их близкие родственники, родственники, близкие лица - при наличии угрозы совершения против них преступных действий.

В первом случае целью контроля и записи переговоров является получение доказательственной информации по делу; во втором - защита перечисленных лиц от преступных посягательств. Различные цели определяют различные формальные основания контроля переговоров. В первом случае следователю необходимо получить решение суда, во втором - заявление указанных лиц либо - при отсутствии такого заявления - решение суда.

Применительно к субъектам первой группы представляется необходимым конкретизировать понятие "сведения, имеющие значение для уголовного дела". В противном случае прослушивание может стать инструментом для сбора любой информации, характеризующей личность обвиняемого (подозреваемого), что недопустимо. Думается, что фактическими основаниями контроля переговоров названной категории лиц могут быть: получение доказательственной информации о преступлении, его участниках, местах сокрытия орудий и объектов преступной деятельности; розыск скрывшегося обвиняемого (подозреваемого) М.С. Дунаева, «Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля и записи переговоров». "Адвокатская практика", 2003, N 3 с. 34

.

Таким образом, следует признать, что современное российское уголовно-процессуальное законодательство в части прослушивания телефонных и иных переговоров в целом отвечает мировым стандартам.

Проблема обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания. Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для российского общества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановке приоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросы обеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что исследование вопросов соотношения безопасности общества и соблюдения прав человека затрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека (гражданина). В данном контексте не разграничиваются права гражданина и человека, поскольку каждый гражданин прежде всего человек Н.С. Волкова, «Общественная безопасность и законодательство о правах человека», "Журнал российского права", 2005, N 2 с. 41

.

Также требует рассмотрения на свободное перемещение по территории Российской Федерации, установленное в ч. 1 ст. 27 Конституции.

В ст. 87 установлено, что случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, режим военного положения определяется федеральным конституционным законом Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.

Исходя из смысла данной нормы Конституции иных оснований для введения Президентом Российской Федерации на территории России или в отдельных ее местностях военного положения, кроме агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы, федеральным законодательством предусмотрено быть не может. Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Что касается чрезвычайного положения, то, как следует из ст. 56 и 88 Конституции, оно может вводиться Президентом при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Такие обстоятельства могут составлять довольно широкий перечень (например, попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и другие ситуации, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, и другие условия), определяемый соответствующим федеральным конституционным законом Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277

.

Таким образом, с принятием Конституции основания введения военного и чрезвычайного положения впервые были строго разграничены, чему, впрочем, на первых порах не уделялось особого внимания в научной и учебной литературе по конституционному праву С.В. Пчелинцев «Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве», "Журнал российского права", 2003, N 11

.

Вместе с тем специальные конституционные законы, которые должны были четко конкретизировать причины введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, несмотря на очевидную необходимость их оперативной разработки и рассмотрения, не принимались в течение довольно длительного времени. В этой связи совершенно обоснованно мнение Б.А. Страшуна о том, что промедление с принятием федеральных конституционных законов (включая и названные) отрицательно сказывается в целом на демократическом развитии нашего государства Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. с. 6-8.

С учетом изложенного был сделан вывод о том, что законом могут предусматриваться ограничения отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на время военного положения, но только в соответствии с вышерассмотренными требованиями норм международного права. Непременное соблюдение этого требования является предпосылкой обеспечения безопасности личности в условиях военного положения.

В заключение главы можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует такое состояние права, которое позволило бы причислить нашу страну к разряду подлинно правовых государств. Необходимо не только неукоснительно соблюдать права и свободы граждан, но и уделять внимание законодательству, соблюдению основных принципов указанных Конституцией.

Заключение

Российская Конституция -- это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжи-тельности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.

Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со-циальными, политическими и другими факторами. На конституцион-ном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Среди основных проблем возникающих в процессе реализации гражданами своих прав, можно выделить следующее:

1. Пренебрежительное отношение самих же людей к своим правам и свободам, непринятие их значимости в их жизни;

2. Стремление обладать правами и не нести никаких обязанностей по отношению к обществу и государству;

3. Отсутствие ответственности, способной предостеречь правонарушителей от нарушения закона в части, касающейся прав и свобод;

4. Нарушения закона со стороны органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой повышение риска правонарушений со стороны граждан.

Если в целом проанализировать основные тенденции развития Конституции и связанных с нею общественных отношений в части личных прав и свобод человека и гражданина, то можно выделить следующие направления, которые будут являться путями решения указанных выше проблем:

1. Пересмотр существовавшего в СССР подхода к понимаю

правового статуса личности, отказ от классового подхода и ущемления личности ради интересов государства;

2. Повышение уровня правосознания отдельно взятого человека и

всего общества в целом. Невозможно построить правовое государство без четкого соблюдения законов и пренебрежительном отношении к ним со стороны граждан;

3. Отказ от декларирования конституционных принципов и

последовательный переход к претворению их на практике;

4. Дополнение нормативно-правовых актов новыми нормами и

отраслями, которые смогут способствовать наиболее полной реализации гражданами своих прав;

5. Контроль и применение ответственности за нарушение

конституционных норм, регулирующих личные права и свободы, ужесточение наказания за неисполнение указанных норм права.

В одной работе невозможно отразить всё, что было пересмотрено в связи с проведением реформ 90-ч годов. Соблюдение прав и свобод человека, их реализация, а значит и построение правового государства возможны лишь когда всё, что закреплено на бумаге, будет реализовано на практике.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375

3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277

4. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465

5. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 // "Российская газета", N 152, 10.08.1993

6. Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // "Российская газета", N 32, 08.02.1992

Статьи журналов:

1. Н.С. Волкова, «Общественная безопасность и законодательство о правах человека», "Журнал российского права", 2005, N 2 с. 41

2. М.С. Дунаева, «Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля и записи переговоров». "Адвокатская практика", 2003, N 3 с. 34

3. Б.Н. Кадников «К вопросу о понятии частной жизни человека». Международное публичное и частное право», 2007 № 1 с. 47

4. С.В. Пчелинцев «Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве», "Журнал российского права", 2003, N 11

Учебники и учебные пособия:

1. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву. М.: Юристъ, 2002 г. - 343 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.:Норма, 2006 г. - 784 с.

3. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: Учбеник. М.: Юристъ, 2002 г. 445 с.

4. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2003, с. 134.

5. Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. 388 с.

6. Чиркин В.Е.. Конституционное право России: учебник, 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2003 г. с. 192.

7. Основы государства и права. Уч. пособие под ред. О.Е. Кутафина. М.: 2001 г. с. 85-88.

8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2002 г. - с.37.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.