на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг
p align="left"> Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчерк-нуть, что ее основной функцией является компенсацион-ная, то есть эта ответственность имеет своей задачей, в ос-новном, восстановление нарушенной имущественной сфе-ры потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основной упор в Законе "О защите прав потребите-лей" делается на применение такой предусмотренной дей-ствующим законодательством меры ответственности, как воз-мещение убытков. Гражданский кодекс предусматривает раз-личные формы ответственности: в форме возмещения убыт-ков, уплаты неустойки и т. д. И также особое место отводит именно возмещению убытков. Обусловлено это тем, что наи-более существенным и распространенным последствием на-рушения гражданских прав являются убытки.

Под убытками в гражданском законодательстве согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного пра-ва, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Представляется, что на основании Закона взыскание потребителем с обязанной стороны убытков за неисполнение ею договорных обязательств в форме упущенной выгоды, как правило, невозможно, поскольку в нем идет речь об услугах, оказываемых гражданину только для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Совершенно очевидно, что такие услуги с точки зрения Закона исключают возможность их использования для получения дохода. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в Законе используются различные слова, подтверждающие высказанное мнение. Так, в ст. 14 предусмотрено, что вред, причиненный потребителю, подлежит возмещению в полном объеме, а согласно ст. 13 убытки потребителю возмещаются в полной сумме. Если под "объемом" понимать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (неполученный заработок), то различие в терминологии становится понятным. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п.2 ст. 13 Закона).

Согласно ст. 393 ГК, убытки возмещаются, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. При этом размер убытков определяется, исходя их цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удоволетворено добровольно - в день предъявления иска. Суд может применить цены, существующие в день вынесения решения. Приведенный порядок определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Согласно Закону, убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда Гражданским кодексом РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, ст. ст. 796, 902). При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п.п. 2 и 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей")11 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. N 6 и от 25 октября 1996 г. N 10)". Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 февраля 1997 г..

Закон РФ "О защите прав потребителей" в качестве противоправных действий, которые могут повлечь граждан-ско-правовую ответственность, а в отдельных случаях ад-министративную и уголовную ответственность, за вред, рас-сматривает следующие случаи нарушения исполнителем прав потребителей и неисполне-ния возложенных на них обязанностей:

-- оказание услуг ненадлежащего качества;

-- несоблюдение требований, направленных на обеспече-ние безопасности жизни и здоровья потребителей и предот-вращение вреда их имуществу;

-- необеспечение безопасности услуг;

-- предоставление недостоверной или неполной инфор-мации об услугах;

Как видно из приведенного перечня противоправность может проявляться как в действиях, так и в бездействии исполнителя.

Понятие, на котором хотелось бы специально остановиться и который касается ответственности,-- это определение услуги. Закон под-разделяет это понятие на простой недостаток и существен-ный недостаток. Эти понятия имеют очень большое значе-ние, поскольку их обнаружение является основанием для применения к исполнителям различных мер юридической ответственности, предусмотренных как общегражданским законодательством, так и За-коном "О защите прав потребителей".

Недостаток услуги -- несоответствие услуги или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

Существенный недостаток услуги -- неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Закон "О защите прав потребителей'' предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы услуги были качественными, являлись бе-зопасными для его жизни и здоровья, для окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу. Исходя из этого права, предусмотрена ответственность за нанесен-ный потребителю вред.

Вопрос этот крайне актуальный, так как качество мно-гих услуг, поступающих на потребительский рынок, ос-тавляет желать лучше Это касается, прежде всего различного рода медицинских и образовательных услуг, а также нетрадиционных услуг - целительство, магия, гипноз и т.п. .

Оказание некачественных услуг ведет к большим затратам, может причинить вред здоровью потребителя, угрожать его жизни, нанести ущерб другому имуществу, а порой под оказанием соответствующей услуги маскируется откровенное мошенничество. Во всех этих и других случаях наступает ответственность виновного лица перед потребителем.

При нарушении своих прав потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда.

Понятие "моральный вред" раскрывает статья 151 Граж-данского кодекса, из которой следует, что "моральный вред" -- это физические и нравственные страдания. Физи-ческие страдания -- любые болезненные или неприятные ощущения, например, боль, головокружение, удушье. Нрав-ственные страдания могут выражаться в форме различных переживаний: страх, обида, возмущение, чувства беспомощ-ности и т. п.

Правила компенсации морального вреда установлены в статьях 151, 1099--1101 Гражданского кодекса. Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действия-ми, которые нарушают личные неимущественные права граж-данина или посягают на принадлежащие ему иные немате-риальные блага. Если вред причинен действиями, нарушаю-щими другие права гражданина, то он подлежит компенса-ции только в случаях, специально предусмотренных зако-ном. Единственным пока примером такого закона является Закон "О защите прав потребителей", где конкретизируется определение, данное в ГК.

Причинителем вреда при оказании услуг является исполнитель или организация, выполняющая функ-ции исполнителя. С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нор-мативными актами РФ по защите прав потребителей (ст. 15 Закона).

Например, право требования компенсации морального вреда возникнет у потребителя, если ему будет оказана услуга ненадлежащего качества или с будет выполнена с опозданием.

В общем случае для возникновения права на компенса-цию морального вреда необходимо одновременное наличие следующих четырех условий:

-- претерпевание гражданином морального вреда, то есть физических или нравственных страданий; -- противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимуще-ственные права или посягающее на принадлежащие гражда-нину другие нематериальные блага;

-- причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом;

-- вина причинителя вреда.

В соответствии со статьей 15 Закона для наступления от-ветственности необходимо наличие вины причинителя вре-да (в любой форме). Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред был причинен нарушением прав потре-бителей, вызванным действием непреодолимой силы.

Гражданский кодекс предусматривает единственную фор-му, в которой суд может взыскать компенсацию с причи-нителя вреда --денежную (п. 1 ст. 1101 ГК).

Вопрос о размере компенсации -- это один из наиболее злободневных вопросов, связанных с ком-пенсацией морального вреда. Согласно статьям 151, 1099 ГК размер компенсации определяется судом. До тех пор, пока суд не определил размер компенсации, этого размера не существует, поскольку законодатель не установил какого-либо денежного эквивалента "единицы страданий", оставив решение вопроса о размере компенсации на усмотрение суда. Законодатель указал некоторые качественные критерии, которые суд обязан учитывать при определении размера ком-пенсации:

-- характер и степень нравственных и физических стра-даний; -- степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием ответственности за причинение вреда;

-- фактические обстоятельства, при которых был причи-нен моральный вред и иные заслуживающие внимания об-стоятельства;

-- индивидуальные особенности потерпевшего;

-- требования разумности и справедливости. Безусловно, эти критерии могли бы помочь суду опреде-лять размер компенсации, если бы был задан некий сред-ний ее уровень, своего рода "отправная точка", придержи-ваясь которой суд мог бы, применяя вышеуказанные кри-терии, определять окончательный размер компенсации в кон-кретном деле.

Вместе с тем понятно, что при рассмотрении требований о компенсации морального вреда эти критерии будут иметь некоторые особенности для отдельных видов правонаруше-ний. Такие индивидуальные особенности потерпевшего, как возраст, пол, состояние здоровья и другие факторы долж-ны учитываться во всех случаях.

Были попытки создать методику возмещения вреда, и исследователи пришли к выводу, что это сделать невозмож-но, можно сделать только какие-то приблизительные расче-ты, как будет возмещаться моральный вред11 См.,например: Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998 с.57-71 .

Проблема компенсации морального вреда, в особеннос-ти, определение размера возмещения в денежной форме, вызывает большие затруднения в судах. Статья 192 ГПК РФ, обязывающая суд к вынесению законных и обоснован-ных решений, не содержит каких-либо изъятий. Отсюда сле-дует, что и в части размера возмещения морального вреда в денежной форме решение также должно быть законным и обоснованным. Для того чтобы обеспечить выполнение это-го требования, статья 197 ГПК РФ устанавливает, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные обстоятельства.

Ответственность за причинение морального вреда имеет явно выраженный компенсационный характер. Вряд ли есть необходимость доказывать, что оценка страданий в деньгах или иной материальной форме невозможна. Материальная компенсация за причинение морального вреда призвана выз-вать положительные эмоции, которые могли бы максимально отладить негативные изменения, происходящие в личнос-ти, обусловленные перенесенными страданиями. Понятно, однако, что степень такого "сглаживания" будет иметь дос-таточно условный характер, что неизбежно в силу особен-ностей морального вреда.

Когда человеку причиняют нравственные страдания и физическую боль, он испытывает резко отрицательные эмо-ции. Ликвидировать их невозможно, но можно компенсиро-вать эмоциями положительными. Безусловно, у каждого че-ловека положительные эмоции возникают в разных ситуациях и под влиянием различных факторов, но в любой ситуации получение денег -- это "приятно". Если бы моральный вред исчислялся не в деньгах, а в других ценностях (материаль-ных и нематериальных), то суду пришлось бы выяснять у каждого потребителя, какие именно ценности он предпочи-тает. Получение денег -- это унифицированный фактор, вызывающий положительные эмоции, и изобретать другой способ возмещения морального вреда нет необходимости.

При возмещении имущественного вреда гражданское законодательство применяет принцип эквивалентности (ра-венства) размера возмещения размеру причиненного вреда. Однако, в случае компенсации морального вреда принцип эквивалентности неприменим в силу особой специфики. Но поскольку вред причинен и должен быть компенсирован, из смысла гражданского законодательства вытекает, что к компенсации морального вреда может и должен применять-ся принцип более "низкого" уровня -- принцип адекватно-сти (соответствия). Действительно, если размер возмещения не может быть равен размеру вреда, то должен хотя бы соответствовать ему. Иными словами: за больший мораль-ный вред -- больший размер возмещения, и наоборот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.